Грузовики марки «КАМАЗ» широко известны у нас еще с советских времен. В конце прошлого года Камский AWтозавод освоил производство нового для себя класса машин – среднетоннажников. Мы решили проверить, на что способна самая маленькая в семействе 5-тонная модель 4308.
Освоить производство среднетоннажных грузовиков в Набережных Челнах задумали еще несколько лет назад. Опытный образец AWтомобиля впервые «засветили» на Московском AWтосалоне в 1996 году. Это был КАМАЗ-5355, разработанный дочерним местным предприятием «РИАТ». При полной массе 11,2 т грузоподъемность модели составляла 6,2 т. Особенностью машины был установленный на ней 180-сильный турбодизель Cummins.
Несмотря на то, что новинка тогда вызвала большой интерес потенциальных покупателей, в серию она так и не пошла. «КАМАЗ» бросил все силы на модернизацию большегрузных моделей – терять свои позиции в уже хорошо освоенном сегменте было нельзя. Кроме того, перед заводчанами была поставлена задача – привести моторы в соответствие с последними экологическими нормами, дабы освоить выпуск магистральных тягачей для поездок в Западную Европу.
Только шесть лет спустя, на MIMS'2002 был показан предсерийный образец маленького AWтомобиля грузоподъемностью 5,5 т. Наконец в ноябре 2003 года среднетоннажник КАМАЗ-4308 был поставлен на конвейер. На старшего похож снаружи
Внешность камского «малыша» вызывает двойственные чувства. С одной стороны, очень много знакомого, с другой... что-то не так. Все дело в хорошо известной кабине, которую позаимствовали у большегрузных AWтомобилей и немного доработали. Несмотря на то, что в ее основе лежит кабина первых КАМАЗов середины 70-х, смотрится она вполне современно. Как и у выпускающихся сегодня «старших братьев», у нее цельное лобовое стекло, обтекаемый передний бампер, высокая крыша, а также новая оптика. Только вот небольшие боковые окна с архаичными форточками и дверные ручки выдают «корни».
В чем же отличия «середнячка»? Начнем с новой облицовки радиатора, получившей фирменную эмблему в виде красивой бегущей лошади... Жаль, что ее раньше не устанавливали на столь видное место. Логотип «КАМАЗ» сохранен – он расположен над решеткой радиатора. Справа от него находится «шильдик», свидетельствующий, что мотор – 180-сильный и с турбонаддувом.
Если на «больших» камских грузовиках фары головного освещения уже давно перекочевали в бампер, то на модели 4308 они вернулись на свое исконное место – по бокам решетки радиатора. Правда, теперь плафоны уже не одинарные, а сдвоенные, и не круглые, а прямоугольной формы. Эффектно смотрятся оранжевые указатели поворотов и их заметные повторители. Над головной светотехникой сделаны небольшие приливы, так называемые «брови», делающие AWтомобиль немного похожим на азиатских конкурентов.
Передний бампер выполнен из красивого серого пластика и составляет единое целое с крыльями. В нем расположены «противотуманки» и подножка для протирки лобового стекла, правда, нам она показалась несколько хлипковатой. Заглянув под бампер, обнаружили, что радиатор и балка переднего моста расположены достаточно низко, так что в сельскую местность лучше не ездить.
Приятно удивил уровень пассивной безопасности: по бокам и сзади нашего шасси были установлены мощные противоподкатные брусья. Внутри сродни большому
Благодаря низко расположенной кабине процесс посадки и высадки заметно облегчился. Немаловажную роль в этом играет и удобная подножка с рифленым, антискользящим покрытием и две ручки по бокам дверного проема. Интерьер почти такой же, как и в обычных КАМАЗах, хотя есть и отличия.
Щиток приборов имеет привычную для камских моделей комбинацию. Однако его правая часть теперь развернута к водителю: тут расположены указатель давления в тормозных контурах и блок управления AWтономным отопителем Webasto. Вся передняя панель сверху покрыта «мягким», приятным на ощупь пластиком. В AWтомобиле появился новый руль с пухлым ободом – он более травмобезопасен и лучше лежит в руках.
В довольно просторной кабине установлены три сиденья. Все кресла выполнены в одном стиле, с невысокой спинкой и без подлокотников. Несколько удивило отсутствие регулировки угла наклона спинки водительского сиденья, зато предусмотрена возможность изменения жесткости подвески кресла в зависимости от веса конкретного человека.
Спинки пассажирских сидений откидные: на задней стенке одной сделано углубление для небольших вещей, на другой разместилась матерчатая сумка для инструментов. Для водителя предусмотрен 3-точечный инерционный ремень безопасности. Такой же, но двухместный предназначен для пассажиров.
