FIAT Bravo/Brava, AWтомобили класса С с поперечным расположением двигателя и передним приводом.
Впервые были представлены в августе 1995. В 1997 Fiat Bravo/Brava были признаны «Лучшим AWтомобилем Европы». C 1999 оборудуются дизельным двигателем (1,9 л) с турбонаддувом и системой непосредственного впрыска топлива Common Rail.
Выполненные на одной базе AWтомобили Fiat Bravo/Brava представляют собой две кузовные версии одной модели, однако их габаритные размеры, оснащение и внешность различаются. Кузов трехдверного Bravo на 160 мм короче, заднее стекло опускается почти вертикально, образуя с панелями кузова одну плоскость. Задняя часть кузова Brava отличается шестью узкими полосками габаритов, обтекающими боковины.
Эргономичный салон оформляется пластиком, регулируемые по высоте передние сиденья оснащаются подголовниками. Существует шесть стандартных комплектаций модели, базовая включает: две подушки безопасности, гидроусилитель руля, тонированные стекла и др. Максимальная скорость 213 км/ч, разгон до 100 км/ч занимает 8 сек.
Fiat Brava зарекомендовал себя живым AWтомобилем по максимальной скорости и по приемистости. Вдобавок к мощному мотору у Брава очень хорошая коробка передач с удачно подобранными передаточными числами.
Очень хорошие характеристики управляемости у FIAT в немалой степени обусловлены весьма жестким на кручение кузовом и умело подобранными параметрами подвески колес. Подвеска FIAT отлично поглощает отрицательную энергию швов и выбоин.
Fiat Brava - AWтомобиль просторный, причем спинка заднего сиденья на этой машине сделана раздельной в отношении 1:2. Практичность такого решения оценят, в первую очередь, рыболовы и лыжники. И любой владелец отдаст должное вместительному багажнику.
НАРОДНЫЙ АВТОМОБИЛЬ ПО-ИТАЛЬЯНСКИ
Немало россиян считают недорогой и экономичный ФИАТ образцом народного AWтомобиля. А едва заметные в современных моделях фамильные черты прародителя "Жигулей" заставляют горестно вздохнуть: "и мы могли бы...". Самые распространенные в России ФИАТы - "Пунто", "Мареа", "Браво" и "Брава" - не раз представляли на страницах журнала. Сегодня поговорим о том, как они ведут себя на наших дорогах, какие затраты ожидают владельцев. За помощью мы обратились к знатокам в дилерский техцентр "Итал моторс".
СЕРДЕЧНЫХ БОЛЕЗНЕЙ НЕТ Двигатели ФИАТ - 1,1 л с моновпрыском и 1,2 л с распределенным впрыском на "Пунто", 1,6 и 1,8 л с распределенным впрыском на "Браво/Брава" и "Мареа" - похоже, переживут "свои" AWтомобили. Даже после 150 тыс. км износ цилиндро-поршневой группы минимален. Но не зная секретов долголетия, легко запороть мотор, которому еще жить да жить... Досрочные обрывы ремня ГРМ встречаются у многих иномарок. То ли его зубья "расшатывает" пуск замерзшего двигателя, то ли еще какая особенность российской эксплуатации. Так или иначе, ФИАТ - не исключение: положенные по инструкции 120 тыс. км даже оригинальные ремни выхаживают редко. А при обрыве на всех машинах, кроме "Пунто", клапаны встречаются с поршнями. Реанимация обойдется в $420-500, да прибавьте минимум столько же за новые детали. Поэтому менять ремень нужно каждые 50-60 тыс. км. При этом замените и его ролик - изношенный, он быстро испортит новый ремень.
Другая российская болезнь - плохой бензин. Порой изолятор свечей зажигания покрывается токопроводящими отложениями уже через 5-7 тыс. км. Оригинальные свечи на "Пунто" обойдутся в $32 за четыре штуки, на "Брава" и "Мареа" - $76. Впрочем, "неоригинал" работает не хуже (куда уж!). В любом случае свечи стоит менять каждые 15 тыс. км - при очередном обслуживании. Многие владельцы, сами того не подозревая, сокращают срок их службы, заправляя "95-м" бензином, в то время как все моторы без проблем переваривают АИ-92. Дело в том, что в высокооктановом топливе, как правило, больше присадок, вызывающих пробой изолятора. "Заботливость" владельцев оборачивается двойными тратами: на свечи и на дорогой бензин.
