Спорткар итальянской AWтомобильной компании Pagani, специализирующейся на производстве спортивных AWтомобилей, Pagani Zonda C12 (Пагани Зонда С12) был представлен на Женевском AWтосалоне в 1999 году. Разработкой модели занимался основатель компании Горацио Пагани при участии чемпиона Формулы-1 Хуана-Мануэля Фанхио.
Pagani Zonda C12 в кузове купе имеет такие габариты: длина — 4345 мм, ширина — 2055 мм, высота — 1150 мм. Колесная база модели составляет 2730 мм. Автомобиль оснащается двенадцатицилиндровым V-образным бензиновым двигателем Mercedes-Benz AMG рабочим объемом 7,3 литра мощностью 550 лошадиных сил, шестиступенчатой механической коробкой переключения передач, задним приводом. Технические характеристики Пагани Зонда С12 позволяют разгонять AWто с места до 100 километров в час всего за 3 секунды. Максимальная скорость спорткара достигает отметки 340 километров в час. В городском режиме AWто потребляет 20 литров горючего на 100 километров. Машина оборудована системой контроля курсовой устойчивости Traction Control и системой ABS. Pagani Zonda C12 собирается вручную и только под заказ.
Представьте себе на миг, что у вас есть все: громадный дом, самолет, яхта, а от десятка красных Ferrari, что стоят в гараже, глаза застилает зеленым туманом. А теперь представьте, что однажды утром вам все это надоело...
Взамен опостылевшего Rolex вы покупаете Patek Philippe, а на сдачу - билет в Ла Скала на концерт Лучано Паваротти. И уже вечером через затемненные стекла Bentley мимо вас проплывают кварталы Милана... А вот и театр, но что это промелькнуло серебряной тенью? McLaren? Новый Lambo? Вы потрясены. Паваротти вы слушаете в пол-уха, а помощник с секретарем проводят всю ночь в Интернете, пытаясь отыскать следы того мерцающего призрака.
К утру выясняется, что им был суперкар Zonda C12 фирмы Pagani Automobili S.p.A. Индивидуальный заказ, ручная работа... Точно так же - добротно, не торопясь, в полном соответствии с профессиональными семейными традициями и пожеланиями заказчика - на протяжении веков итальянские ремесленники варили стекло в Мурано или шили обувь в Милане... Решение принято, и уже через час дорога ведет вас в Модену...
Сан-Чезарио - маленький и неприметный городок, который получил известность лишь после того, как там обосновался энергичный предприниматель, инженер и дизайнер из Аргентины Горацио Пагани, на встречу с которым мы и ехали вместе с нашим придуманным виртуальным героем, твердо решившим заказать себе самую дорогую машину на мировом AWтомобильном рынке конца ХХ - начала XXI века. По законам жанра сам синьор Пагани и его жена Кристина радушно встретили нас на первом этаже стильного шоу-рума, где и начинается знакомство с фирмой.
Если клиента все устраивает, то он должен уплатить 10% от стоимости AWтомобиля, а затем... ждать около года, ибо небольшое производство Пагани способно делать лишь две машины в месяц. За день до нашего визита один AWтомобиль уехал в Германию (при нас в офис был доставлен огромный букет роз от этого благодарного покупателя), а в центре зала уже находился второй, зловеще поблескивающий антрацитовыми поверхностями некрашеного карбона - так захотел клиент, который со дня на день должен был его забрать. По стенам - эскизы Zonda от самого Пагани, а также благодарственные письма тех, кто уже имеет счастье ездить на его AWтомобилях. Правда, пока счастливчиков немного, ведь на конец 2000 г. было продано всего 9 машин, но каких!
Практичная механика Mercedes позволяет до разумного минимума сократить затраты на ремонт и обслуживание суперкара. И действительно, в отличие от Ferrari или Lamborghini провести, например, диагностику электрооборудования Zonda можно в любом техническом центре DaimlerChrysler (в том числе и в Москве). Услышав это, наш герой, уставший от своей жизни, мог бы заметно повеселеть, а господин Пагани, как профессиональный бизнесмен, заметив в глазах потенциального клиента блеск, тоже оживился и пригласил нас осмотреть производство.
Авиация, космос, медицина - ассоциации с этими областями человеческой деятельности приходят в голову сразу же, как только переступаешь порог сборочного цеха. В небольшом зале три стапеля, где карбоновый монокок "обрастает" деталями шасси и уже окрашенными панелями кузова. Возле каждого - стеклянные витрины с подсветкой, где детали размещены в порядке сборки. Правда, назвать это великолепие образцов высочайшего ремесла "деталями" язык не поворачивается. Например, из карбона выполняются даже корпус воздушного фильтра и короб разводки вентиляции, а все, что имеет цилиндрическую или сферическую форму, вытачивается вручную. В день нашего визита в работе находились пять AWтомобилей, с каждым из которых неспешно колдовал... один человек. Да, именно так делается Zonda, где вся технологическая цепочка разделена на семь участков: от "раскроя" карбоновой "ткани" и "выпечки" кузовных деталей до финишной сборки. На каждом участке от одного до шести человек...
