История этой легендарной марки началась в 1869 году, когда скромный, но одаренный воспитанник сиротского приюта Вильгельм Майбах познакомился с талантливым инженером Готтлибом Даймлером, который работал руководителем технической школы при заводе.
Понятно, что никаких AWтомобилей тогда еще не было и в помине, а сам Даймлер зарабатывал себе на жизнь, работая на машиностроительных предприятиях. Но, как и многие его коллеги, был одержим своим хобби. В ту эпоху повсеместного господства тяжелых паровых машин он занимался конструированием принципиально нового двигателя — внутреннего сгорания. Даймлер отметил подающего большие надежды юношу — и взял его к себе техническим помощником. Таким образом, образовался их неразлучный дуэт, в котором Готтлиб играл роль руководителя, генератора идей и менеджера, а Вильгельм заменял собою целое КБ. О бесспорном таланте Майбаха красноречиво говорит то, что во Франции даже конкуренты несколько позже называли его «королем конструкторов». В 1882 году Даймлер и Майбах открыли свое собственное дело — небольшую мастерскую, которая располагалась в помещении бывшей теплицы. Именно там в 1883 году родился их бензиновый двигатель, и после доработки, спустя два года, он был испытан в деле, будучи установленным на велосипед. Так 10 ноября 1885 года появился первый в мире мотоцикл, разгонявшийся аж до 12 км/ч. — ну а испытавший его Вильгельм Майбах стал первым в мире мотоциклистом. Правда, их соседи вначале не совсем правильно поняли грохот и бензиновую вонь, доносящиеся из мастерской. И почему-то решили, что изобретатели занимаются выпуском фальшивых денег. После чего, в соответствии с немецкими традициями, сразу же заявили на них в полицию. Пришлось Даймлеру пояснять сыщикам, что бензиновый двигатель не имеет никакого отношения к печатному станку. Через год коллеги поставили свой двигатель на четырехколесную повозку, но стать создателями первого в мире AWтомобиля Даймлер и Майбах не успели. Всего на несколько месяцев их опередил в этом другой выдающийся немецкий изобретатель — Карл Бенц. Появление первых AWтомобилей и мотоциклов вызвало не только переполох консервативных обывателей и лошадей, но и живой интерес у «продвинутой» части общества, которая тогда на ура принимала все технические новинки. Поэтому вскоре у Даймлера и Майбаха появились заказчики. А в 1890 году была создана компания «Daimler-Motoren-Gesellschaft», в которой главным конструктором был, конечно же, Вильгельм Майбах. Он создал первый карбюратор с жиклером, сотовый радиатор, сцепление с ленточной пружиной, первые в мире двух- и четырехцилиндровый двигатели, первое в мире стальное AWтомобильное шасси. А его имя даже не фигурировало в названии компании! В 1901-м, через год после смерти своего компаньона, Вильгельм Майбах по заказу австрийского предпринимателя Эмиля Еллинека создает гоночный AWтомобиль, который получил имя дочери заказчика — «Mercedes» (Модель Mercedes 35PS). Его начала носить и последующая продукция «Daimler». Вильгельм Майбах проработал на фирме еще шесть лет, за которые создал первый 6-цилиндровый двигатель, а затем мощный 120-сильный гоночный мотор передовой конструкции. В 1907 году он неожиданно уходит из «Daimler-Motoren-Gesellschaft», уступив место главного конструктора другому гению — Фердинанду Порше (Ferdinand Porsche, 1875-1951). Было много слухов о том, что главный конструктор «Мерседесов» разругался с владельцами компании, но по какой именно причине, осталось неизвестным. Многие считали, что Майбах откроет свой AWтозавод, но неожиданно для всех он оставил AWтомобильное поприще и основал предприятие, ставшее подрядчиком компании знаменитого конструктора дирижаблей графа Фердинанда фон Цеппелина. Сама же «Daimler-Motoren-Gesellschaft» позже, в 1926 году, объединилась с «Carl Benz und Co» в известную компанию «Daimler-Benz», ставшую основным и злейшим конкурентом Майбаха-сына, к тому времени вернувшегося в AWтопром. В то время, как «летающий граф» строил свои огромные дирижабли, фирма Майбаха «Luftfahrzeug-Motorenbau-GmbH» занималась изготовлением двигателей для них. К этому времени дело отца подхватил его сын, занимавшийся именно разработкой новых моторов. Это была ответственная работа: двигатели для «цеппелинов» должны были быть мощными, очень надежными и безопасными. Карл блестяще справился с непростой задачей. Граф фон