У двигателей 1,6 л желательно каждые 50 тыс. км промывать форсунки на ультразвуковом стенде. Промывка без снятия, может быть, и сработает, только вот проверить, как очистилась форсунка, не удастся. Поэтому ультразвук предпочтительнее. Может потребоваться промывка и шаговому электродвигателю регулятора холостого хода - на любой из перечисленных моделей. Признак неисправности - "плавает" или пропадает холостой ход.
На "Пунто" до 1998 модельного года может окислиться начинка блока управления двигателем. Симптомы: машина перестает разгоняться, "двоит", загорается индикатор неисправности двигателя. Блоки бывают двух типов: один приходится менять ($665), другой могут восстановить специалисты "Итал моторс" - $180 с установкой и гарантией. В любом случае, однажды устранив дефект, о нем можно забыть навсегда. Впрочем, неисправность эта относительно редкая. Дорогие нейтрализаторы и лямбда-зонды даже в России много лет работают без нареканий.
Раз в год после сезона тополиного пуха советуем очищать промежуток между радиаторами системы охлаждения двигателя и кондиционера. А заодно проверить и состояние контактов в проводах вентилятора - после нескольких зим они могут подгореть.
ВИД СНИЗУ Если эксплуатировать ФИАТы по назначению - не штурмовать пашню, не грузить полный кузов картошки и не пускать в занос на проселке, больших хлопот подвеска не доставит. Но и особой долговечности не ждите: должен же дешевый AWтомобиль в чем-то уступать дорогим?
Сайлент-блоков передних рычагов "Браво" и "Мареа" в среднем хватает на 40-50 тыс. км. Рычаги обойдутся в $84. Задние рычаги на "Пунто" служат около 50 тыс. км, после чего в их опорных подшипниках появляется люфт. Конечно, можно ездить и так - не отвалятся, но все же AWтомобиль - не телега. У машин с задней балкой таких проблем нет. Стоек стабилизатора поперечной устойчивости ("косточек") хватает на 30 тыс. км.
Основная неисправность стоек передней подвески - подклинивание опорного подшипника из-за попадания соли и грязи. Оно ощущается при повороте вывешенных колес руками. Резиновый элемент опоры весьма долговечен. Кстати, учтите, что на "Пунто" опору можно установить в двух положениях, повернув на 180°. При этом изменяется угол продольного наклона оси поворота (кастер). На машинах с гидроусилителем руля наклон стойки делают больше, на остальных - меньше.
Рулевые наконечники служат не менее 30 тыс. км (иногда до 100 тыс.), рейка (особенно без гидроусилителя) практически безотказна. С ГУРом возможна течь жидкости через манжеты. Чтобы продлить срок службы, меняйте потемневшую жидкость - рейка и насос дороже.Ступичные подшипники без проблем выхаживают 80-100 тыс. км. ШРУСы очень долговечны. Но при заказе нового будьте внимательны: на различных модификациях валы немного отличаются длиной. На глаз разница почти не видна, а вот на AWтомобиле со временем "вылезет": придется менять шарнир или перебирать коробку передач.
Антиблокировочная система зарекомендовала себя очень хорошо. Датчики выходят из строя только при сильных ударах. А вот штуцер прокачки заднего тормозного цилиндра может "закиснуть" - совсем как на "Жигулях". При обслуживании подвески обязательно обратите внимание, не потерялась ли резиновая заглушка заднего тормозного щита, иначе через отверстие в механизм попадет грязь. Тогда не исключено, что при пробеге 50-60 тыс. км вместе с передними тормозными дисками придется заменить и задние барабаны. Конечно, можно на них сэкономить, но ресурс новых колодок в изношенном барабане будет ощутимо меньше.
Фильтр-осушитель кондиционера, очень "удачно" расположенный слева под бампером, в соленой воде московских улиц долго не живет. Его корпус из алюминиевого сплава закреплен на стальном кронштейне. В полном соответствии с законами химии в месте их контакта в корпусе появляется сквозная дыра.
Зато оцинкованный кузов сопротивляется коррозии стойко. Даже если краска повреждена до металла, ржавчины нет. Обычно это видно на нижней части колесных арок. Поэтому не пренебрегайте установкой брызговиков, иначе "шприц" камней и грязи быстро зачистит кромки арок и пороги до металла.