И, например, кузов "от и до" собирает лишь один (!) сотрудник фирмы, который и несет всю полноту ответственности за данный этап работы. Ежедневно заполняется страничка-отчет в номерном "гроссбухе", заведенном на каждый AWтомобиль и на каждую операцию. Так, например, сборка рамы - это 140 страниц, кузова - 250, а всего в "свидетельстве о рождении" каждой Zonda таких страниц более 600. Понятно, что каждый AWтомобиль находится в работе долго, и нередко заказчики приезжают на фирму, чтобы узнать, как идут дела. Один клиент прилетал на собственном самолете из Германии раз в неделю, и мастер, который выполнял финишную стадию сборки, стал для него почти членом семьи.
Для Пагани это не редкость, и нам показывали благодарственное письмо от одного из покупателей, который прислал чек на $1000 для ужина бригады и персональное приглашение погостить на вилле для "тест-пилота", который обкатывал его AWтомобиль... Уверен, что большинство читателей уже давно задаются естественным вопросом: "Да сколько же это все стоит?" Поднимаясь с нами по лестнице в зал переговоров и предвидя этот вопрос, синьор Пагани как будто между прочим обронил фразу, что за два года его бизнеса еще ни один клиент не спросил "сколько это стоит"...
Здесь, в верхнем кабинете, где на огромном столе разложены образцы тончайшей итальянской кожи Medici и натурные варианты окраски кузова, происходит, пожалуй, самое необычное - с покупателя снимают мерку... Дело в том, что как и в любом гоночном болиде, интерьер Zonda компонуется и изготавливается под конкретного человека. Поэтому ложемент водительского кресла и все органы управления, включая педальный узел, руль, рукояти рычага переключения передач и ручного тормоза, делают по индивидуальным антропометрическим данным.
Кроме того, к AWтомобилю прикладываются специальные "драйверские" туфли от известного миланского дома Peron & Peron стоимостью в $900, внутри которых (наверное, чтобы не перепутать во время ТО) вытиснены золотом имя и фамилия владельца. Смена обуви - лишь часть ритуала, который надлежит выполнять перед поездкой. Так, строго лимитированный по объему багаж надлежит уложить заранее в два кофра от фирмы Schedoni (обслуживает еще и клиентов Ferrari), которые своими размерами напоминают две переметные сумы, что используют мотоциклисты, и разместить пиджак в специальном чехле за спинкой пассажирского кресла.
Документы на машину и изрядную сумму на будущие штрафы за превышение скорости можно уложить в специальный бумажник (также от Schedoni), а ювелирно исполненный ключ от машины поместить в небольшой мешочек тончайшей кожи.
С экипировкой вроде бы закончили, и теперь можно обсудить цвета кузова и отделки интерьера. Тут можно все. Судите сами: один клиент, заказывая цвет сидений, указал на свои джинсы и сказал, что предпочитает такой вот серый цвет... "Но это скорее голубой", - возразили ему. Спор грозил затянуться, и тогда заказчик... снял штаны и оставил их в качестве эталона. В другой раз образцом цвета кузова послужил присланный из Парижа... оранжевый свитер четырехлетнего сына покупателя.
Надо, впрочем, отметить, что у Пагани имеются два фирменных цвета, против которых устоять могут немногие. Это серебристый argento и золотистый grigio, действительно содержащие в составе краски серебряную или золотую пудру на сумму около $400, и, например, на золотистый цвет у фирмы уже имеются 20 заказов.
Мы провели в разговорах с синьором Пагани более двух часов. В заключение нам предложили опробовать машину на ходу, для чего предназначен специальный образец серебристой Zonda, который намотал на демонстрациях и различных ресурсных испытаниях свыше 150 000 километров. Водитель уже призывно открыл дверцу, но... Не сговариваясь, мы в один голос поблагодарили и... отказались. Никому не хотелось заканчивать путешествие в сказочный Эдем синьора Пагани так прозаично - простым пассажиром, пусть и в "золотой карете". Ведь Zonda - это любовь, а разделять ее с кем бы то ни было - пошло и глупо. Да и наш виртуальный герой хотел остаться в одиночестве - при виде такой машины его жизнь, кажется, вновь начинала приобретать смысл и значение. Ему хотелось петь и летать... Zonda, о Zonda!
P.S.В 2000 г. фирма Pagani Automobili S.p.A. имела заказы на изготовление более 50 AWтомобилей Zonda C12 и C12S, из которых 9 уже реализованы по стартовой цене 390 000 долларов. В конце года в работе находились 20 комплектов, и на 2001 г. запланировано продать 25 AWтомобилей, а также создать открытую версию машины.
