Сюжет почти детективный: на российском рынке представлен иностранный AWтомобиль по цене… продукции АВТОВАЗа. За базовый китайский «BYD Флайер II» просят 5990 долларов!
В комплектации «стандартная» с электрическими зеркалами, стеклоподъемниками, центральным замком, легкосплавными колесами и CD-ресивером, хромированными ручками дверей и полкой багажника «Флайер» (летун? летаец?) будет ровно на тысячу дороже. Это меньше, чем цена «лад» не только «десятого» семейства, но и наследников «восьмого». И немногим дороже «классики» и почившей в бозе «Оды».
СТРЕМЕНА ПО РОСТУ
Дешевый жесткий пластик на фото выглядит лучше, чем в жизни. В обладании 50-процентным перцентилем есть свои плюсы. Это значит, что ваш рост не выше среднего: свысока на окружающих смотреть не приходится, но с одеждой проблем нет, и в любом AWтомобиле сидеть удобно. Даже во «Флайере». Высокая машинка с большими дверными проемами явно сделана с прицелом на китайский рынок. Сиденья таковы, что с моими скромными 176 см пришлось отодвинуться до упора и осталось стойкое желание отъехать еще на щелчок. Само кресло показалось узким и жестким, возможно, с мороза – через полчаса езды это ощущение прошло. Над головой достаточно места, а вот когда на правое сиденье уселся фотограф, локтям и плечам стало тесно.
Смахнем дворниками снег, и снова вылезут «китайские проблемы»: верхний край зоны очистки на добрых 100 мм ниже рамки стекла. Ехать можно, но верхних светофоров не видно. Немного смущают широкие передние стойки (будем надеяться, что с пассивной безопасностью все обстоит достойно) и расположенное слишком близко к водителю «великанское» зеркало заднего вида. На нем два дисплея неземной красоты: слева что-то написано по-китайски, справа высвечивается забортная и внутренняя температура. Любуйтесь – все равно в заднем стекле, лишенном очистителя, омывателя и обогрева, уже через десять минут езды ничего не видно.
В зоне задней двери кроется и самый заметный недостаток – личинка ее замка оказалась под номерным знаком (видимо, китайские знаки меньше наших). А поскольку привода из салона не предусмотрено, чтобы попасть в багажник, надо открутить номер… Исправит ситуацию откидная рамка номерного знака или дистанционное открывание с помощью тросика или электропривода (еще неизвестно, что в Китае дешевле).
НЕ ЛЕТАЕТ
Набор из четырех приборов – это хорошо, синяя подсветка – плохо, но модно. Шесть вариантов распределения воздуха – отлично. Удивительно, но все это работает! Правда, вентилятор выше на скоростях первой шумит, как взлетающий самолет. Есть рециркуляция воздуха и кондиционер, пробку по соседству с чадящим грузовиком можно пережить. Мокрый снег, малые скорости и работа двигателя на холостом ходу – неплохой экзамен для отопления и вентиляции. «Флайер» сдал его на «хорошо»: стекла чистые и прозрачные через 8–10 минут после начала движения.
Неважно с вибрациями: заметно дрожит руль на холостом ходу и зеркала заднего вида почти во всех режимах. Шум двигателя подавлен очень неплохо – не «достает» даже при близких к максимальным оборотах, выходить на которые приходится при каждом разгоне.
Багажник – понятие символическое. Замок, прикрытый номером – это серьезный прокол… С таким мотором четырехступенчатая коробка – в самый раз. Для троганья «короткая» первая, для интенсивного разгона до 60 км/ч – вторая, для плавных перестроений – третья, для неспешной езды по прямой – четвертая. Никаких вариантов: при заявленных 40 л.с. двигатель «Флайера» не превратит его в выдающегося спринтера. Динамические качества не лучше, чем у «Оки». Радует одно: заявленные 118 км/ч абсолютно реальны.
Зато в толчее городских улиц «Флайер» вполне органичен. Дорожный просвет 150 мм при скромных колесиках 155/70R13 выглядит достижением. Плотная, жесткая подвеска проглатывает внушительные ямы и не боится «лежачих полицейских», значит и по грунтовке пойдет сносно.
Сколько ни жми на газ, трехцилиндровый 800-кубовый «Хуайхай» все равно разгоняет «Флайер»… медленно. Руль без усилителя зимой в радость – передние колеса чувствуешь буквально «руками». На скорости – хуже, «Флайер» начинает «плавать» по дороге – расслабиться на «сотне» не получится… А вот и китайский козырь – весьма скромный расход бензина в городе, примерно 6,5 л/100 км.
«СРОЧНО ТРЕБУЮТСЯ ФЛАЕРЩИКИ»
Такое объявление я очень кстати встретил в супермаркете. Литературный русский язык явно не поспевает за реалиями жизни – для тех, чья работа раздавать рекламные листовки в магазине, название профессии пока не придумано. Так получаются забавные «комбинированные» слова, значение которых можно варьировать сообразно ситуации.