ЭЛЕКТРИКА И ЭЛЕКТРОНИКА Почти все электрические разъемы герметизированы, поэтому отказов практически нет. Пожалуй, единственное исключение - силовые контакты вентилятора системы охлаждения, о которых уже говорилось. Высоковольтная часть системы управления двигателем тоже работает без нареканий. Как обычно, компьютер не любит плохой "массы", так что за этими цепями надо следить.
Совершенно непонятная неисправность - разрушение корпуса генератора. Сейчас устанавливают усиленные генераторы ($177), отказов нет. Не выдерживает нашего бензина датчик уровня топлива. Зачистка резистора помогает ненадолго, приходится менять. Новая деталь обойдется примерно в $48, а работа по замене - от $22 (на "Пунто") до $29 (на "Браво" и "Мареа").
Центральный замок, электростеклоподъемники, иммобилайзер работают безотказно. Кстати, защита от угона здесь - на высоте. Если владелец потерял кодовый ключ и карточку, без кропотливой и дорогостоящей замены электронных блоков AWтомобиль не заведут даже специалисты.
ФИАТы могут похвастаться отсутствием ложных срабатываний подушек безопасности. Но если вдруг загорелась лампочка неисправности "эйрбэга", скорее всего, отошел контакт в ступице рулевого колеса, поджимаемый пружиной. Его замена или восстановление - минутное дело. Гореть лампочка может и после отключения аккумулятора. В этом случае необходимо обнулить код ошибки на сервисной станции, иначе подушка не сработает.
МЕЛОЧИ - ДОСАДНЫЕ И ПРИЯТНЫЕ Если в машине стали ни с того ни с сего запотевать стекла, возможно, появились трещинки в радиаторе отопителя. Обычно это случается на третьем году жизни AWтомобиля. Точно места течи определить непросто, но если весь радиатор немного влажный, его придется заменить ($100).
Незащищенные личинки замков задней двери на всех моделях могут окислиться, особенно если ими пользуются редко. Но проблем никаких - у замка есть тросовый привод из салона.
А вот "закисшая" ось заднего стеклоочистителя может привести к поломке всего механизма. Не стоит запускать процесс: при первых признаках заедания очистите и смажьте детали. Передние "дворники" безотказно "метут" долгие годы.
Покрашенная в черный цвет силуминовая накладка бокового зеркала через несколько зим облезает - коррозия берет свое. На новых ФИАТах эта деталь - из пластмассы. А вот пластиковый воздухозаборник под капотом впору делать из металла: уж больно легко выламываются из него гайки, если "закисла" резьба. Откручивая крепеж, нужно действовать лаской и смазкой (например, WD-40). Зато пластмасса бамперов - то, что надо. Треснутый или даже расколотый на куски бампер можно сварить, склеить и окрасить без всяких сложных технологий.
ИТОГ Своих денег ФИАТ, безусловно, стоит. Подержанные AWтомобили в хорошем состоянии продают по цене новой "Самары". А затраты на их обслуживание на фирменной станции примерно сопоставимы. Конечно, крупных трат не избежать, но прежде чем расстраиваться, вспомните, сколько тысяч километров проехали, доставая кошелек лишь на бензоколонке.
Источник: WWW.ZR.RU - AWтомобильный журнал "За рулем"
Тест-драйв Fiat Brava SX
Некоторое время назад судьба забросила меня в Словацкую республику, часть бывшей Чехословакии. Соответственно, машину я покупал уже там и эксплуатировал ее тоже, конечно, там. И за год проехал на ней по дорогам Центральной Европы 50.000 километров. В один из теплых августовских дней 1996 года новенькая Fiat Brava SX выехала из ворот техцентра Scotti auto в Братиславе. Почему я выбрал именно эту машину, а не, скажем, столь здесь популярную Skoda Felicia? Во-первых, привлек дизайн. Итальянцы знают толк в красоте. Во-вторых, звание "Автомобиль 1996 года", полученное Brava на Женевском AWтосалоне, также говорит о многом. Ну и, в-третьих, сыграла роль довольно низкая цена (хотя та же Felicia много дешевле).