Цеппелин мечтал сделать дирижабли транспортом будущего — комфортабельными воздушными лайнерами, могучими перевозчиками грузов. Однако его детища в Первую мировую войну получили большую известность как бомбардировщики. Поэтому, после капитуляции Германии, ей было запрещено строить военные дирижабли — а на гражданские в истощенной войной стране денег пока не было. Нет дирижаблей — не нужны и двигатели к ним, и с 1918 года фирма отца и сына Майбахов осталась не у дел. Однако они не впали в уныние и, переименовавшись в «Maybach Motoren Gesellschaft», вернулись в AWтомобильный бизнес, начав с того, что предложили мощные двигатели для AWтобусов, грузовиков, спортивных машин. Точнее, предложил Карл Майбах, взявший на себя всю конструкторскую работу. Его отец, которому было уже за 70, уже с честью ушел на заслуженный отдых и оставался только владельцем и почетным руководителем компании. Однако Карл мечтал о собственном AWтомобильном производстве, и в 1919 году он установил на шасси «даймлера» 6-цилиндровый мотор мощностью 46 л.с. Он получил название «Maybach W1» — так, наконец, фамилия отца и сына, гениальных изобретателей и конструкторов, запечатлелась в названии AWтомобиля. Вместе с этим Карл Майбах получил от голландской фирмы «Spyker» заказ на двигатели для представительских AWтомобилей (в том числе для личного лимузина принцессы Вильгельмины). Несколько двигателей остались непроданными, и тогда Майбах использует их для создания собственного AWтомобиля высшего класса — «Maybach W2». И это определило дальнейшую концепцию AWтомобилей Maybach как дорогих машин для богачей и аристократии. Нужно заметить, что это был удачный выбор. Конкурировать со своим основным соперником, компанией «Daimler-Benz», в плане массовости выпуска, он не смог бы. За «Daimler-Benz» стояли крупные капиталы и умелые менеджеры, Майбахи же были просто талантливыми «технарями», полагающимися только на свои ум и руки. И они гениально решили перепрыгнуть на высшую ступень AWтобизнеса — выпуская AWтомобили, которые намного превосходили «Мерседесы» по всем параметрам. В этой нише конкурентом «Maybach» уже был «Rolls-Royce». В 1921 году Карл Майбах представил на Берлинском AWтосалоне «Maybach W3» — великолепный пятиметровый лимузин с 70-сильным двигателем, полный неожиданных и остроумных технических особенностей. Так, каждый цилиндр его двигателя имел две свечи зажигания. Тормоза стояли на всех четырех колесах (для того времени — новинка). Совершенно отсутствовала педаль сцепления, зато было три педали переключения скоростей. Первая включала первую скорость — на которой, собственно, AWтомобиль постоянно и ездил, плавно и уверенно набирая до 110 км/ч. Вторая включала так называемую «горную» скорость — для передвижения по крутым подъемам. Она явно предназначалась для немецких и австрийских аристократов, живших в Альпийских замках и виллах. Ну и третья педаль включала задний ход. Такая необычная система является уникальной до сих пор — и управлять ею гораздо проще, чем современной AWтоматической коробкой! Но уже в 1926 году на «Maybach W5» пришлось вернуть привычный рычаг переключения скоростей и обычную коробку: мощному 120-сильному двигателю одной передачи явно не хватало. В 1929 году Карл Майбах устанавливает на новый 5,5-метровый суперкар 12-цилиндровый двигатель с AWтоматической коробкой передач. Как раз в это время фирма снова становится поставщиком двигателей для дирижаблей — и гигантские «цеппелины» ставят удивительные рекорды. Поэтому Карл Майбах недолго думал, как назвать свою новое творение, по размерам, изящной грациозности формы и мощности имеющее полное право называться дирижаблем на колесах. Именно так появляется «Maybach Zeppelin» — самый знаменитый и самый дорогой из «Майбахов». Лучший из немецких и один из лучших европейских AWтомобилей представительского класса того времени. И один из самых дорогих. Цена отдельных экземпляров с эксклюзивной отделкой достигала 39 000 марок, что в 4 раза превышало стоимость «Mercedes-260». Для сравнения: довоенный «Фольксваген» (тот самый, позже прозванный «Жук») стоил 990 марок, пролетарские модели «Опеля» и «Форда» — около 2 тысяч, BMW-360 до 5500, «Horch» до 17 000. При этом средняя зарплата рабочего в Третьем Рейхе составляла 300-350 марок в месяц. Таким образом, "Maybach" были машинами «избранных» с очень большими кошельками.