(Horacio Pagani), совсем недавно отметивший свое 40-летие, родился в Аргентине в семье деревенского булочника. В 14 лет он заявил отцу, что обязательно поедет в Италию, где займется проектированием AWтомобилей. Юноша поступил на политехнический факультет университета Ла-Плата близ Буэнос-Айреса, но спустя три года, в связи с обострившейся политической обстановкой, университет закрыли. Вернувшись в свою деревню, Горацио открыл маленькую мастерскую, которая занималась проектированием и мелкосерийным производством всего подряд - от стульев для бара до жилых прицепов и кемперов. Заработав немного денег, в 1977 г. Пагани изготовил свой первый гоночный AWтомобиль Формулы 3 для команды Renault-Argentina. Эта очень удачная машина привлекла внимание выдающегося гонщика Хуана Мануэля Фанхио (Juan Manuel Fangio), с которым Горацио в дальнейшем связала крепкая дружба. В 1983 г. Пагани переехал в Италию и начал работать на Lamborghini, где участвовал в создании внедорожника LM и суперкаров 25th Countach Anniversary и Diablo. С 1984 г. работал в отделе композитных материалов и стал одним из крупнейших специалистов в этой области. В 1988 г. вместе с Фанхио задумал постройку суперкара, для чего в 91-м, вложив 7,5 млн. долларов, создал свою фирму Modena Design в Сан-Чезарио. В 1999 г. на Женевском AWтомобильном салоне состоялся дебют AWтомобиля Zonda C12, который прошел все стадии официальной омологации, включая фронтальный крэш-тест.
Кристина - имя жены Горацио Пагани, которая рядом с ним с тех пор, когда появились лишь самые первые замыслы по созданию суперкара. А это значит, что она, как и муж - очень смелый человек, и литера "С" в названии AWтомобиля - дань причастности Кристины к сегодняшнему успеху.
Внешность AWтомобиля специфична, и основа формы вне всякого сомнения утилитарна и подчинена законам аэродинамики больших скоростей. Это делает Zonda одновременно и характерной, и типичной. Тем более, что у AWтомобилей фирмы Пагани пока еще нет большой истории, а значит характер и стиль нужно было создавать с нуля. Этой точкой отсчета стал спортивный AWтомобиль и, в частности, образ гоночного болида Sauber-Mercedes группы С.
Его дух пронизывает и форму, и каждую деталь интерьера. Силуэт сформирован среднемоторной компоновкой и от этого очень динамичен и характерен. Клин кузова достаточно традиционно членится мощным разъемом, по которому у большинства гоночных болидов снимаются передний и задний капоты. "Лицо" лаконично организовано двумя парами гомофокальной оптики и "бритвенной" горизонталью нижнего спойлера.
Сзади AWтомобиль не менее характерен благодаря счетверенному раструбу выхлопных труб по центру и сложному рельефу аэродинамической настройки низа кузова (AWтомобиль 3 месяца продувался в аэродинамической трубе Mercedes в Германии). Внутри также нет сомнений в предназначении машины, и чтобы с первой попытки в нее сесть, придется изрядно потренироваться. Там тесно и практически ничего не видно назад, и, на первый взгляд, стиль и отделка полностью отвечают спартанскому образу гоночного AWтомобиля. Может показаться, что если этого не принять, то во второй раз в машину вряд ли потянет. Но это не так. И хотя панель приборов и представляет собой сугубо функциональную конструкцию, одинаково подходящую как для левостороннего, так и правостороннего руля, ее отделка и детали даже изысканны.
Например, так выглядят перекидные тумблеры на центральной консоли и "грозные" раструбы дифростеров вентиляции. Но все же "макияж" не может скрыть сущности AWтомобиля, и спустя мгновенье водителю вновь начинает мерещиться стартовая решетка Ле Мана, и симпатичная Кристина уступает место за рулем профессиональному гонщику...
Zonda получил 7,3-литровый двигатель с титановыми шатунами и по новому разработанные воздухозаборниками, которые должны обеспечить охлаждение двигателю. Двигатель был подготовлен в спортивном отделении Mercedes-Benz AMG и выдает 555 л.с. Кроме мощности, поражает и крутящий момент: уже на 2.000 об/мин он достигает 620 Нм, а при 4.050 уже 750 Нм. Максимальные обороты двигателя ограничены на отметке в 7.000 об/мин.
Кроме того, Zonda S 7.3 получил ABS, traction-control, настраиваемую подвеску, новые, более мощные тормоза Brembo с огромными вентилуремыми тормозными дисками, 18-дюймовые диски OZ со специально разработанными для спортивных AWтомобилей шинами Michelin Pilot Sport.