История и обзор модели АЗЛК (Москвич) 408

Автозапчасти для иномарок

На главную Частные объявления Новости партнеров Поиск авто Запчасти АвтоКаталог Форум

Авторизация

Логин:
Пароль:
запомнить меня

Забыли пароль?
Регистрация →

Показано с 1 по 1 (из 1 модификаций) Сортировать по:

Выберите нужную модификацию


АЗЛК (Москвич) 408 (1964 - 1975 г.в.)


АЗЛК (Москвич) 408  1.4 (1964 - 1975 г.в.) АЗЛК (Москвич) 408  1.4 (1964 - 1975 г.в.) АЗЛК (Москвич) 408  1.4 (1964 - 1975 г.в.) АЗЛК (Москвич) 408  1.4 (1964 - 1975 г.в.) АЗЛК (Москвич) 408  1.4 (1964 - 1975 г.в.)
АЗЛК (Москвич) 408 1.4 (1964 - 1975 г.в.)

АЗЛК (Москвич) 408 1.4 (50 л.с.)1964 - 1975 г.в.


Выбрать другую модель Обсудить на форуме

История и обзор модели

Москви́ч-408 — советский легковой AWтомобиль малого класса, выпускавшийся в 1964—1976 годах в Москве, на заводе МЗМА/АЗЛК, а так же AWтомобильном заводе в Ижевске.

Москвич-408 — он же Москвич Elite на экспортном рынке Франции — модель советского легкового AWтомобиля первой группы малого класса, производившаяся с 1964 по 1975 год в Моcкве, на заводе МЗМА (с 1968 года — АЗЛК), а также в 1966—1968 гг. в Ижевске. В 1969—1971 гг. AWтомобиль был модернизирован и отличался некоторыми деталями наружного оформления. Дизайн «Москвича» с элементами американского стайлинга для своего времени был вполне оригинальным и модным, конструкция — современной, салон отличался высокой комфортабельностью, а AWтомобиль в целом — отличным соотношением цены и качества. Поэтому значительная часть «Москвичей» выпуска 60-х была экспортирована, например, в 1968 году — 55 % от годового объёма производства.

Конец 1950х — начало 1960х годов стали временем больших перемен в области AWтомобильного дизайна. Именно в эти годы господствовавший на протяжении 1930х-40х и 50х годов стиль, подразумевавший округлые «лепные» формы кузовов, стал сменяться новым, футуристичным (по тем временам), стилем, который условно можно назвать «плоскостным» (в отличие от более позднего «граненого», характерного для 1970х-80х). Новый стиль подразумевал прямые или кривые с небольшим изгибом линии обводов, четкие ребра на поверхности кузова, прямоугольные обводы крыши, и т. д. Именно в этом стиле создавался первый «Москвич» третьего поколения — новый Москвич-408 [1], призванный заменить устаревший морально М-407/403. Его создатели не избежали влияния тогдашнего «законодателя AWтомобильной моды» — американского AWтопрома, снабдив свое детище остромодными, по тем временам, хвостовыми килями, да и во многих других элементах дизайна AWтомобиля читаются американские «мотивы». Объяснить это можно тем, какое впечатление произвела на советских людей американская AWтовыставка в Москве 1959 года (первая и последняя), на которой были представлены все основные модели трех крупнейших американских производителей. «По мотивам» экспонатов этой выставки был так же создан в 1960 году концептуальный прототип новой «Волги» ГАЗ-24, но с ним дальше пластилинового макета дело не пошло.