Нарисовать портрет «флаерщика» задача не из легких. На модный «женский» AWтомобиль не тянет, молодежь с такой динамикой тоже не заманишь. Дачникам не подойдет – маловат багажник. Остается «апгрейд» для нынешних владельцев «Оки», тем более что слухи о прекращении ее производства небеспочвенны. В итоге получается, что основным конкурентом «Флайеру» станет вазовская «классика», которая пока дешевле. Она, конечно, больше... но кому-то важнее «полный электропакет».
ЗА ТЕ ЖЕ ДЕНЬГИ: VAZ 21053 от $4200 Больше, мощнее, быстроходнее и дешевле «Флайера». Все еще с карбюратором. Почти такой же AWтомобиль, как 25 лет назад. (ЗР, 2006, № 1).
ЗА ТЕ ЖЕ ДЕНЬГИ: VAZ 21093С от $6500 «Девятка» из Сызрани – самые доступные передний привод и впрыск. Тесное заднее сиденье. Наголову выше «китайца» по ходовым качествам. (ЗР, 2002, № 5; 2005, № 8).
BYD Flyer II – НЕ ЛЕТАЕТ, НО ВЕЗЕТ ЧЕТВЕРЫХ НЕ СЛИШКОМ РОСЛЫХ ПАССАЖИРОВ. ЭТО БИЛЕТ НА АВТОМОБИЛЬНУЮ РАСПРОДАЖУ. НЕДОСТАТОЧНО ДЕШЕВО? ДАВАЙТЕ ПОГОВОРИМ ЧЕРЕЗ ГОД…
+ Низкая цена в базовой комплектации, хорошая обзорность в сухую погоду, возможности дооборудования. - Качество сборки на «родном» уровне, удобен только для людей ниже среднего роста, слабая динамика разгона, вибронагруженность, неработоспособный замок багажника.
Источник: WWW.ZR.RU - AWтомобильный журнал "За рулем"
ЭКСПАНСИЯ: BYD Flyer
Бурную AWтомобильную деятельность китайская компания BYD Auto начала еще в 1980 году. Сегодня на ее счету не только клонирование известных моделей, но и собственные разработки. Одна из них — Flyer.
В свое время один знакомый порекомендовал моему ребенку изучать не английский язык, а китайский. Тогда я скептически усмехнулся, а сегодня понимаю, что он был прав. Пройдет еще год-два, и китайская речь на наших улицах будет звучать чаще, чем английская. И в этом нет ничего удивительного. Во всяком случае, темпы товарной экспансии из этой страны просто космические. Предлагается все, от лицензионных приемников до AWтомобилей собственной разработки. Причем случается, что товар не такой уж плохой. Во всяком случае, цене соответствует.
Именно к такому товару относится машинка Flyer. Почему машинка? Да потому, что назвать эту коробочку на колесиках гордым словом «AWтомобиль» язык не поворачивается. Уж больно по-игрушечному она выглядит. И тем не менее это все же транспортное средство. Причем, стоит признать, очень даже миловидное. Касается это не только дизайна, но и качества сборки. Не будь здесь шильды «Made in China», Flyer смело можно было бы принять за AWтомобиль, сделанный в стране, AWтопром которой имеет богатую историю. Во всяком случае, наша «Ока» выглядит намного хуже, как по внешнему восприятию, так и по сопряжению кузовных элементов. И хотя дизайн Flyer ультрамодным не назовешь, в современном городском потоке машина смотрится вполне адекватно.
Недурна она и внутри, правда с одной оговоркой. Качество пластика, из которого выполнены элементы интерьера, оставляет желать лучшего. Сегодня уже мало кого удивишь формами. Важно, из какого материала эти формы сделаны. Впрочем, если на это закрыть глаза, то, по большому счету, придраться здесь не к чему. Конечно, можно сетовать на то, что машина не так просторна, как хотелось бы. Можно размышлять о том, что добрая половина водителей будет вынуждена отказаться от обуви с широким рантом из-за скученности педалей. Многие наверняка сразу выкинут архаичную магнитолу, звучание которой очень схоже со звучанием детекторного приемника. Однако… Не стоит забывать и о том, что этот AWтомобиль создан с одной целью: быстро и недорого доставить вас от дома до работы.
Удивительно, но производитель официально заявляет, что эта машина способна разогнаться с места до «сотни» за 35 секунд. По ощущениям, эта цифра должна быть раза в два меньше. Во всяком случае, в транспортном потоке мы держались на уровне остальных, и это при условии, что нас в машине было трое. В городе Flyer расходует всего 4,5 литра 92-го бензина. Умножим это на объем топливного бака в тридцать литров, и запас хода получается… В общем, заправляться можно раз в две недели, не чаще.
Несмотря на отсутствие гидроусилителя руля, парковаться на этом AWтомобиле несложно. Усилие на рулевом колесе незначительное, справиться с ним сможет даже ребенок. Да и вообще, машина достаточно легка и проста в управлении — каких-либо серьезных недочетов нет. Порадовало и то, что, несмотря на незначительные габариты, у AWтомобиля достаточно большой клиренс: за время теста машина нигде ни разу не чиркнула брюхом. А поездить нам пришлось и по дорогам общего пользования, и по нашим нечищеным дворам. Впрочем, чему удивляться! Flyer делался не в Японии и даже не в Корее, а в Китае, где дороги в большинстве своем также оставляют желать лучшего. А что для китайца хорошо, то и русскому сгодится.