Из одноклассников и конкурентов на место Brava настойчиво просился Renault Megane, но был отвергнут, так как меньше понравился внешне. Brava выглядит более оригинально, можно сказать, футуристически и привлекает обтекаемостью своих форм (по всему кузову я не нашел ни одного острого угла). Кроме того, я никогда не смог бы привыкнуть к кнопке звукового сигнала, расположенной на подрулевом рычажке. Я привык жать на клаксон всей ладонью или в крайнем случае локтем, привык к уверенности, что никогда не промахнусь мимо этой важной кнопки. В Megane же, пока нащупаешь сигнал под рулем, может произойти что угодно.
Приобретение AWтомобиля в рассрочку для европейца - дело обычное. Для того чтобы купить машину в кредит, не обязательно иметь астрономический счет в банке или, скажем, закладывать квартиру. Достаточно заручиться подписями двух добропорядочных местных жителей, имеющих работу со средним окладом, застраховать машину от всех мыслимых и немыслимых неприятностей ($1000 в год) и оплатить 25% ее стоимости. После этого машину можно забирать, но с условием: регулярно в течение 4 лет ежеквартально равными долями выплачивать оставшуюся часть стоимости. До полного погашения кредита AWтомобиль является собственностью банка, но никаких ограничений прав пользования машиной (кроме продажи) не существует, вы можете делать с ней все что угодно: передать теще для вывоза урожая картошки с дачи или отдать кому-нибудь из младших членов семьи на растерзание. Но лучше ездить самому, наслаждаясь комфортом и изяществом этого милого европейского AWтомобильчика.
Модификация SX обошлась на $1000 дороже, чем абсолютно пустая Brava, но за это я получил гидроусилитель руля, электроприводы зеркал заднего вида и стеклоподъемников, а также раздельно откидывающиеся спинки задних сидений. Это очень удобно, когда, например, вы едете в Высокие Татры и возникает вопрос: кого взять, пассажиров или их лыжи.
В стандартную комплектацию кроме того входят подушка безопасности водителя, магнитола, регулируемые по высоте передние сиденья, часы, иммобилайзер, слегка тонированные стекла, рукоятка открывания багажника с места водителя и множество других приятных мелочей.
Сев за руль, я понял, что привыкну к Brava очень быстро. Машина сразу же понравилась плавностью хода и удобством водительского места. Минус - довольно слабенький моторчик (1,4 литра, 12 клапанов, 80 л. с.). Но в городе или на AWтобане это совершенно не мешает. Скажем так, для поездок по городу или в уик-энд на дачу более мощного мотора и не требуется, а взамен я получил смехотворно низкий расход топлива (в городе около 8 л/100 км), что немаловажно при европейских ценах на бензин.
Обратила на себя внимание жесткая подвеска - для машины с таким двигателем можно было бы поставить пружины и помягче. Когда-то у меня был настоящий спортивный AWтомобиль, но даже на нем я все же больше ощущал, что производитель предусмотрел какие-то смягчающие элементы между колесами и мягким местом водителя. На Brava же настолько чувствуешь все кочки и неровности, что поначалу я подумал, что перекачаны колеса.
Но у жесткой подвески есть и плюсы - она помогает машине сохранять устойчивость и держать дорогу. А дорогу Brava держит превосходно! В этом не осталось никаких сомнений после того, как я испытал в предельных режимах ее ходовые качества на местном картодроме.
Салон скромный, сделан со вкусом, разве что многовато всяких пластмассово-резиновых деталей. Плавные очертания и округлые формы салона - в духе внешнего облика машины.
Рулевая колонка регулируется по углу наклона, сиденья - по высоте. Сижу оптимально, все вижу - дорогу, приборы. На щитке - стандартный набор: спидометр, тахометр, указатели температуры охлаждающей жидкости и уровня топлива. Вся остальная информация выведена на индикаторные лампочки. Угол наклона фар можно регулировать прямо из салона. Кстати, в дополнение к отличной оптике есть и противотуманки.
На центральной консоли - незатейливая магнитола оригинальной формы (меньше шансов, что украдут). Музычка ничего себе, жаль только, реверс не предусмотрен.
Пепельница огромная - учтено пристрастие итальянцев к табаку. Рядом - прикуриватель. Про курильщиков, сидящих сзади, тоже не забыли, для них есть пепельница на задней части консоли, разделяющей передние сиденья.
Печка простенькая, но имеется рычажок переключения потока, в пробке можно отключить поступление ядовитого воздуха с улицы. Кстати, греет печка великолепно, что довелось испытать, когда под Рождество грянули 30-градусные морозы.