Москвич-408 выглядел на момент начала производства — осень 1964 года — очень современно, можно даже сказать — ультрамодно, ведь острые хвостовые «кили» на тот момент не вышли из моды полностью даже в Америке (их использовали все модели Cadillac [2], а так же многие Buick [3] и некоторые др. машины), а по европейским меркам выглядели просто последним писком моды (скажем, именно в это время они имелись на «Мерседесах» [[4]]). Машина выглядела ничуть не хуже своих зарубежный аналогов, вроде английского Ford Cortina, французского [Renault 8/10] или немецкого Opel Kadett. Соответствовало современному внешнему виду и оформление салона — угловатая металлическая панель приборов с козырьком над щитком, очень стильный спидометр футуристичного вида, и т. д. Механическая часть также не отставала — двухкамерный карбюратор, четырехступенчатая коробка передач, AWтоматически регулирующиеся («самоподводящиеся») тормоза, безопасный капот, открывающийся вперед, — все это не слишком часто встречалось в те времена на AWтомобилях подобного класса. Для законченного образа добавим к этому оригинальную крышу с тонкими стойками и вистапанорамным задним стеклом, стильные внешние ручки дверей с «обтекаемыми» кнопками, вертикальные задние фонари «а-ля Кадиллак» с торчащим круглым катафотом, «обтекаемой» формы поворотники и стояночные огни на задней стойке крыши, крепление заднего номерного знака на крышке центрально расположенной заливной горловины бензобака, тонкая пластика штампованной решетки радиатора (напоминающей ранний северо-американский Ford Falcon) — короче, «Москвич» в своей изначальной версии был крайне насыщен различными стильными элементами и дизайнерскими решениями, что в целом не характерно для отечественных AWтомобилей.

Плюс к этому, машина была весьма удачно спропорционирована — при длине чуть больше 4 м, «Москвич» имел колесную базу в 2,4 м — всего на 30 см меньше, чем у «Волги» ГАЗ-21, при том, что «Волга» превосходила его по общей длине почти на метр.

Автомобиль снабжался модернизированным двигателем от модели Москвич-403, имевшим нижний распредвал и привод клапанов толкателями. Такая конструкция считалась тогда устаревающей, но все еще широко использовалась, скажем, на прототипе «Жигулей» Fiat-124 был именно нижневальный двигатель. Мощность в 50 л.с. была по тем временам для AWтомобиля такого класса достаточной. Коробка передач имела синхронизацию на высших передачах, рычаг управления располагался на рулевой колонке — распространенное решение в те годы. Подвески имели классическую для тех лет конструкцию — пружинная на поперечных рычагах спереди, рессорная сзади.

Переднее сидение — диванного типа, с регулировкой по длине и наклону спинки, в целом, довольно удобное, обито кожзаменителем, обычно, черным или бежевым (под светлую кожу). Вообще, салон достаточно просторный, ощущения тесноты не создающий. Обзорность — достаточная, назад — очень хорошая благодаря панорамному заднему стеклу и тонким стойкам крыши. «Ручник» — под панелью приборов. Качество материалов отделки салона — в целом, неплохое.

До появления «Жигулей», «Москвич» был единственным в СССР общедоступным семейным AWтомобилем. Более компактные машины (н. мотоколяски или «Запорожец») никогда не имели в СССР такой популярности, которую они завоевали в Западной Европе (где массовая AWтомобилизация произошла именно за счет таких AWтомоиблей — VW Cafer («Жук»), Citroen 2CV, FIAT-600 и т. д.), и не считались полноценным транспортным средством, а машины более крупные (н. «Волга»), которые составляли большинство на Северо-Американском континенте, продавались населению в ограниченном количестве, поэтому именно AWтомобили этого класса (современный С) — «Москвичи», позднее ИЖи и «Жигули» — стали в СССР, а затем и в России по-настоящему народными. Среди водителей М-408 всегда был известен как прочная и надежная машина. М-408 выпускался длительное время, до 1976 года, выглядя, несмотря на удачнейший рестайлинг на рубеже десятилетий, к концу этого периода совсем не современно, но следует заметить, что и многие удачные европейские AWтомобили тех же лет выпускались в течение не меньшего срока; скажем, Peugeot-204 выпускался с 1965 по 1976 годы [5], FIAT-124 (прототип "Жигулей") выпускался в Италии с 1966 по 1974 годы, Volvo 140 - с 1967 по 1974, а мало отличающийся от него за вычетом внешнего офорления и нового двигателя с верхним распредвалом Volvo-240 - с 1974 по 1993.

