NISSAN PRIMASTAR. Существуют три «брата», выпускаемые под разными брендами - Nissan Primastar, Opel Vivaro и Renault Traffic. Но у нас на тест-драйве оказался именно Nissan Primastar в восьмиместном исполнении Bus, оснащенный весьма «интересным» турбодизелем 2,5 dCi.
Впрочем, совершенно не важно, какой именно шильдик красуется на капоте – AWтомобиль в любом случае привлекает к себе внимание своим неординарным, не побоимся этого слова, сногсшибательным внешним видом! И это не семейный минивэн, а микроAWтобус коммерческого предназначения! А ведь еще есть и совсем утилитарные версии – Van и Combi. Находясь за рулем любого из этих AWтомобилей, водитель наверняка будет едва сдерживаться от самодовольной улыбки: на его машину то и дело будут оглядываться соседи по AWтомобильному потоку. По крайней мере, во время нашего тест-драйва именно так и было: на «инопланетянина» косились даже счастливые обладатели «свежих» иномарок!
Похоже, принцип дизайнеров при работе над этой моделью был один: делать все не так, как это сделано у других. Передняя часть AWтомобиля (кабина) — это и вовсе настоящий дизайнерский шедевр, взять хотя бы «холку», возвышающуюся над плоскостью крыши. Из-за этого «горба» хочется назвать Primastar «головастиком», что, кстати, многие и делают. Не менее интересен и симбиоз округлых очертаний передка с рублеными формами всего остального кузова. Если впереди мы наблюдаем эдакое дружелюбное «биотехно», то по бокам и с «кормы» – уже чистое «техно», причем если смотреть на AWтомобиль сзади, создается впечатление, что в верхней части кузов шире, а книзу он как бы сужается. А еще Primastar кажется неестественно широким, ни дать ни взять, Hummer в обличье микроAWтобуса. Оптический обман?
Оценить реальные размеры наверняка поможет салон, но прежде пару слов о том, как попасть внутрь. Если в кабину ведут две распашных двери, то в пассажирский салон лишь одна сдвижная, расположенная, как водится, справа. Это, пожалуй, единственное упущение: было бы куда удобней, имейся еще одна «калитка» и по левому борту. Дверь багажного отделения открывается вверх (на грузовых и грузопассажирских версиях Primastar задние двери распашные, с углом открытия 1800). Изначальный объем багажника до линии окон составляет 700 литров, но его легко увеличить, убрав жесткую полку, - теперь можно грузить багаж хоть до потолка. Этого мало? Можно откинуть спинки сидений третьего ряда, а при необходимости полностью сложить этот ряд, тогда места хватит, чтобы разместить внутри габаритный груз. На этом грузовые возможности Primastar заканчиваются – если нужно больше, обратитесь к другой модификации.
Интерьер салона радует качеством примененных материалов – на них явно не экономили. Нигде нет и намека на «бюджетное» исполнение: металл везде прикрыт пластиком или тканью, на полу – ворсовый ковер (преимущество исполнения Bus, в Combi все куда проще). Над каждым рядом сидений – плафоны освещения и дефлекторы системы отопления, причем интенсивность обдува регулируется со второго ряда сидений. Теплый воздух также подается и к ногам – через специальные воздуховоды в полу. В боковых окнах имеются сдвижные форточки, которые могут фиксироваться и в промежуточных положениях. Наконец, на потолке мы заметили неприметные надписи Airbag: пассажиры второго и третьего рядов также обеспечены надувными подушками безопасности!
А что с размещением? Доступ ко второму ряду сидений через широкую сдвижную дверь – удобнее не придумаешь. А вот на «галерку» попасть сложнее, для этого надо откинуть спинку крайнего правого сиденья второго ряда. Образующийся при этом проход вполне достаточен для энергичного молодого человека; тем же, кто с возрастом приобрел не только жизненный опыт, но еще одышку и брюшко, лучше «забронировать» место во втором ряду. Регулировками сиденья также не радуют: ни подушки, ни спинки у них не регулируются. На самом деле ничего удивительного в этом нет: еще раз повторимся, перед вами не минивэн с его «легковым» комфортом, а микроAWтобус, у которого даже сиденья не раздельные, а сплошные. Остается возрадоваться наличию подголовников, подлокотников, подстаканников и емких карманов – мелочь, а приятно.