Maybach 62
Наибольший расцвет AWтомобильного производства «Maybach» пришелся на 30-е годы. Помимо аристократических лимузинов, фирма выпустила три модели спортивного кабриолета «Maybach SW»— которые, однако, практически не уступали лимузинам ни размерами, ни роскошной отделкой, ни ценой (до 22 000 марок). Выпуск "Maybach" исчислялся сотнями экземпляров — ведь это были аристократические машины для избранных. Всего с 1921 по 1941 год было выпущено около 1800 машин различных моделей. Из них до наших дней дожили всего 152, каждая из которых представляет собою живую легенду. Это отнюдь не преувеличение, ведь на этих AWтомобилях ездили не кто-нибудь, а самые знаменитые и богатые политики, аристократы, бизнесмены. Кстати, именно в "Maybach 42" тайно встречались Штирлиц и Борман в известном телесериале «17 мгновений весны»… С началом Второй мировой спрос на лимузины резко упал, и с 1941 года их выпуск прекратился. Компания же была завалена заказами на мощные двигатели для бронетехники и стала их основным поставщиком. Всего до конца войны заводом "Maybach" и другими предприятиями (по лицензии) было выпущено 140 тысяч двигателей, включая 700-сильные «Maybach HL 230P30» для «Тигров» и «Пантер». И снова поражение Германии бьет по «Maybach» кризисом — выпуск военной техники полностью прекращен, а в разоренной стране найти покупателей на лимузины невозможно. К тому же бомбардировки и военные действия превратили заводы и инфраструктуру в руины. А еще, как «конструктору Рейха», Карлу Майбаху пришлось отработать «исправработы» во Франции, где он создал несколько сверхмощных двигателей. Вернувшись в Германию, он был вынужден перебиваться выпуском сугубо мирной и «пролетарской» продукции — тяжелых дизелей для судов, тепловозов, передвижных генераторов. Попытку возродить свою марку Карл Майбах предпринял в 1957 году — как раз в это время в США и Европе началась мода на огромные вычурные «AWтомобили мечты», «AWтомобили-ракеты». Майбах очень надеялся, что его «AWтомобили-цеппелины» быстро впишутся в дух нового времени. Выкупив у владельцев два «Maybach SW», он начал на их основе проектировать новый AWтомобиль. Однако дело не заладилось, сказывался и возраст (под 80 лет). А в 1960 году Карл Майбах скончался. После его смерти предприятие "Maybach" перешло в собственность своего давнего «приятеля» — компании «Daimler-Benz», некогда обязанной своим рождением и славой Вильгельму Майбаху. Вряд ли «Daimler-Benz» испытывал чувства благодарности к марке, чей основатель бросил их компанию в 1907 году, а его сын посрамил «Мерседес», сместив его с места самого престижного немецкого AWтомобиля. Поэтому в течение нескольких десятилетий имя «Maybach» можно было увидеть только заглянув под капот — на табличке двигателя, выпуском которых занималась компания. И вот в 1997 году «Daimler-Benz» неожиданно представляет новый концепт-кар, носящий имя «Mercedes-Benz Maybach». В чем же была причина возрождения знаменитой марки? Уже тогда было высказано мнение, что дело тут отнюдь не в ностальгии, которая в AWтомобильном бизнесе стоит очень дорого и не всегда окупается. Просто «Daimler-Benz» (а с 1998 года она объединилась с американской компанией «Chrysler» в группу «Daimler-Chrysler») искала решение, которое бы помогло ей увеличить продажи AWтомобилей высшего класса. И таким решение стало создание нового модельного ряда, носящего легендарное имя. Дело в том, что, хотя «Мерседес» — марка уважаемая во всем мире, символ надежности и уверенности, однако отнюдь не аристократическая. Ведь ее носят не только престижные AWто 600-й серии, но и простые берлинские такси, городские кары для «среднего класса», работяги-грузовики. Поэтому для конкурентной борьбы на фронте лимузинов с такими титулованными соперниками, как «Bentley» и «Rolls-Royce», потребовалось взять на вооружение громкое имя. И тут как раз