Благополучно добравшись до расположенного недалеко от Бристоля городка Уэстбери, я встретился с людьми, которых не очень заботят грядущие проблемы страны. Здесь люди занимаются любимым делом: они делают AWтомобили - AWтомобили Marcos.
Компания Marcos Engineering Ltd., которая на протяжении 45 лет занимается производством спорткаров, сейчас переживает второе рождение. У фирмы новый владелец, новый коллектив сотрудников и весьма амбициозные планы. "Мы очень рады видеть вас у нас в гостях и вдвойне рады, что к нам приехали из России, - встречая меня, говорит главный менеджер компании Алан Уоллес. - Полномасштабная рекламная кампания для Маr-сos началась после недавнего представления на AWтосалоне в Бирмингеме всех наших новых моделей, а вы - представитель первого AWтомобильного издания, которому мы даем на тест новый Маrсos ТS 500". Не скрою, услышать такое было очень приятно.
Автомобили Маrсos заражены спортивным вирусом ничуть не в меньшей степени, чем такие легендарные "британцы", как Lotus или Morgan. На этих AWтомобилях когда-то начинал свою спортивную карьеру трехкратный чемпион мира Формулы-1 Джеки Стюарт. Автомобили Маrсos выиграли множество национальных чемпионатов в классе GT, а в 1995 г. победили в знаменитых гонках в Ле-Мане. Да и сегодня наряду с другими британскими спорткарами Маrсos очень широко представлен в кольцевых AWтогонках разного уровня. И если о дорожных вариантах Lotus можно сказать, что это гоночные AWтомобили для дорог общего пользования, а о Morgan - что это дорожный AWтомобиль в неподражаемом классическом стиле со спортивными "генами", то Marcos можно назвать road car for race - дорожным AWтомобилем для шоссейно-кольцевых гонок. Маrсos - истинно британская марка со своей интересной историей и завидной спортивной биографией, которую неплохо изучить до знакомства с самим AWтомобилем.
Алан Уоллес пригласил меня в гараж, где стояли модели ТS 250, а рядом механики до блеска надраивали серебристый ТS 500. За рулем AWтомобилей Marcos мне сидеть не доводилось, но за их подвигами на гоночных трассах я наблюдал довольно часто. Поэтому имел представление об их характере и "родословной" и приблизительно знал, чего от них можно ожидать.
Во внешности новых моделей ТS 250 и ТS 500, которые в основном различаются объемом мотора (2,5 и 5 л соответственно), поклонники марки Marcos без особого труда узнают нашумевшую когда-то премьеру лондонского Racing Сar Show 1964 г. - модель Маrсos 1800. Тот же столь популярный в 60-70-х годах кузов с длинным капотом и то же сочетание элегантных линий с ярко выраженной "мускулистостью". Правда, передок стал более "агрессивным", изменилась оптика, и хотя сам AWтомобиль в целом теперь выглядит более современно, его облик по-прежнему узнаваем - это Маrcos. Конечно, есть и серьезные отличия. Например, в том AWтомобиле сорокалетней давности основой кузова служил деревянный каркас, и только с 1969 г. конструкторы стали использовать стальную раму.
