Уникальность перспективного МАЗ 231 заключается в возможности его применения как на междугородных, так и на пригородных маршрутах. При длине машины, составляющей 12 м, в ее салоне может быть установлено 51 сиденье. Подвеска у нового минского лайнера сделана полностью зависимой, то есть менее затратной в производстве и более простой в обслуживании (спереди установлены два, сзади – четыре пневмобаллона).
Тем не менее, новый МАЗ 231 вполне подойдет и для «дальнобойных» перевозок. Например, продемонстрированный в Москве образец был оснащен мягкими комфортабельными сиденьями с качественной отделкой, подлокотниками и регулируемыми по наклону спинками. Над головами пассажиров разместились блоки комфорта, вдоль всего салона протянулись багажные полки для небольшой ручной клади, а на окнах можно было увидеть шторки, без которых в дальних рейсах сложно обойтись. По заказу возможна комплектация AWтобуса кондиционером и видеосистемой.
В то же время, салон МАЗ 231 рассчитан и на то, что на некоторых пригородных маршрутах часть пассажиров может ехать стоя. Таким образом, его общая пассажировместимость составляет 80 человек!
Хотя в России все еще продолжают выпускать и регистрировать AWтотехнику, удовлетворяющую экологическим нормам Евро-3, новый минский AWтобус изначально проектировался сразу под стандарт Евро-5, который действует сейчас в Европе. Для достижения этих норм в моторный отсек лайнера был установлен один из самых современных серийных турбодизелей – рядный 6-цилиндровый Mercedes-Benz OM926LA. С его объема в 7,2 литра конструкторам удалось снять 326 л.с. Если учесть, что вся остальная агрегатная «начинка» МАЗ 231 тоже состоит главным образом из импортных комплектующих, то получается, что этому AWтобусу открываются дороги не только на Восток, но и на Запад – осталось только получить для него европейский сертификат.
Еще один немаловажный момент: помимо входящей в базовую комплектацию 6-ступенчатой механической коробки передач ZF 6S-1701, новый минский AWтобус может быть оборудован и AWтоматической «коробкой» ZF 6HP. Подобная трансмиссия в первую очередь необходима модификациям, которым предстоит работать на пригородных маршрутах, где часть рейса приходит в условиях плотного городского трафика с частными остановками перед светофорами и в AWтомобильных заторах.
Как и коробку передач, рулевое управление для МАЗ 231 поставляет компания ZF, а вот задний ведущий мост – пока не столь «раскрученная» среди AWтопроизводителей СНГ марка Meritor.
Нельзя не отметить, что со своими европейским аналогами новый минский AWтобус сопоставим не только по силовому агрегату. Его внешность выполнена в полном соответствии с царящими в Европе тенденциями, хотя минчан трудно упрекнуть в повторении стиля какой-то конкретной зарубежной модели. Более того, экстерьер МАЗ 231 сделан в едином ключе с другими современными AWтобусами Минского AWтозавода, и в этом одна из его сильных сторон.
Рабочее место водителя скомпоновано тоже в духе современных представлений: по обе стороны от приборного щитка расположились клавиши управления различными системами, сиденье и рулевая колонка регулируются в широком диапазоне. Пол кабины на несколько сантиметров возвышается над полом остального салона, что уберегает педальный узел от потоков воды при мойке и от загрязнения в слякотную погоду. Удивляет лишь то, что рычаг коробки передач МАЗ 231 по старинке установлен рядом с водительским креслом, тогда как в Европе его сейчас все чаще размещают прямо на приборной панели, справа от руля. Да и алгоритм переключения ступеней трансмиссии, судя по схеме, не самый привычный, словно специально выполненный задом наперед. Не помешали бы AWтобусу и более стильные наружные зеркала заднего вида – те, что были установлены на презентованном в Москве образце выглядят временным решением. Хотя, в целом, как эргономика рабочего места водителя, так и обзорность находятся на очень высоком уровне!
Еще один шаг, сделанный в сторону европейских моделей – минимизация снаряженной массы нового AWтобуса, которую удалось снизить до 11,8 т. За счет чего? Во-первых, МАЗ 231 целиком и полностью создавался с применением системы трехмерного проектирования Unigraphics, а во-вторых, в конструкции его кузова широко использовались пластик и алюминий. И, конечно, же, как и подавляющее большинство AWтобусов европейского происхождения, минская новинка оборудована антиблокировочной и противобуксовочной системами, а также системой стабилизации движения ESP. На безопасности нынче экономить не принято!