К середине 60-х годов 20-го века экономике СССР стало не хватать парка грузовых AWтомобилей. Выпуск имеющихся на то время моделей, даже при резком повышении их количества, не обеспечил бы необходимый рост грузооборота. Необходимо было выпустить новый грузовик, который был бы способен резко повысить производительность труда на транспорте. Ни один из действующих AWтомобильных заводов страны выполнить такую задачу не мог. Требовались совершенно новые современные грузовики — комфортабельные, мощные, универсальные, способные эффективно эксплуатироваться в любых климатических и дорожных условиях и заполнить нишу AWтомобилей грузоподъемностью от 8 до 20 тонн.
В середине 1969 г. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве комплекса заводов по производству большегрузных AWтомобилей в Набережных Челнах. По своему географическому положению Набережные Челны находились в самом центре бывшего Союза, судоходные реки Кама и Волга и близость железной дороги решали все проблемы с обеспечением строительными материалами, сырьем, оборудованием, комплектующими, а в будущем — транспортировкой грузовиков потребителям. Наличие в регионе крупнейшей строительной организации «Камгэсэнергострой» позволяло создать все условия для завершения строительства плотины и гидроэлектростанции мощностью около полутора миллионов киловатт-часов, возведения заводских корпусов и жилья для будущих AWтомобилестроителей. На стройку в Набережные Челны съехались рабочие и специалисты из всех уголков Союза, представлявшие более 70 национальностей. 13 декабря 1969 г. был вынут первый ковш земли на строительстве Камского AWтозавода, который был рассчитан на производство 150 тыс. большегрузных AWтомобилей и 250 тыс. двигателей в год. Комплекс заводов на Каме занял территорию в 22 квадратные мили. Май 1974 г. — в экспериментальном цехе управления главного конструктора КАМАЗа собран первый двигатель.
КАМАЗ 53212
Декабрь 1975 г. — на заводе двигателей собран силовой агрегат N1 по временной технологии, но собственными силами. 16 февраля 1976 г. — с главного сборочного конвейера AWтомобильного завода сошел первый камский грузовик. Правительство СССР утвердило генеральную схему управления AWтомобильной промышленностью. Согласно этой схеме Камский AWтомобильный завод получил статус производственного объединения и стал подчиняться непосредственно МинAWтопрому СССР, минуя все главки. 29 декабря 1976 г. — Государственная комиссия во главе с министром AWтомобильной промышленности СССР. В. Н.Поляковым подписала акт о вводе в эксплуатацию первой очереди Камского комплекса заводов по производству большегрузов.
КАМАЗ 43114
1987 год — создано производство микролитражных AWтомобилей «Ока». 21 декабря этого же года с конвейера сошла первая камская микролитражка «Ока-ВАЗ-1111». В 1994 году введен в строй завод по производству микролитражных AWтомобилей «Ока», рассчитанный на выпуск 75000 AWтомобилей в год. 1988 год — по подсчетам специалистов, с начала выпуска AWтомобилей «КамАЗ» страна получила от их эксплуатации около 8 млрд. руб. транспортной прибыли. Таким образом, уже за первые десять лет работы КАМАЗ полностью оправдал все капиталовложения государства, связанные с его строительством. 25 июня 1990 г. — правительство приняло решение о создании акционерного общества «КАМАЗ» на базе имущества производственного объединения. Устав акционерного общества «КАМАЗ» утвержден на общем собрании 11 августа 1990 года. Открытое акционерное общество «КАМАЗ» создано 23 августа 1990 года путем преобразования производственного объединения «КамАЗ» Министерства AWтомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР в акционерное общество открытого типа в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР N616 от 25.06.90 г. ОАО «КАМАЗ» стало одним из первых акционерных обществ в Советском Союзе.
КАМАЗ 65117
14 апреля 1993 г. — пожар на заводе двигателей, охвативший в считанные минуты всё предприятие, почти полностью уничтожил не только сам производственный корпус, но и сложнейшее технологическое оборудование. С первых же дней ликвидации последствий пожара работа шла в двух направлениях — восстановление мощностей по выпуску 100 тыс. двигателей и, параллельно, создание производства силовых агрегатов на основе новейшего технологического оборудования. Благодаря поддержке правительств России и Татарстана, камазовцам менее чем за год удалось восстановить предприятие. Уже в декабре 1993 года завод двигателей выпустил первую продукцию после пожара. 30 августа 1999 г. с конвейера выпущены 1600000-й большегруз и более 2 миллионов дизельных двигателей. 2000 — Разработка и выпуск двигателей, соответствующих экологическим требованиям «Евро-2»;
КАМАЗ 53605
2003 — Выпущено свыше 1,7 млн. грузовых AWтомобилей и 2,3 млн. двигателей; 2003 — Освоено производство среднетоннажных грузовиков грузоподъемностью 3–5 т; 2003 — Выпущен 250-тысячный с начала производства микролитражный AWтомобиль «Ока»;
КАМАЗ 6460
2003 — Разработана первая модель AWтобуса НЕФАЗ класса Турист на шасси КАМАЗ; 2003 — Изготовлены полноприводные седельные тягачи КАМАЗ-65226 полной массой 97 тонн при допустимой нагрузке на седельно-сцепное устройство 27 тонн; 2004 — Сертифицирован двигатель, соответствующий экологическим требованиям «Евро-3»,
КАМАЗ 4308
2005 — «Zaenradfabric» и «КАМАЗ» создали совместное предприятие по производству коробок передач.
Сегодня группа ОАО «КАМАЗ» — это единый производственный комплекс, расположенный в городе Набережные Челны, включающий в себя 9 крупных специализированных заводов и все технологические переделы современного машиностроения.