Немного огорчил обзор с места водителя. Во-первых, мешает массивная передняя стойка. При маневрах приходится крутить головой, чтобы видеть происходящее слева. Во-вторых, заднее стекло у машины не то что маленькое, - мизерное. Амбразура какая-то, честное слово! Размерами заднего стекла пожертвовали для увеличения объема багажника. В результате при движении задним ходом приходится полагаться лишь на интуицию. Зато багажник получился действительно большим, а если разложить задние сиденья в Brava можно разместить средних размеров холодильник и еще место для пары чемоданов останется.
Рычаг переключения передач на месте, работать им легко, да и рукоятка удобная. Усилитель руля - с прогрессивной характеристикой, руль очень легко вращается при парковке и становится тяжелее на скорости.
В Европе машинам живется легче - климат помягче, зимы короче, соли сыпят меньше, да и дороги лучше, хотя и не везде. Например, в Будапеште улицы такие, что по ним лучше ездить на крепком внедорожнике, нежели на Brava, настолько они богаты ухабами и трамвайными развязками.
К тому же здесь за машинами следят. Приученный к порядку европеец едет на сервис точно тогда и делает точно то, что написано у него в сервисной книжке. Здесь бегает множество "Жигулей" двадцатилетнего возраста и большинство из них выглядят, как новые.
На спидометре Brava - 15.000 километров. Пора на первое ТО. Автосервис фиатовского дилера Scotti Auto оказался на удивление маленьким - всего 3 подъемника, даже развал-схождение они делают в соседнем сервисе, потому что своего стенда нет. Но со своим делом механики вполне справляются, и через два часа я уже мог забрать машину. Мне заменили масло, свечи и почему-то передние тормозные колодки. В подтверждение того, что они действительно требовали замены, мне положили в багажник старые, стертые до металла колодки. Мои или нет, не знаю, но показалось, что 15.000 км для колодок ($70 за комплект) маловато.
История повторилась, когда на спидометре было 30.000 км. Опять заменили масло, свечи и - передние колодки. Тут я не выдержал. Конечно, срок службы колодок сильно зависит от манеры езды, но не такой уж я и резкий водитель. В результате краткой, но содержательной беседы с мастером-приемщиком и директором техцентра счет был уменьшен вдвое. И хозяин техцентра при каждой встрече зовет меня на пиво.
Раз уж речь зашла об AWтосервисе, нельзя не упомянуть о гарантийном ремонте. Brava не избежала пары серьезных поломок. Третья передача с самого начала включалась нечетко, потом забарахлила и четвертая. Не было сомнений, что это заводской брак, плохо работают синхронизаторы. Когда я обратился в техцентр с этой проблемой, на лице мастера-приемщика появилась недовольная гримаса - менять целиком коробку, конечно же, не хотели, поэтому предложили залить в масло какую-то специальную фиатовскую присадку, которая за 5.000 км пробега якобы должна устранить проблему. Конечно, современная химия может творить чудеса, но такие неисправности присадками не вылечишь, здесь не миновать хирургического вмешательства. В итоге коробку все же заменили. По гарантии.
Вторая поломка произошла чуть позже - резко возросло усилие на руле. Несомненно, насос гидроусилителя. Упражняя плечевой пояс по дороге на сервисную станцию, вспоминал классические "Жигули". Оказалось, что FIAT уже отзывал большую партию машин для замены неисправных насосов сервопривода руля, но многие дилеры решили на этом сэкономить и ремонт производили только в случае обращения самого клиента. Я обратился - мне заменили.
В остальном машина себя проявила хорошо, служила мне верно и преданно, и вообще мы друг к другу очень привязались. Кошелек она не обременяла - бензина требует немного, да и в сервисе во время плановых ТО я не платил более $150. Fiat Brava - неплохой AWтомобиль в своем классе. Соотношение функциональность/цена оптимально для людей со средним достатком. В то же время машина радует широким набором стандартного оборудования, приятной оригинальной внешностью и комфортом. Поломки в течение первого года службы наших дружеских отношений не омрачали; всем же известно, что поначалу из машины всегда вылезает заводской брак, так что я не стал принимать эти мелочи близко к сердцу. Я считаю, что сделал правильный выбор и не зря потратил деньги.
Андрей Минаков Источник: Журнал "Мотор" [№9/1997] http://www.motor.ru/