Чтобы проникнуть из салона в кабину, совсем не обязательно выходить наружу – достаточно «прошмыгнуть» между водительским и пассажирским креслами. Передвигаться по кабине можно лишь полусогнувшись, «горб» сколь либо существенной прибавки по высоте не дает. Видимо, из-за того, что потолок не уходит далеко ввысь, не предусмотрено и полки сверху. Зато полка есть под рулевой колонкой, а еще несколько небольших ниш разместились на передней панели, прикрытой по всей длине массивным козырьком. Сама панель представляет собой сборную солянку из «реношных» моделей, а дизайном напоминает и «ниссановские», но главное, что общий ансамбль выглядит вполне органично. Отдельно стоит упомянуть о «блуждающей» пепельнице. Ею именуется стильный стаканчик с крышечкой, который можно вставить в любое из имеющихся гнезд-подстаканнков; их мы насчитали четыре: два по бокам панели, еще два в салоне.
Отрадно, что стиль никак не отразился на эргономике – с ней все в порядке. Неплоха и посадка водителя за рулем: она, конечно же, «AWтобусная», зато с обзорностью никаких проблем. Иначе и быть не может, ведь водитель сидит высоко, площадь остекления кузова большая, а зеркала – максимально информативные, с дополнительными секторами для «мертвых зон». Работа с органами управления также не вызывает никаких нареканий. Педали разнесены друг от друга на оптимальное расстояние, имеется площадка для отдыха левой ноги. К джойстику КП тянуться не надо – он под рукой, на «отливе» панели. Рулевое колесо оптимальных размеров, разве что выполнено из жесткого пластика, из-за чего ободу не хватает фрикционных качеств (руль немного «скользкий»). Рулевая колонка регулируется только по вылету, но если учесть угол ее наклона, можно считать, что руль подгоняется и по высоте. Здесь же, на рулевой колонке, имеется и дистанционный пульт управления AWтомагнитолой.
Почему мы так тщательно рассказываем обо всем этом? Помилуйте: ведь это же рабочее место водителя, на котором он будет проводить всю свою многочасовую смену! Для коммерческого AWтомобиля кабина – что рабочий кабинет, здесь все должно быть на своих местах, под рукой, и удобно в использовании. Хорошие условия работы водителя это не только высокая производительность, но и безопасность. Так вот, с «рабочим кабинетом» Nissan Primastar все в порядке, даже кондиционер имеется!
Поворот ключа, и дизельный мотор оживает. Пропустить этот момент невозможно – вибрации и характерное звуковое сопровождение пусть и ненавязчиво, но присутствуют. Впрочем, это не напрягает, даже во время движения и даже на разгоне, хотя в этот момент мотор откровенно выдает свою сущность – это турбодизель! Выход турбины на рабочий режим отмечается не только тихим посвистыванием, но и ощутимым подхватом – AWтомобиль весело бросается вперед, и такая прыть приятно удивляет. Не беда, что бодрость проявляется в относительно узком диапазоне от 1700 до 3000 об/мин – шестиступенчатая коробка позволяет легко поддерживать нужные обороты. Если не лениться работать с джойстиком (он, кстати, не отличается высокой четкостью переключений), можно быть королем городского потока.
Езда без раскручивания двигателя до «моментных» оборотов также возможна: знай, держи стрелку тахометра в пределах 1000 – 1700 об/мин и катись себе с миром. Динамика разгона уже не впечатляет, но ее вполне достаточно, чтобы не отставать от других. Вот только зачем это нужно? Внушительный крутящий момент в 310 Нм развивается уже при 1750 об/мин – в этом диапазоне лучше всего и держать мотор! И вопрос при этом будет возникать только один: зачем такая мощь микроAWтобусу? Водители маршруток хитро улыбаются: они-то знают, зачем!..