Остается добавить, что AWтомобиль у нас был в базовой комплектации. Такой вариант обойдется покупателю в 6200 долларов. Дорого? Темпы продаж говорят об ином.
Текст: Олег Калаушин Источник: Журнал "5 Колесо" [03/2006] http://www.5koleso.ru/
Мнимая угроза: BYD Flyer
Обработав результаты разведки, китайцы пошли на приступ нашего AWтомобильного рынка. Причем используют они для этого очень опасное оружие – машину с удивительно низкой ценой.
Маленькое чудо
То, что происходило в тот день на улицах города, очень напоминало эпизод из “Невероятных приключений итальянцев в России”. Помните лица водителей и пешеходов, провожающих взглядом приземлившийся на шоссе пассажирский самолет? Мне, чтобы добиться подобной реакции окружающих, даже авиалайнер не понадобился. Я всего лишь управлял небольшим AWтомобильчиком. Но, ей-богу, все на него обращали внимание, и, что приятно, многие при этом улыбались. Мало того, некоторые даже позволяли мне преспокойно перестраиваться в соседний ряд.
Дело все в том, что, глядя на эту машину, трудно сдержать улыбку. Уж очень забавно и непосредственно она выглядит. Примерно так я изображал AWтомобили в дошкольном возрасте. Сначала рисуем квадрат, потом спереди небольшой прямоугольник, а снизу два небольших колесика. К этой красоте добавляем большие фары в духе “Мерседеса” S-класса и, конечно же, эмблему, похожую на БМВ, – вот и готов “Флайер”.
Да, не шедевр. Однако я и не рассчитывал, что “Летчик”, а с английского имя нашего героя переводится именно так, поразит меня изысканностью форм. Тем более что этот AWтомобиль – первенец фирмы BYD и был разработан этой компанией самостоятельно, а не скопирован с какого-либо другого, как частенько бывает в Китае.
Первым делом батареи
Компания “Циньчуань отомобайл” разработала “Флайер” еще в 2001 году. А еще через два года была переименована в “BYD-Ауто”, так как перешла в собственность фирмы BYD, вышедшей тогда ни много ни мало на второе место в мире по выпуску аккумуляторных батарей.
В настоящее время на заводе в столице провинции Шэньси городе Сиань, способном выпускать 200 тысяч AWтомобилей в год, собирают не только маленький “Флайер”, но и седаны “гольф”- и среднего классов, соответственно, F3 и F6. Более того, фирма занимается проектированием электромобилей, работающих на аккумуляторах большой мощности и даже топливных элементах.
Добро пожаловать или...
Не ждал я и авиационного качества сборки. Поэтому не стали откровением зазоры между кузовными панелями в два пальца толщиной и двери, закрывающиеся, как на “Жигулях”, не с первого раза и с характерным грохотом. Но это были цветочки. Вкус ягодок я ощутил, попытавшись сесть за руль.
К сожалению, я не обладаю ловкостью пилотов, умеющих быстро залезать в кокпиты истребителей, а для посадки на водительское место “Флайера” она определенно пригодилась бы. В итоге я с большим трудом втиснулся между спинкой сиденья и рулем. А ведь кресло было отодвинуто максимально. Конечно, виноват мой рост – 186 см, но думаю, будь я сантиметров на 5–6 ниже, вряд ли это упростило бы задачу. А вот и еще одна неприятная новость: педали собраны в кучку, и запросто можно нажать на две одновременно. Что помешало китайским конструкторам сделать расстояние между ними нормальным, непонятно. Собственно, и интерьер выглядит как-то странновато.
К примеру, сиденья обшиты светло-бежевым трикотажем. Так что в машине желательно ездить в очень чистой одежде. Другое произведение искусства – торпедо. Его будто сделали из куска пенопласта: сначала обтесали, причем весьма грубо, потом покрасили той же бежевой краской, а в завершение прикрепили к нему накладки под алюминий и прорезали круглые отверстия системы вентиляции. Такая нарочито спортивная атрибутика, увы, совершенно не гармонирует с псевдодеревянными вставками на дверных подлокотниках.
Но худа без добра, как известно, не бывает. Из-за того, что у передних сидений очень короткий диапазон продольной регулировки, на заднем диване весьма просторно. Я там уселся, едва касаясь коленями спинки водительского кресла. А еще из-за достаточно высокой крыши над головой столько места, что вполне можно ездить и в меховой шапке. Которая пассажирам “Флайера”, увы, очень даже может пригодиться. Сейчас объясню почему.
Держим курс по приборам
В тот день температура была около нуля. Я знаю, в Китае есть области, где бывают морозы покрепче, и снег местные жители видели не только по телевизору. Но вот создатели “Флайера” как будто про зиму никогда не слышали. В машине так холодно, что сидеть приходится в куртке. Думаете, забыл включить печку? Включил давно, и на полную катушку. Однако прогреть салон удается только до плюс одиннадцати. Отопитель явно слабоват, к тому же драгоценное тепло утекает через всевозможные щели как песок сквозь пальцы. Представляете, что было бы, будь на улице минус пятнадцать?
