SEAT Alhambra — передне- или полноприводный семиместный минивэн класса D. Дебютировал в 1995 году на AWтосалоне во Франкфурте. Рестайлинг — 2000 год. СЕАТ Альхамбра второго поколения дебютировал в апреле 2010 года.
Seat Alhambra – это лучшее свидетельство того, что спортивному AWтомобилю не обязательно быть двухместным. Это AWтомобиль, который дарит столько же удовольствия, сколько и места. Это AWтомобиль - для наслаждения от вождения.
Своим появлением Seat Alhambra обязан сотрудничеству европейского отделения концерна Ford и Volkswagen. В 1991 году они создали совместное предприятие AutoEuropa Automoveis Lda. Ford в этом тандеме занимался подготовкой производства в небольшом португальском городке Сетубаль, что неподалеку от Лиссабона (завод был открыт в 1995 году). В свою очередь, Volkswagen сконцентрировал все силы непосредственно на создании AWтомобиля.
Так появились братья-близнецы Ford Galaxy и Volkswagen Sharan. А в 1996 году к ним присоединился Seat Alhambra первого поколения (Seat входит в концерн Volkswagen). Так что Alhambra можно смело назвать первым Seat, собираемым вне Испании. Автомобили от Ford, VW и Seat отличаются только элементами дизайна, моторами и оснащением.
В Gran Via входят: 6 индивидуальных кресел с коженной обивкой и подогревом, навигационная система, проводка под сотовый телефон, аудиосистема, климат-контроль с двумя пультами управления, сигнализация, тонированные стекла, алюминиевые колеса, люк в крыше. Стандартная комплектация - пятиместная.
Свое название Seat Alhambra получил в честь крепости-дворца мавританских правителей в Испании. Полноприводная версия этого минивэна с самым мощным мотором представляет особый интерес. Именно о таком AWтомобиле я мечтал этой зимой в Карпатах: чтобы компания из 5 – 7 человек могла запросто разместиться в салоне, при этом быстро преодолевать сотни километров ровных дорог и уверенно чувствовать себя на скользких подъемах и извилистых горных серпантинах.
Визуально отличить «испанца» Seat Alhambra от «братца-немца» Volkswagen Sharan можно только по эмблеме, облицовке радиатора и катафоту между задними фонарями. За время, прошедшее с появления в 2000 году второго поколения Alhambra, глаз уже привык к динамичному силуэту этого минивэна. Так что скорее в салон.
Садясь за руль, невольно отмечаю жесткие (как и сами сиденья) валики боковой поддержки. Создается впечатление, что они позаимствованы у какого-то юркого хэтчбека. А тут еще великолепный рычаг 6-ступенчатой «механики», на который нанесены название модели и красная цифра 4, «напоминающая» о полноприводной трансмиссии. Что это, намек на возможность активной езды? А с другой стороны, почему бы и нет? Ведь под капотом больше двух сотен «лошадей». Что ж, устраиваемся поудобнее.
Так, угол наклона и глубина рулевой колонки регулируются. Передние сиденья (помимо стандартных регулировок) также поднимаются-опускаются. Правда, чтобы сесть повыше, приходится привстать и потянуть за рычажок, расположенный сбоку от подушки. Тогда пружина поднимает сиденье. Но главное, что как бы я ни сидел, места над головой остается достаточно. Салон очень просторный. На любой ряд садишься без проблем. Только посадка на второй ряд на тесных парковках не очень удобна: задние двери распашные, а не сдвижные. С другой стороны, это роднит Alhambra с легковыми AWто.
Два сиденья третьего ряда практически полностью «съедают» полезный объем багажного отсека, поэтому, если нет дополнительного багажника на крыше или прицепа, в дальние путешествия желательно отправляться впятером или вшестером. А вот для непродолжительных поездок можно прихватить еще одного-двух человек. Правда, места для ног и над головой на галерке поменьше, чем впереди. Причем, если в машине едут шестеро, целесообразно снять левое сиденье третьего ряда. Дело в том, что с правой стороны есть бокс в подлокотнике и форточка. Но открывать ее приходится просить сидящих впереди. Кнопка электропривода окошка находится только возле рычага КПП.