кстати пришлась полузабытая марка «Maybach». Правда, многие AWтомобильные доки, присмотревшись к концепт-кару, тут же усомнились: мол, а царь-то не настоящий, это только тень великого «Майбаха»! По их мнению, дело тут не только в двойном названии, которое напрочь убивает индивидуальный и гордый имидж "Maybach". «Ну вот вы бы купили лимузин с названием «Роллс-Ройс-Опель»?» — спрашивали они. Кроме того, AWтомобиль был создан на платформе и узлах «Mercedes», которым, по их словам, и является, да и внешне очень уж напоминает типичное творение «Daimler-Benz». «Но ведь свой первый AWтомобиль Карл Майбах тоже создал на базе «Мерседеса», поставив на него свой двигатель! А в новой машине движок стоит именно «майбаховский»!» — возражали их оппоненты. А главное, козыряют они, в презентации серийных новых «майбахов» приняла участие дочь знаменитого конструктора, Ирмгард Шмид-Майбах, которая искренне радовалась возрождению AWтомобильной марки отца. Словом, «AWтознатоки» будут спорить еще долго. А вот потенциальные покупатели, большинство из которых различают AWтомобили только по эмблеме и цене и которым совершенно безразлично, кто такой Карл Майбах, больше интересуются практическими характеристиками нового AWтомобиля. И вот, с 2002 года «Майбахи» нового поколения начали поступать в продажу. Они представлены двумя основными моделями: «Maуbach 57» и «Maуbach 62». Как это ни странно, но их названия отражают… длину AWтомобиля — 5,72 и 6,16 метров соответственно. Первый из них рекомендуют как «AWтомобиль для водителя». В смысле для тех, кто предпочитает водить свою машину лично. Второй — как «AWтомобиль для пассажира», то есть для любителей беззаботно нежиться на заднем сидении, посадив за руль своего шофера. Как и в любом лимузине, в салоне нового «майбаха» владельца ожидают приятные и дорогие сюрпризы. Ну, обилие кожи, латуни, дерева — это классика. Равно как и то, что скрыто под этой кожей — чтобы почувствовать (именно почувствовать!) разницу между сидениями в AWтомобиле класса А-С и лимузине, на них нужно посидеть. Но, в отличие от предшественников, новые «майбахи» по самую крышу напичканы электроникой и техникой. Если у будущего владельца есть особые пожелания или причуды — по его желанию в салоне могут засиять бриллианты или появиться аквариум с рыбками. Достаточно лишь внятно пояснить представителю компании, каким вы представляете свой AWтомобиль. Первые модели были оснащены 12-цилиндровым двигателем «Maybach Type 12» мощностью 550 л.с. с двойным турбонаддувом. Сейчас в производство запущены «Maуbach 57S» и «Maуbach 62S», у которых мощность двигателя форсирована до 612 л.с. На первый взгляд немало, хотя для многотонной машины не так уж и много. Разгон до 100 км/ч. занимает около пяти секунд, а максимальная скорость составляет, соответственно, 275 и 250 км/ч. Можно было бы и больше, но создатели специально ограничили резвость AWтомобиля — поскольку солидному господину в лимузине не пристало куда-то торопиться или разудало гонять по шоссе с космической скоростью. Это, кстати, старинное правило владельцев представительских AWтомобилей! В 2005 году был показан Maybach Exelero – один из самых дорогих AWтомобилей нашего времени. Спортивное двуместное купе выполнено на базе лимузина Maybach, 12-ти цилиндровый V-образный двигатель объемом 5,9 литров мощностью 700 л.с. оснащен двумя турбонагнетателями, что позволяет AWтомобилю разогнаться до 100 км/ч за какие-то 4,4 секунды. Максимальная скорость разгона этого монстра – 351,45 км/ч. Полная ручная сборка происходила без каких либо ограничений на фантазию производителей и средства заказчиков – целью была создать лучший AWтомобиль, не ограничиваясь не в чем. Обошелся этот железный конь производителям в 8 млн. долларов.
Maybach 57S
В 2007 году миру предстал шикарнейший Maybach 62S Landaulet Study с редчайшим кузовом Ландоле.