Между тем здесь не только, мягко говоря, прохладно, но и видимость оставляет желать лучшего – окна-то запотели. У стекла пятой двери вообще нет ни обогрева, ни очистителя. В общем, улыбки окружающих я кое-как мог разглядеть лишь через ветровое. Печки, слава богу, хватало, чтобы его отогреть. А то бы точно пришлось держать курс, сверяясь с компасом, встроенным, как и указатель температуры, в зеркало заднего вида. Правда, для этого нужно сначала овладеть китайским, так как названия сторон света написаны иероглифами.
Да, обливание холодной водой в целях закаливания организма будущим владельцам этого спартанского AWтомобиля явно пойдет на пользу. А еще им не помешает обладать смелостью и выдержкой истинных асов.
Ощущение полета
Однажды мне довелось лететь на Ан-2, известном в народе как “кукурузник”. Так вот, из-за жуткой тряски до самой посадки меня не покидало ощущение, что эта конструкция из фанеры и алюминия в любой момент может развалиться на части.
Откровенно говоря, не мог себе представить, что за рулем микролитражки я испытаю нечто похожее. Даже на холостых оборотах двигателя рычаг коробки передач и “баранка” “Флайера” бьются в конвульсиях, а зеркало, кажется, вот-вот отвалится. На ходу же 3-цилиндровый моторчик уже после 3000 об/мин начинает так реветь, что думаешь – еще чуть-чуть и взмоешь в небо.
А крутить двигатель и часто дергать рычаг невероятно нечеткой 4-ступенчатой коробки приходится, иначе просто становишься помехой для всех на дороге. Полет – всего лишь романтическое преувеличение создателей машины, на самом деле “Флайер” ползет. Кажется, разгон до сотни длится целую вечность. Мне всего несколько раз удалось увидеть, как стрелка спидометра преодолела отметку в 100 км/ч и то на загородном шоссе, где была возможность долго держать нажатой педаль газа. Но, поверьте, езда на такой скорости – испытание не для слабонервных. Машину сносит с траектории даже воздушный поток от встречной легковушки, так что приходится постоянно подруливать. А делать это непросто: управление совершенно неинформативно.
В виражах “Флайер” пугающе кренится, и скользкий руль без усилителя приходится держать, изрядно напрягаясь. Не лучше дела обстоят и с тормозами, блокировка передних колес может наступить внезапно, даже если не очень сильно давить на педаль. Да и настройки подвески далеки от идеала. Она чрезмерно жесткая, так что даже небольшая кочка становится причиной неприятного стука и заметно сотрясает кузов.
А олени лучше...
Что же в итоге? Нам предлагают шумный, плохо управляемый AWтомобиль с динамикой черепахи, в котором удобно сидеть лишь на заднем диване, а зимой еще и холодно. Да, конечно, стоит “Флайер” дешевле всех AWтомобилей иностранных марок на нашем рынке, за исключением разве что “Таврии”. В базовом оснащении, где из дополнительного оборудования есть только противотуманные фары и магнитола, машина стоит $5990. За $7450 “китайский летчик” будет щеголять еще и литыми дисками, кондиционером, электроприводом стеклоподъемников и зеркал.
Но даже несмотря на столь низкую цену, попытка “Флайера” утвердиться на нашем рынке кажется весьма... м-м-м... смелой. Между прочим, одно из значений английского flyer – авантюра. Уж лучше доплатить от $1000 до $1500 и купить более совершенный во всех отношениях “Дэу-Матиз”. Или даже сэкономить и приобрести “Жигули” или “Самару”. По крайней мере, в них за рулем без проблем поместитесь.
ЗА Низкая цена
ПРОТИВ Теснота на передних сиденьях, шумный и слабый мотор, посредственная управляемость, низкое качество сборки
Текст: Андрей Колтун Источник: Журнал "Купи Авто" [01/2006] http://www.kupiavto.ru/
Копия верна? // BYD Flyer, Chery Sweet, Chevrolet Spark, Daewoo Matiz
К китайским подделкам бижутерии, электроники и одежды мы привыкли. А к AWтомобильным подделкам? Можно ли вообще подделать современный AWтомобиль? Можно! Например, китайская фирма Chery Automobile Co. именно этим и прославилась. Ее первенец на нашем рынке, Chery QQ — почти точная копия хэтчбека Daewoo Matiz. Недавно мы купили Chery QQ. А еще в России можно приобрести BYD Flyer — это «частичная» копия модели Suzuki Alto…
Можно ли ездить на поддельных «китайцах»? А может, лучше доплатить — и купить «настоящий» Daewoo Matiz узбекской сборки или новейший Chevrolet Spark из Кореи?
Снимите заднюю крышку своего мобильного телефона: почти наверняка его литий-ионная батарея сделана в Китае. И не исключено, что на батарее вы обнаружите эмблему фирмы BYD, которая занимает второе место в мире по выпуску литий-ионных аккумуляторов.
Автомобильным же бизнесом компания занялась в 2003 году, запустив в производство первенца — модель Flyer. Дилеры говорят, что некоторые узлы — как на аVтомобилях Suzuki. Трехцилиндровый 40-сильный двигатель похож на тот, что ставился на хэтчбек Suzuki Alto.