Сегодня компания Marcos выпускает родстеры ТS 250 с V-образной фордовской "шестеркой" мощностью 180 л.с. и ТS 500 с мотором V8 (320 л.с.). При очевидном внешнем сходстве модель ТS 500 отличается более широким воздухозаборником и более комфортабельным салоном. Сев за руль ТS 250, я локтем правой руки (руль, естественно, расположен справа) сразу уперся в подлокотник. В ТS 500 все выглядит достойно, хотя сидишь здесь "по-спорткаровски" плотно. Ноги в узком тоннеле быстро находят педали, и уже ничто не мешает сосредоточиться на движении. В этой модели чувствуется рука Алана Уоллеса, который пришел в компанию Маrсos, уже имея опыт работы над спорткарами Noble М12 GTО (см. № 11, 2003). Поэтому в салоне Маrcоs те же знакомые циферблаты на расположенной в центре панели приборов и такое же, как у Noble, крепление наружных зеркал заднего вида. Реальная разница по сравнению с Noble ощущается при посадке в AWтомобиль. Когда тент убран (мягкая крыша раскладывается и складывается вручную, быстро и удобно), садиться в Маrсos, ясное дело, одно удовольствие, однако при натянутом тенте процесс посадки превращается в настоящее испытание. Если вы забыли, когда последний раз делали зарядку, то торопиться с этой ответственной процедурой не стоит. Сделайте пару приседаний и упражнений на растяжку и только затем медленно начинайте "погружение" в салон Маrсos: сначала одну ногу, затем туловище, потом другую ногу. Если выполнять движения правильно, то без соответствующей подготовки можно уложиться минут в пять, в противном же случае без посторонней помощи не обойтись. Но не стоит расстраиваться: для большинства спорткаров процесс посадки - составная часть их имиджа. Эта процедура создает общий настрой в предвкушении дальнейших эмоций. К слову, если бы рост Джима Марша, одного из основателей компании Маrсos, не достигал бы почти двух метров, то я бы вряд ли смог протиснуться в этот AWтомобиль, не сняв матерчатый верх. Несмотря на то что сиденья жестко зафиксированы и не перемещаются, водитель любого роста может удобно расположиться, не только подстроив по длине и высоте руль, но и отрегулировав с помощью сервопривода положение педалей. Очень удобно и необычно для спорткара.
Что касается эмоций, то они не заставили себя долго ждать. При таком соотношении мощности к весу машины (320 л.с. на 1025 кг), да еще под проливным дождем, которому конца не видно (уже третью подряд поездку в Великобританию мне не везет с погодой!), на извилистых британских дорогах чувствуешь себя так, будто находишься на лезвии бритвы. Ни систем стабилизации, ни АБС! Единственное, что призвано облегчить жизнь водителя этого AWтомобиля, - гидроусилитель руля! На каждое нажатие педали акселератора двигатель отвечает бодрым басом, живо ускоряя машину, при этом водителя так вдавливает в спинку сиденья, что, учитывая далеко не идеальные условия движения, начинает удивлять курсовая устойчивость Маrсos ТS 500. Едешь довольно быстро и в то же время буквально "на цыпочках", одно неправильное движение и… "аут"! Расслабляться нельзя, дождь делает свое "мокрое дело", а заодно ограничивает обзорность. Причем и заднее, и боковые стекла быстро запотевают, и вентиляция бессильна, а сверху, в том месте, где тент соприкасается с кромкой ветрового стекла, капает вода. Да, в плане комфорта этот AWтомобиль, как и местный климат, сыроват
Но к шасси и трансмиссии не придерешься. Ход рычага 5-ступенчатой коробки передач по-спортивному короткий, все передачи фиксируются четко, и это делает общение с машиной более приятным. Несмотря на переднемоторную компоновку, AWтомобиль великолепно сбалансирован (развесовка 50/50), в поворотах ведет себя очень уверенно и под четким руководством водителя отлично "пишет" заданную траекторию. В поворотах никаких признаков крена, тем более что в дождь развить максимальные боковые ускорения невозможно. В такой ситуации трудно оценить работу подвески, рабочий режим которой ограничен коэффициентом сцепления покрышек с дорожным полотном. Скользко, но зато в дождь, управляя мощным спортивным AWтомобилем, "не избалованным" системами стабилизации, водитель может найти то взаимопонимание с AWтомобилем, которое возникает при условии, если он чувствует машину. В этом плане Маrсos на высоте! Приятно ощущать адекватные реакции руля, педалей тормоза и "газа", всем телом чувствовать AWтомобиль и его контакт с дорогой. Появляется уверенность в машине, в том, что, если, находясь за рулем, все делать правильно, AWтомобиль не подведет независимо от того, на какой скорости и в какую погоду едешь. В торможении, даже на влажном дорожном покрытии, можно без труда найти ту грань, которая предшествует блокировке колес. Вентилируемые тормозные диски диаметром 280 мм (с 4-поршневым суппортом) спереди и 240 мм сзади интенсивно замедляют AWтомобиль. Полное взаимопонимание!