Кроме того, Москвич-408 был долгие годы самым экспортируемым советским AWтомобилем, до конца 1960х годов на экспорт уходило более половины выпущенных AWтомобилей (экспортные модификации имели четырехфарную облицовку радиатора, более мощный двигатель, хромовые оклады рамок дверей и уплотнителей стекол), причем экспорт шел и в Западную Европу, преимущественно Францию, Бельгию, Скандинавские страны, Финляндию. По европейским меркам, «Москвич» был довольно солидной машиной (класса family car — «семейная машина»), покупателей привлекали невысокая цена, стильный внешний вид, высокий уровень качества. В датской брошюре 1967 года слоганом «Москвича» была фраза — «Mære verd, end den koster», то есть что-то вроде «дешего и сердито», дословно — «лучше за свою цену» [[6]]. Во Франции (и ряде других стран Европы) машину продавали под названием Moskvitch Elite, так как номера с нулем посередине (вроде 404, 405, 408 и т. д.) были запатентованы фирмой «Пежо» для своих моделей. В Скандинавии, М-408 продавался под брэндом Moskvich Carat [[7]].

«Москвичи» −408 и (позднее) −412 с 1966 до 1976 года собирались в Болгарии, затем там собирались модели −2140 и −2141 «АЛеКо».

Москвич-427 на базе М-412 — внешне не отличим от выпускавшегося параллельно и отличавшегося в основном двигателем М-426 на базе позднего М-408.

На базе М-408 в 1966 году был выпущен фургон Москвич-433, а в 1967-м – универсал Москвич-426. Автомобиль Москвич-433 имел цельные задние крылья и красивые гофрированные панели на месте окон. Первые варианты Москвича-433 имели глухую перегородку с маленьким круглым окошком между кабиной и грузовым отсеком. Позже верхнюю половину перегородки убрали, получился бортик высотой со спинку сидений. Теперь стало можно подобраться к поклаже и со стороны кабины. Багажная дверь состояла из двух половин: верхняя поднималась наверх, нижняя откидывалась вниз. Верхняя панель могла иметь стекло от универсала, или же вместо него ставилась гофрированная стальная панель. В 1964 в опытном порядке были созданы два образца Москвич-408 Турист, представлявшие собой купе-кабриолет класса GT (Gran Turismo) с впрысковым двигателем, заваренными задними дверями, остеклением передних дверей без рамок и вместимостью 2+2, один из образцов имел алюминиевый кузов и вполне приличную по тем временам динамику, но в серию эти машины не пошли. Не были серийными и пикапы, которые переделывались из серийных машин для внутризаводских нужд.

В 1969 году, М-408 был радикально модернизирован с использованием ряда решений новой модели Москвич-412. Он получил новый, несколько более длинный (4250 мм) кузов модели −412 (т. н. унифицированный, до этого М-408 и Москвич-412 выпускались в старом, 408 м кузове, но для модели Москвич-412 он был видоизменен для установки нового 1,5-литрового 75-сильного двигателя, а «унифицированный» допускал установку и того, и того двигателя) с горизонтальными задними фонарями и прямоугольными фарами, салон с раздельными передними сидениями, коробку передач с рычагом в полу, разделенную на два контура систему тормозов с вакуумным усилителем, мягкую обивку панели приборов, и т. д.

Москвич-412 образца 1967-69 годов имел шасси в точности такое как 408-й Москвич образца 1964 года. Все отличия между 408 и 412 заключались в разных двигателях и во внутренней отделке. Это выглядит конфузом, учитывая отсутствие визуальных отличий между двумя моделями.

С 12 декабря 1966 года, в Ижевске AWтомобиль Москвич-408 выпускался под маркой «Иж» (но сама модель сохранила название «Москвич»). Ижевские «Москвичи» развивались и модернизировались в целом независимо от московских.

«Москвич» семейства 408-412 уже 12 лет относится к категории AWтомобилей-олдтаймеров. Особым успехом у коллекционеров в настоящее время не пользуется, хотя можно ожидать некоторый рост интереса к нему в будущем. Много машин находится в эксплуатации, в основном — не постоянной из-за неприспособленности к современным дорожным условиям, много плохо сохранившихся, гнилых машин, так как раз во времена производства «408-го» ездить стали больше, в том числе зимой. Экземпляры в отличном состоянии с очень маленькими пробегами, врочем, могут быть достаточно легко найдены и куплены за очень небольшие, для AWторетро, деньги, что объясняется почти полным отсутствием интереса к модели, в отличие от, скажем, «Волги» ГАЗ-21 тех же лет.