Нескладный кузов на тонких «ножках» угловат и неуклюж, зато наружные зеркала украшены повторителями указателей поворотов, раскосые фары — почти как на Мерседесах, а ручки дверей — хромированные. Да и эмблема здесь в виде сине-белого овала с буквами BYD: чуть прищуришься — ни дать ни взять, BMW! Но при этом в базовом исполнении Flyer продается в России всего за $5990. А хорошо оснащенный AWтомобильчик (для полного счастья не хватает лишь подушек безопасности и АБС) — за $7450. Дешевле не найдешь!
Но бесплатный сыр бывает известно где. «Мерседесовские» фары светят паршивенько: пучок света тусклый и рваный. Тоненькие дверки закрываются с грохотом, оставляя между панелями неравномерные зазоры. Капот и моторный щит хоть и обшиты звукопоглощающими панелями, но не способны блокировать противный низкочастотный гул, который издает на холостых оборотах трехцилиндровый двигатель.
А уж интерьер... Передняя панель словно выклеена из папье-маше и покрашена розовой краской, причем разных оттенков. К этой розовой пластмассе лучше не прикасаться: на ладонях остается неприятный скользкий налет. А источаемый пластиком запах гонит вон из машины. Не из отходов ли аккумуляторного производства сделаны панели?
Еще один шедевр — салонное зеркало заднего вида. В нем светятся показания компаса и забортного термометра (иероглифы!), и светятся ярко. Настолько ярко, что в темноте два ядовито-зеленых пятна просверливают в мозгу дырку! Поэтому сперва мы отвернули зеркало в сторону, а потом, когда убедились, что это не помогло, и вовсе замотали его тряпкой. Все равно пользы от него никакой: на ходу зеркало вибрирует так, что картинка расплывается.
Странный алгоритм управления «печкой». Чтобы прибавить жару, нужно повернуть рукоятку температуры влево, а чтобы убавить — вправо. Да и с кнопками задних электростеклоподъемников что-то не так: тянешь клавишу вверх — а стекло едет вниз.
Но больше всего позабавил перчаточный ящик. Контур его словно пропилен в передней панели: петель нет, а крышка отгибается благодаря упругости пластмассы! Оттянул ее вниз, достал перчатки (ничего другого в крохотный ящик положить нельзя) — и отпускай: «крышка» с грохотом захлопнется.
Аморфное сиденье водителя уже отодвинуто до упора назад, но водитель ростом 170 см там усаживается едва-едва. А более рослые сидят скрючившись. Вибрирующий рычаг удивляет огромными перемещениями и крайне низкой четкостью переключений. Педальный узел тесен настолько, что ботинки постоянно трутся друг о друга. Понятно, что площадки для отдыха левой ноги нет…
Моторчик мощностью 40 л.с. еле тянет — даже в сочетании с «короткой» четырехступенчатой коробкой. На второй передаче Flyer медленно набирает 60 км/ч, на третьей — почти 100 км/ч. На разгон до «сотни» уходит полминуты! А во время замеров на динамометрической дороге Flyer разогнался в одну сторону до 129 км/ч, а в другую — лишь до 116 км/ч. Ветерок сдувает. В общем, по первым впечатлениям, Flyer хоть и стоит как две Оки, но едет как одна!
Тахометр показывает обороты с опозданием. Раскрутил мотор до 6000 об/мин, перешел на следующую передачу, а стрелка тахометра все еще лениво опускается вниз: через секунду она показывает 5000 об/мин, еще через секунду — 4000 об/мин… «Тупит» и усилитель тормозов — и при торможении, и при растормаживании: то носом клюешь, то никак не дождешься, когда тормоза ослабят хватку. Усилителя рулевого управления нет, и потому в крутых виражах скользкую баранку нужно держать как можно крепче — стабилизирующий момент очень высок. Но при этом усилие абсолютно неинформативно — любое подруливание на скорости свыше 80 км/ч превращается в напряженную работу. А подруливать приходится. При перестроениях, а тем более на виражах Flyer самостоятельно изменяет траекторию: чем больше крен кузова, тем круче поворачивает машина — даже если водитель держит баранку неподвижно.
Опасный AWтомобиль! И дискомфортный. Мотор ревет, шины воют, любая кочка отзывается грохотом подвески. Сзади что-то брякает, в салоне «сверчки»…
Чем Flyer хорош, так это простором сзади. Широкие задние двери существенно облегчают посадку, хватает пространства для ног — в других машинах заметно теснее. Неудивительно: водитель-то согнулся в три погибели! Говорят, специально для российского рынка китайцы готовы переставить салазки чуть дальше — чтобы водителю было просторнее.
Кстати, номинально Flyer — пятиместный. Но как только мы сели в AWтомобильчик впятером, он подозрительно просел. Ведь грузоподъемность — всего 300 кг, а мы впятером потянем на 380 кг! То есть «пятиместность» Флайера рассчитана «в китайцах».