Чтобы не задаваться глупыми вопросами, можно выбрать мотор поскромнее – 1,9-литровый dCi мощностью 100 л.с (крутящий момент – «всего» 240 Нм). А для грузовой версии Van предлагается и 82-сильная версия этого турбодизеля (крутящий момент 190 Нм), которая агрегатируется с пятиступенчатой коробкой передач.
Одно дело, как AWтомобиль разгоняется, совсем другое – как он проходит повороты. И вот здесь выясняется, что Primastar не прочь «похулиганить»: он цепко держится за дорогу и демонстрирует минимальные крены в поворотах. Перебор со скоростью приводит к сносу передней оси, который легко прекратить плавным уменьшением тяги. А стоит «бросить» педаль газа, как AWтомобиль устремляется внутрь поворота. Еще немного, и будет занос… Но он также легко нейтрализуется – подруливанием и увеличением подачи газа. По всей видимости, разработчики машины не считают, что тормоза – для трусов: замедление эффективно (еще бы, ведь Primastar оснащен EBD – электронной системой распределения тормозного усилия), а привод рабочей тормозной системы вполне информативен.
Если после всего сказанного вы думаете, что по плавности хода Primastar сравни табуретке, спешим вас разубедить: в движении AWтомобиль оказывается на удивление мягким. Возможно, отчасти это заслуга шин высокого профиля размерностью 215/65 R16. Кстати, с шинами вышел любопытный конфуз. Поведение AWтомобиля на дороге показалось неоднозначным: с одной стороны, цепкие реакции, с другой – хорошая плавность хода. Но при этом что-то было не так. Временами колеса отрабатывали неровности как-то слишком жестко, да и колебания неподрессоренных масс казались излишними. В общем, появилось острое желание проверить давление в шинах. Едва «добравшись» до манометра, произвели замеры… Так и есть: все колеса перекачаны, везде по три атмосферы!
На самом деле подобное на новых машинах не редкость. Шины перекачивают специально, для транспортировки к месту реализации, где уже дилер, проводя предпродажную подготовку, должен выставить верное давление. А вот это уже происходит не всегда, в чем мы имели возможность убедиться и ранее, на примере «Калины» (подробнее об этом расскажем в отчете о тест-драйве в одном из ближайших номеров). Что ж, еще один повод взять себе за правило проверять перед тестом давление в шинах.
Не зная наверняка, сколько именно атмосфер выставлять, снизили давление до 2,5. Primastar поехал чуть иначе, но все равно остался «попрыгунчиком». Впрочем, можно сделать скидку на все еще высокое давление в шинах и мизерную загрузку, ведь шесть посадочных мест из восьми остались незаполненными…
Nissan Primastar – интересная альтернатива «заводилам рынка», причем не только благодаря своему дизайну. Автомобиль предлагает хорошо оснащенный комфортабельный салон, неплохие ходовые качества и отличный турбодизель, и все это за относительно небольшие деньги. Ценник на Primastar (грузовая версия Van с 1,9-литровым турбодизелем) начинается с 15 900 евро без учета таможенных платежей. Побывавший у нас на тесте AWтомобиль находится на вершине модельного ряда: восьмиместный Bus, оснащенный 2,5-литровым турбодизелем, предлагается за 22 900 евро. Схожий по характеристикам, но гораздо более скромно оснащенный VW T5 Shuttle 2.5 TDi стоит 25 000 долларов. А что же «братья-близнецы?». Оказывается, на белорусский рынок дизельные версии Opel Vivaro и Renault Traffic официально не поставляются – производители не доверяют качеству нашего топлива. Выходит, что Nissan Primastar это единственный вариант «инопланетянина» с турбодизелем!