Красный пролетарий

Что побудило вдруг написать о ничем в целом не примечательном, знакомом с детства AWтомобиле? Главное - исполнилось 35 лет с начала его серийного выпуска. Ну и, наверное, то, что в этой жизни уже нет эстетики, носителем которой является 408-й - характерное пение его несильного, но тяговитого моторчика уже редко когда услышишь в современном транспортном потоке.

Мощность 50 или 55 сил (в зависимости от этого - индекс "э" в маркировке двигателя) в 1358 "кубиках" объема - не достижение даже по тем временам. Конструкция мотора своими корнями уходит еще в довоенную эпоху - внутренний (в блоке) распредвал, приводящийся косозубой текстолитовой шестерней, штанговый привод клапанов, чугунный блок, трехопорный коленвал, неполнопоточная раздельная фильтрация масла... В целом - позавчерашний день. Однако AWтомобиль успешно выступал в своем классе в международных ралли и пользовался неплохим спросом за рубежом. Секрет - в выносливости, не свойственной зарубежным одноклассникам (и свойственной многим советским AWтомобилям).

"Москвич 408" - консервативный и исключительно крепкий AWтомобиль по сравнению с тогдашними Ford, Renault, FIAT и прочими легковыми машинами. Впервые в советском AWтопроме в конструкции были применены 13" колеса, капот с навеской на передних петлях, карбюратор К126 П с пусковым полуAWтоматом прогрева и обивка салона полностью из синтетических материалов.

По сравнению с предыдущими моделями "407" и "403" AWтомобиль выглядит значительно более стильно. Зрительно машина кажется более вытянутой, чем на самом деле - причина в разных размерах колесных арок и значительном количестве плавных, ниспадающих от переда к заду, линий.

Существовал вариант оформления передка с четырьмя фарами вместо двух, что делало этот вполне солидный на вид AWтомобиль еще солиднее. К сожалению, в наше время такой "Москвич" почти не встретишь - большинство их в свое время отправлялись на экспорт. Получить "четырехфарник" могли лишь избранные советские граждане - по чекам Внешпосылторга.

Автомобиль стоил значительно дешевле своих зарубежных аналогов, а комплектация была куда как богаче - в нее входили полный инструментарий, декоративные элементы, добавлявшие внешней солидности, и транзисторный приемник АТ 64 с полутораметровой телескопической антенной. Помимо приема диапазонов ДВ и СВ приемник обеспечивал еще и регулировку тембра!

Внутри AWтомобиля - господство советского постаэрокосмического дизайна. Главное место в интерьере занимает щиток приборов, позволяющий контролировать все основные параметры работы двигателя. Подрулевых переключателей два: слева - указатели поворотов, справа - управление коробкой передач. Как следствие - сплошной диван спереди (на первых выпусках AWтомобиля, до 1967 года).

Салон кажется очень просторным вследствие удачных цветовых решений, неплоха и эргономика. Задние пассажиры, правда, несколько обделены комфортом (сказывается небольшая база машины), тем не менее люди среднего роста размещаются сзади свободно. Над головой места тоже хватает. Огромные панорамные лобовое и задние стекла, а также тонкие стойки кузова способствуют отличному обзору. Педали и рычаги не требуют усилий ног велогонщика или рук культуриста. Секрет легкости руля - в бесшкворневых поворотных стойках передней подвески.

Пробег предоставленного нам AWтомобиля - 29.000 км, состояние по международной классификации - первая категория. Летняя эксплуатация, отсутствие фаркопа и как следствие прицепа с полной нагрузкой - вот причины столь убедительного внешнего вида. Все агрегаты и узлы родные, размер цилиндров - естественно, номинал, 76 мм.