По сравнению с новоиспеченным AWтопроизводителем BYD Auto компания Chery — патриарх китайского AWтопрома: она выпускает машины уже семь лет! Говорят, что нынче, осваивая выданный правительством Китая кредит, фирма Chery заказывает дизайн новых AWтомобилей у итальянских кутюрье. Но Chery QQ — это, как мы уже заметили, «калька» с Матиза.
«Инструментальные замеры» с помощью рулетки показали, что копия снята с точностью до миллиметров. Например, двери от Матиза вполне подойдут «кукушке». Но если на Матизе боковая подштамповка на уровне дверных ручек идеально ровная, то на Chery ее словно выдавили ломом.
А вот «мордашка» у QQ слегка отличается. И трехцилиндровый мотор помощнее: вместо двух клапанов на цилиндр — четыре, а рабочий объем не 796, а 812 куб. см.
А куда смотрит концерн General Motors, правопреемник фирмы Daewoo? Американцы подали было на фирму Chery в суд. Но суд-то китайский! Не будет же правительство КНР наказывать фирму, которой оно выдало огромный кредит! В конце концов скандал замяли. Да стоит ли «бодаться» из-за старой модели, если на совместном предприятии SAIC-GM-Wuling в Китае уже выпускается новая модель — Chevrolet Spark? Причем Спарков в Китае продается гораздо больше, чем «кукушек».
Кстати, в Китае Spark заметно дороже, а вот QQ и Flyer продаются там примерно по одной цене. И это странно. Ведь, в отличие от Флайера, «кукушка» — это уже AWтомобиль! Внутри мило. Материалы хоть и простенькие, но такого острого фенольного запаха, которым окатил нас Flyer, здесь нет. Панели почти не скрипят даже на кочках. Обивочка сидений — точь-в-точь как на Калине. Не с одного ли завода ткань получают?
Диапазон продольной регулировки сиденья шире, а оснащенный гидроусилителем руль уже не выскальзывает из рук. Удобный блок управления микроклиматом расположен в самом верху центральной консоли. И компаса, к счастью, нет.
«Печка» жарит на славу, но вентилятор слишком шумный. Педальный узел такой же тесный, как на Флайере, а площадки для левой ноги тоже нет. Управление пятиступенчатой коробкой — разболтанное. Но здесь вторую передачу уже не приходится искать где-то под коленкой, а правая нога не трется о центральную консоль, как это было на Флайере.
Управление головным светом неожиданно возложено на поворотное колесико слева от рулевой колонки (на европейских машинах таким образом обычно регулируется яркость подсветки приборов). А поворачивающаяся рукоятка на левом подрулевом рычажке включает противотуманные фары.
Моторчик на «кукушке» по сравнению с Флайером — зверь! Уверенно «крутится» до 6500 об/мин, разгоняя AWтомобиль на второй передаче до 70 км/ч. Третья «тухнет» на 100 км/ч. И если все время крутить мотор «в звон», можно уверенно держаться в транспортном потоке. Конечно, на высших передачах ощущается нехватка «низов»: едешь на пятой передаче со скоростью 70 км/ч, давишь на газ — а там ничего. Ку-ку.
Зато «жесткие» тормоза позволяют точно регулировать замедление изменением усилия на педали, а водитель прекрасно чувствует момент блокировки колес. Ведь АБС здесь нет. Но усилие на педали слишком велико — не для женской ножки. А уже на втором торможении «в пол» со 100 км/ч эффективность упала настолько, что даже дюжему мужику едва хватило сил.
И управляемость не радует. Из-за отсутствия внятной обратной связи водитель не чувствует AWтомобиль ни на прямой, ни в поворотах. Реакции при перестроениях тоже неоднозначны и слишком остры: стоит на градус перекрутить руль, и QQ с креном шарахается в сторону — того и гляди, сорвется в занос. А если водитель зашел в крутой поворот чуть быстрее, довернул руль и сбросил газ — заноса не избежать! Тяжело удержать «кукушку» и при объезде препятствия на высокой скорости: дело запросто может закончиться разворотом.
А теперь — пересядем в «оригинал», Daewoo Matiz. Ба, да это же верх совершенства! Дело не только в более мощном литровом моторе — на Матизе проще, удобнее ехать! Благодаря хоть какой-то боковой поддержке сидений в поворотах уже не вываливаешься из седла. Передачи переключаются лучше, чем на QQ. Педальный узел такой же тесный, но расположение педалей относительно пола и усилия на них подобраны более тщательно. Двигатель тише, шины почти не слышны. Вибраций — меньше. Подвеска мягче, но более мощные амортизаторы удерживают кузов от вторичных колебаний.
А как, оказывается, приятно управлять Матизом! Реакции более стабильны и предсказуемы, а рулевое управление более «прозрачно» и информативно.
Интерьерчик, конечно, устарел. И это, пожалуй, единственное, в чем копия не уступает, а, быть может, даже превосходит оригинал. И хорошо бы, чтобы заднее сиденье складывалось не целиком, а по частям.
Chevrolet Spark, который представляет собой модернизированный Matiz, — современнее.