Динамика разгона Marcos не пугает, а, наоборот, радует внезапным "подхватом", который начинается после 3800 об/мин и дарит приятные ощущения вплоть до 6000 об/мин. При этом бодрый "голос" двигателя дополняет неописуемые впечатления от управления спорткаром. К сожалению, в официальных технических характеристиках динамика разгона TS 500 до 100 км/ч не указана, но, по словам Алана Уоллеса, AWтомобиль "делает сотню" менее чем за 5 с.
К числу достоинств Marcos можно отнести и возможность путешествовать на нем на большие расстояния. Несмотря на то что он "прожорлив" по определению и в нем сильно сказываются "гены" гоночного AWтомобиля, TS 500 отнюдь не утомляет своим спортивным нравом. В сухую солнечную погоду ничто не помешает отправиться на нем в романтическое путешествие, прихватив с собой очаровательную спутницу, а убрав мягкий тент, можно, подставив лицо ветру, получать удовольствие от открывающегося обзора. При этом в особенности впечатляет вид уходящего вдаль капота - это тоже составная часть имиджа, которой, к сожалению, не могут похвастаться заднемоторные спорткары. Когда же тент натянут, можно воспользоваться кондиционером (опция), а колоритную "мелодию" мотора разбавить какой-нибудь приятной вам музыкой при помощи аудиосистемы с CD-плеером. Правда, когда пойдет дождь, не надо удивляться, если сверху будут падать бодрящие капли.
В списке опций числятся навигационная система, кожаная отделка салона с вставками из алюминия или дерева, 18-дюймовые легкосплавные диски колес, кнопка "Start Engine" и дифференциал повышенного трения. В стандартной комплектации владелец получает электропакет, 17-дюймовые колесные диски, тоже изготовленные из легкого сплава, а также... удовольствие от самой цены Marcos TS 500: он стоит менее 60 тыс. долларов, то есть всего на пару тысяч дороже, чем Lotus Elise, но вдвое дешевле, чем, например, Noble M12 GTO. Как говорится недорого, но сердито.
Под конец поездки мы с Аланом Уоллесом по-партизански заехали на какой-то аэродром, где главный менеджер Marcos, усевшись за руль, начал демонстрировать искусство "высшего пилотажа". Не успел он добраться до IV передачи, как стрелка спидометра уже показывала 160 км/ч из обозначенных на нем 360 км/ч. Под звуки выразительной "мелодии" V-образной "восьмерки" я с любопытством наблюдал за происходящим, как вдруг над нами завис неожиданно вынырнувший из тумана армейский вертолет. Вежливо намекнув нам, что надо бы освободить его территорию, он вернулся восвояси, а мы быстро ретировались и в прогулочном темпе направились к месту "постоянной дислокации" Marcos.
"Этот AWтомобиль сочетает в себе удивительные качества, - говорит Алан Уоллес, подтверждая мои собственные выводы. - Он динамичен, у него отлично настроенное шасси, на нем можно, не утомляясь, совершать длительные прогулки, и в отличие от Porsche его можно быстро и без особых затрат подготовить к шоссейно-кольцевым гонкам". Кроме того, не надо забывать о довольно умеренной цене Marcos TS 500. Причем потенциальному покупателю достаточно перечислить депозит в размере 3000 долларов, и через три месяца он может приехать за своим AWтомобилем. Что касается протекания крыши в дож-дливую погоду, то, как сообщил Алан Уоллес, уже изготовлен новый, более герметичный верх, так что об этом дискомфорте можно будет забыть. Что поделать, англичане, для них главное - шасси, двигатель и трансмиссия, а комфорт, как всегда, на последнем месте. Ну и хорошо, что так, а не наоборот. В стране, где проектируют шасси почти всех болидов Формулы-1, знают толк в спорткарах. Поэтому, если когда-нибудь вам доведется сесть за руль Мarcos, не забывайте, что у него гонки в крови - racing in blood!