Левой рукой поворачиваю ключ зажигания, одновременно правой ногой слегка наступаю на акселератор. Мотор оживает и по мере прогрева становится неслышным. Настраиваю зеркальце заднего вида в салоне и трогаюсь. Алгоритм работы подрулевым рычагом КПП - как и при напольном расположении механизма управления, с той лишь разницей, что ход в нейтральном положении параллелен рулевой колонке. Ходы переключения передач велики - особенность всех классических "Москвичей" с четырехступенчатыми трансмиссиями. Коробки слабы конструкционно - как можно в столь маленький картер ухитриться засунуть такое количество валов, шестеренок и синхронизаторов, для чего? Ответ прост - для большей унификации агрегатов разных моделей и минимальных переделок при установке "последующих" агрегатов на "предыдущие" модели. Ведь известно, что долгие годы в СССР не было развитой сети сервиса, а дорог нет и сейчас.

"Восьмой" с легкостью набирает обороты, и вот я уже двигаюсь на прямой четвертой передаче. Даже на небольшой скорости рулить можно одной рукой, перекатывая ее по баранке, тонкой и немалой в диаметре. Большой палец, обычное дело, лежит на кольце звукового сигнала. Глубоко в центре рулевого колеса утоплена заводская эмблемка, менявшаяся за годы выпуска AWтомобиля четыре раза. Звук сигнала резок, лучше не придумаешь. На сплошном диване можно развалиться весьма вальяжно, никакие ремни безопасности не мешают...

Тормоза AWтомобиля не имеют усилителя, но достаточно остры. Уже в те годы "Москвичи" имели систему саморегулировки зазоров между колодками и барабанами. Дилеры "Автоэкспорта" (в Финляндии - Konela, в Бельгии - Scaldia) самостоятельно ставили гидровакуумные усилители тормозов, но серийно это устройство появится лишь на модели "412" в 1969 году. Любопытно, что в капстраны AWтомобиль поставлялся под маркой Elite 1360 - для него изготавливался очень стильный шильдик из нержавеющей стали. Силами дилеров устанавливались и другие атрибуты декора, например, вентиляционные решетки на задних стойках кузова, дополнительные задние катафоты в массивных металлических корпусах. Да и "заводское" количество хромированных и анодированных элементов было немалым.

Радиус поворота "Москвича 408" мал и позволяет маневрировать в очень ограниченных пространствах. Крепкие многорычажная передняя и рессорная задняя подвески неплохо сочетаются с нашими дорогами. В переднем мосту нужно шприцевать лишь четыре точки (вместо 19 у ГАЗ-21), да и то - через 50 тысяч км пробега. Люди, эксплуатировавшие "Москвич 408" в сельской местности, нахваливали его за незаурядную проходимость и отличную тягу на низких оборотах, а спортсмены отмечали хорошую работу двигателя в экстремальных условиях. "Москвичи 408" часто выступали в различных международных ралли и привозили неплохие результаты. Для страны машина была бестселлером AWтоэкспорта и символом международного признания, а для народа - предметом вожделения и поводом для многолетних очередей...

Останавливаюсь. Подходит пенсионер - удивляется сохранности AWтомобиля и горюет по поводу своего такого же, разбитого непутевым сыном и который год стоящего в гараже...

Говорят, фирмы Peugeot и Porsche судились из-за использования последней патентованного обозначения моделей трехзначным числом с нулем посередине. В СССР не обращали на такие мелочи внимания и спокойно отправляли "четыреста восьмые" на экспорт. В какой-то момент модельная фирма Dinky выпустила "Москвич 408" в масштабе 1:43 - это была первая масштабная модель советского AWтомобиля. Французы в 60-е были большими друзьями СССР...

АО "Москвич" "дружит" с французами и теперь. Жаль только, что качество нынешней продукции не идет ни в какое сравнение с тогдашними моделями...

Поздравляю всех владельцев "Москвичей 408" с тридцатипятилетним юбилеем машины.

Автор выражает признательность г-же Н.М.Прышковой за предоставленный для съемок AWтомобиль.

Егор Карпунин
Источник: Журнал "Мотор" [№11/1999]
http://www.motor.ru/



На главную Частные объявления Новые запчасти Поиск авто АвтоКаталог Форум