Кузов — жестче, обзорность — лучше (подголовники задних сидений полностью утоплены), двигатели — тише, вибраций — меньше... Можно заказать АБС, фронтальные и даже боковые подушки безопасности. Считай, европейский AWтомобиль! Но и цены почти европейские: «наш» хорошо оснащенный Spark 1.0 продается за $11335!
В Спарке появились удобные макияжные зеркала, очешник над водительской дверью, полочки под передней панелью, а под сиденьем переднего пассажира — выдвижной лоток для обуви.
«Геометрия» посадки сохранена, но сиденье стало жестче и лучше распределяет нагрузку. К вынесенным в центр приборам нужно привыкать, но сами они — великолепны. Педальный узел все так же тесен, но уже появилась площадка для левой ноги. Заднее сиденье — удобнее благодаря иной форме спинки и более широкому дверному проему. Багажник закрыт декоративными панелями не частично, как на других машинах, а полностью. Здесь есть подсветка, жесткая полка, скобы для крепления груза. А «родная» аудиосистема (либо четыре, либо шесть динамиков) звучит вполне сносно.
Тяговитый мотор позволил еще больше «растянуть» передаточный ряд трансмиссии: на второй передаче можно разогнаться до 80 км/ч, а на третьей — до 120 км/ч, почти как на «взрослых» аVтомобилях! Запаса тяги хватает почти всегда, поэтому двигатель можно не выкручивать, а переходить на высшие ступени раньше — это сулит меньший расход топлива.
И тормоза здесь лучше, причем есть АБС.
Над подвеской колдовали инженеры фирмы Lotus, и в результате Spark стал собраннее, понятнее Матиза. При этом более жесткая и энергоемкая подвеска не сделала Spark дискомфортным!
Но, опять же, все это — на «китайском» фоне. Вообще, за несколько дней общения с микролитражками у нас заметно сместились точки отсчета. Разгон до 100 км/ч за 16 секунд стал казаться очень быстрым, а Spark начал восприниматься по-настоящему комфортабельным AWтомобилем... Когда же после теста мы пересели в редакционный Hyundai Getz, он показался нам уже суперкаром…
Немудрено. По современным меркам BYD Flyer — это пока что недоAWтомобиль, ставший рекордсменом тестов Авторевю, набрав всего 570 баллов из 1000 возможных. По школьной системе оценок даже на «тройку» не тянет! Кроме того, AWтомобиль — не дешевая кассетная «мыльница», которую можно просто выкинуть после поломки. Где обслуживать Flyer? Кому его перепродать через два-три года, и сколько он будет стоить? Каков его ресурс? Когда отвалится расположенный перед задним колесом топливный фильтр?
Chery QQ — тоже кот в мешке. Но «кукушка» уже производит впечатление транспортного средства, хотя и уступает прародителю по многим параметрам. Достаточно прокатиться из дома до офиса по очереди на каждой машинке — и все станет ясно. Из «кукушки» выйдешь уставшим, а из Матиза — бодреньким. И настолько ли Chery QQ дешевле, чтобы с этим мириться? Участвовавший в тесте QQ стоит $7990, а схожий по оснащению Matiz 0.8 DLX продается за $8700. Конечно, в этом секторе рынка на выбор влияет каждая сотня долларов, но надо же и себя любить!
Лучшим в этом тесте оказался Spark. Но он же — и самый дорогой AWтомобиль: близкий к «кукушке» по уровню оснащения Spark 0.8 (с одной подушкой безопасности) стоит $9800.
А вообще… Конечно, такие малышки нужны. Тем более что в России альтернативы этой корейско-китайской четверке практически нет. Разве что Ока? Но двухцилиндровая старушка не в силах конкурировать даже с «китайцами». А если бы на АвтоВАЗе решили запустить в производство новую Оку, то, скорее всего, получился бы не российский Spark, а российский Flyer. Или, в лучшем случае, QQ.
Однако новой Оки не будет. А вот новые QQ и Flyer — будут. Например, совершенно новый Chery QQ появится в 2008 году. Наверняка он станет тише, удобнее, быстрее... Китайцы учатся быстро! И тогда применительно к отечественному AWтопрому можно будет вспомнить старый анекдот:
— Скажи, кукушка, сколько мне жить осталось? — Ку. — Ой, а почему так ма…?
Что почем?
BYD Flyer — не только самый доступный аVтомобиль в нашей компании, но и самая дешевая иномарка в России. «Базовый» Flyer продается всего за $5990. Это практически «голая» машина: из «допоснащения» есть лишь противотуманные фары и аудиосистема. Но за $6990 продается Flyer в богатой комплектации: противотуманные фары, электростеклоподъемники всех дверей, наружные зеркала с электроприводом, аудиосистема с CD-плейером, легкосплавные диски, центральный замок… За кондиционер нужно доплатить $500.
А вот по «механике» выбора нет. Двигатель — только трехцилиндровый, 40-сильный. Коробка передач — только механическая, четырехступенчатая.
Chery QQ. За морем телушка — полушка, да рубль — перевоз. Старая пословица всецело отражает ценообразование в случае с китайскими машинами. За пустыней Гоби базовый Chery QQ стоит от $3600. На экспорт машину отпускают по еще более низкой цене. Но перевоз (паром в финский порт Ханко идет 40 дней) и растаможка повышают цену до $7990 — столько стоит Chery QQ 0.8 (52 л.с.) в базовом исполнении S1 (гидроусилитель, кондиционер, электропакет, легкосплавные диски, аудиосистема). Именно такая машина и побывала на нашем тесте.