Блок управления системой вентиляции и отопления не очень удобен. Во-первых, он расположен в самом низу приборной панели, слева от руля, а во-вторых, имеет малоинформативные ползунки с нечетко выраженной символикой. А в поведении – иной
Запустив мотор, мы были приятно удивлены невысоким уровнем шума в кабине. Кроме того, на сиденьях и органах управления вибрации практически не было. Сразу возник вопрос: может, под полом хорошее шумопоглощающее покрытие? И действительно, когда мы подняли кабину (кстати, для этого пришлось изрядно напрячь мускулы), взорам открылось очень аккуратное днище, покрытое качественным, хорошо подогнанным материалом.
На дороге поведение КАМАЗ-4308 нам понравилось. Гидроусилитель руля отлично справляется со своей задачей, что особенно важно при частом маневрировании в городе. Да и радиус поворота небольшой. Педали сцепления и тормоза очень легкие, а акселератор выполнен в виде удобной напольной площадки с рифленым антискользящим покрытием.
Наш AWтомобиль был оборудован 180-сильным турбодизелем Сummins (Евро 2) бразильского производства. Мотор оснащен топливной аппаратурой Bosch и называется «миллионником» – именно таков его ресурс в километрах. Двигатель оказался очень резвым. Наша машина была не нагружена – собственно, это было просто голое шасси с кабиной, и мы запросто трогались с места со второй передачи. Зеленая зона тахометра лежит в довольно широком диапазоне 1300 – 2200 об/мин, и ее очень легко придерживаться.
В городе двигатель и 5-ступенчатая коробка позволяют производить минимум переключений, благодаря чему водителю не приходится лишний раз отвлекаться от дороги. Хотя при работе в составе AWтопоезда (модель 4308 может буксировать и прицеп) на региональных маршрутах 6- или 8-ступенчатая коробка была бы кстати. Недостаток КПП камского производства – нечеткость работы: передачи порой приходилось включать со второй или третьей попытки. Конечно, она, может, еще не приработалась, но, с другой стороны, AWтомобиль своим ходом приехал из Набережных Челнов и уже прошел около 2 тыс. км.
На высокой скорости грузовик хорошо держит дорогу, подруливать практически не надо. Обзорность вперед – отличная, а вот через небольшие боковые окна и узкие наружные зеркала видно не очень хорошо. Чтобы хорошо чувствовать габариты AWтомобиля, не помешало бы дополнительное зеркало для обзора подколесного пространства с правой стороны.
Удивительно, но факт – 5-тонник КАМАЗ-4308 оснащен дисковыми тормозами на всех колесах. Более того, предусмотрена еще и система ABS. Наверное, излишне будет говорить, насколько «цепкие» у AWтомобиля тормоза. Может быть, даже чересчур. Слегка прикасаешься к педали тормоза – и грузовик начинает дергаться, резко замедляясь. Конечно, когда машина будет загружена, пусть даже частично, ситуация изменится, тем не менее установка более информативной педали не помешала бы.
В заключение скажем, что КАМАЗ-4308 – достойная новинка на украинском рынке среднетоннажников. Войдя в новый для себя класс грузовиков, Камский AWтозавод создал мощную и достаточно комфортабельную машину, причем по относительно невысокой цене.
В конце 2003 года на Камском Автогиганте собраны первые опытные образцы AWтомобиля КАМАЗ-4308. Элегантный «среднетоннажник» КАМАЗ-4308 грузоподъемностью 5,5 т. стал уже серийным и будет соперничать с Мазовским аналогом. КАМАЗ 4308 комплектуется двигателем марки Cummins. Двигатель отвечает нормам «Евро-2», его мощность 178 л.с. Сцепление для а/м КАМАЗ 4308 комплектуется вместе с двигателем. На среднетоннажник устанавливатся коробка передач модели 141 (без делителя) производства ОАО «КАМАЗ». Мосты AWтомобиля КАМАЗ-4308 передний и задний - камазовского изготовления. Тормоза, впервые для отечественных серийных грузовиков, дисковые и спереди, и сзади. Поэтому низкорамный среднетоннажник КАМАЗ-4308 вписывается во все международные нормы и отличается точной реакцией на действия водителя. Тормозные механизмы для грузовика модели 4308 поставляет фирма Халдекс из Швеции. Рулевой механизм грузовика отличается легкостью управления и высокой информативностью поскольку на серийных моделях КАМАЗ-4308 стоит гидроусилитель рулевого управления. Кабина а/м КАМАЗ 4308 серийная, но снаружи появились новые бампер, ступенька с крылом. Светотехника Камазовского среднетоннажника с двойными фарами. Передняя панель в кабине а/м КАМАЗ-4308 стеклопластиковая. В кабине не только тепло, но и уютно. На AWтомобиль КАМАЗ 4308 предусмотрена установка двух типов кузова: бортовой платформы и фургона.