На следующей ступени — QQ 0.8 в исполнении S2a: AWтоматическая коробка, АБС, фронтальные подушки безопасности, аудиосистема и другое оснащение. Розничная цена — $9990. А за $9720 предлагается QQ 1.1 (53 л.с., гидроусилитель, кондиционер, АБС, две подушки безопасности, электропакет).
Гарантия — три года или 100 тысяч км.
Daewoo Matiz. За несколько лет заводу Uz-Daewoo удалось выстроить обширную сеть дилеров, которые продают машины по единым ценам. Самый простенький Matiz 0.8 STD (аудиоподготовка, электрокорректор фар и обогрев заднего стекла) продается за $7000. За кондиционер нужно доплатить $600. На следующей ступени — Matiz 0.8 DLX (от $7800), в оснащение которого в максимальной комплектации ($8700) входят гидроусилитель руля, центральный замок, кондиционер, легкосплавные колеса, дистанционный привод лючка бензобака, фирменная магнитола Daewoo, багажные релинги на крыше и другие приятные мелочи. Matiz 0.8 DLX можно оснастить четырехступенчатой AWтоматической коробкой (плюс $1100). За $8700 предлагается топовый Matiz 1.0 Best с 63-сильным мотором — в эту цену включены электростеклоподъемники всех дверей, противотуманные фары, электропривод правого зеркала, велюровая обивка салона. В пределе цену «литрового» Матиза можно довести до $9600.
Заводская гарантия — год или 20 тыс. км, но дилеры продлевают ее до пяти лет или 100 тыс. км.
Chevrolet Spark даже в базовой комплектации Direct-1 дороже конкурентов — 8490$. За эти деньги предлагается трехцилиндровый аVтомобиль (51 л.с.) без гидроусилителя руля, кондиционера и электростеклоподъемников, но — с одной подушкой безопасности. Помимо этого есть еще семь фиксированных комплектаций. «Топовая» версия Spark 0.8 Star за $11110 включает кондиционер, гидроусилитель, две подушки безопасности, АБС, аудиосистему с CD-плейером, центральный замок, передние электростеклоподъемники и другое оснащение. По соотношению цены и уровня комплектации этой машине, пожалуй, нет равных на рынке. Точно такой же Spark с «AWтоматом» стоит $12160.
Spark в исполнении Elite (от $10915) и Premium (от $11815) оснащается литровым мотором (65 л.с.) и только механической коробкой. Самый дорогой Spark 1.0 Premium за $12065 оснащен по высшему в этом классе разряду: аудиосистема с CD-плейером и шестью динамиками, электростеклоподъемники всех стекол, АБС и даже боковые подушки безопасности! В тесте участвовал Spark 1.0 Elite за $11335.
Гарантия — 2 года без ограничения пробега.
Кстати…
Фирма BYD Company Ltd появилась в 1995 году. Аббревиатура BYD расшифровывается как Brings You Dollars («приносит вам доллары»). За несколько лет из скромной конторы, в которой работали 30 человек, BYD превратилась в мощную транснациональную корпорацию со штатом 40 тысяч сотрудников — и в 2003 году вышла на второе место в мире по выпуску литий-ионных и других аккумуляторов разной емкости.
В том же 2003 году фирма BYD приобрела компанию Tsinchuan Automobile Company с заводом в городе Ксиан, которая была переименована в BYD Auto Company (Ltd). Завод с историей: 20 лет назад здесь небольшими партиями собирали лицензионные Fiat 126 и Honda Today. В 1992 году на конвейер поставили лицензионный Suzuki Alto. А в 2001 году начали выпускать модель Flyer cамостоятельной разработки. К тому времени, когда завод попал под крыло фирмы BYD, было выпущено около 20 тысяч Флайеров.
Сейчас производственные мощности завода составляют 200 тысяч машин в год, но до нынешнего года здесь выпускали только Flyer. Причем, если за первые пять месяцев 2004 года в Китае было продано 6735 Флайеров, то за тот же период 2005 года — всего 3025. ВYD Flyer, который стоит в Китае около $4000, адресован 50 миллионам потенциальных покупателей, чей годовой доход составляет от $7000 и выше — таких в Китае называют средним классом.
В апреле нынешнего года состоялась премьера новой модели BYD F3. Это седан гольф-класса собственной разработки с мотором Mitsubishi 4G18 (1,6 л, 100 л.с.). Замыкает модельную линейку новый переднеприводный седан BYD F6 длиной без малого пять метров. Он оснащается мотором Mitsubishi 4G64 (2,3 л, 136 л.с.).
Кроме того, используя мощный потенциал своей материнской компании, фирма BYD Auto разрабатывает экспериментальные электромобили на батареях большой емкости и даже электромобили на топливных элементах!
Текст: Александр ДИВАКОВ, Максим КАДАКОВ Источник: Газета "Авторевю" [23/2005] http://www.autoreview.ru/