Если два последних сиденья сняты или хотя бы сложены их спинки, вид через салонное зеркало слегка перекрывает только средний подголовник второго ряда (впрочем, его можно снять). Остальные расставлены на довольно большом расстоянии друг от друга и как раз «накладываются» на задние стойки кузова. Большая площадь остекления положительно сказывается на обзорности – как выяснилось позже, в поворотах мешают лишь массивные передние стойки.
Прогреть салон удается довольно быстро. Подвод воздуха к ногам и через потолочную панель осуществляется на все три ряда. К тому же климат-контроль имеет раздельное управление для передней и задней частей салона. Но лучше всего все-таки сидящим впереди: их сиденья еще и с подогревом, имеющим пять режимов работы.
После легкового AWтомобиля некоторое время привыкаешь к габаритам Seat Alhambra. В это время на тесных парковках очень кстати приходится система park-tronic.
Маневрировать было бы проще, если бы руль был легче. А с ростом скорости нарастание реактивного усилия в поворотах не столь ярко выражено, как хотелось бы.
Все педали практически с одинаковой, по-спортивному приятной упругостью сопротивляются нажатию. Но сцепление все равно требует бережного обращения, так как не дает полного представления о моменте «схватывания» – впрочем, это свойственно большинству AWтомобилей немецкого концерна… С непривычки приходится слегка подгазовывать, а педаль газа – с небольшим свободным ходом, поэтому продавливать ее надо сильнее. Если забыть об этих нюансах и чуть резче бросить сцепление при малых оборотах двигателя, велика вероятность заглохнуть. В частности, это может произойти при резком старте со светофора, когда ожидаешь зеленого сигнала. Впрочем, умчавшиеся вперед соседи по потоку лидируют недолго.
При 3400 об/мин двигатель все 265 Нм крутящего момента передает на передние колеса. При их проскальзывании (им достаточно провернуться на 15О больше, чем задним) электронно управляемая муфта Haldex тут же передает до 50% тяги на задние колеса. На полном приводе Seat Alhambra быстро наверстывает упущенное, особенно на мокрой или скользкой дороге. Подхват, заметный после 3000 об/мин, несколько стихает, когда стрелка тахометра переваливает за 5000 об/мин. «Подхлестываю» 204 «лошадки» очередной передачей. Четкость включения знаменитая «фольксвагеновская» – рычаг попадает в нужное положение легко и точно.
Подвеску мягкой не назовешь. Она чутко реагирует даже на мелкие неровности. Но машина не «вытряхивает душу», а упруго подбрасывает. В то же время ходовая уверенно отрабатывает и крупные выбоины. Зато крены в поворотах, учитывая высоту вэна, небольшие.
Смело покидаю ровный асфальт и направляю Seat Alhambra на берег замерзшего Днепра. Признаюсь, в какой-то момент даже ощутил себя за рулем настоящего внедорожника: сидишь высоко, глядишь далеко. Минивэн уверенно продвигается по обледенелой лесной дороге. Главное – не увлечься и не забыть, что у AWтомобиля почти трехметровая база и далеко не «джиповский» дорожный просвет в 150 мм.
Итак, Seat Alhambra – универсальный AWтомобиль практически на все случаи жизни. Множество вариантов трансформации позволяет обустроить салон по своему усмотрению. Стоит некоторое время поупражняться с креслами – и Alhambra из «AWтобуса» превратится в передвижной офис или уютную гостиную. Мощный мотор помогает быстро покрывать любые расстояния в командировках и путешествиях. А полный привод не только добавляет уверенности на любой дороге, но и значительно расширяет «сферу применения» этого минивэна.
Совместить понятия
Так уж сложилось, что все модели Seat редакция поручает тестировать именно мне. На этот раз предстояла поездка на самом большом AWтомобиле марки. Учитывая предыдущий опыт общения с продукцией испанской компании, я все пытался совместить понятия "доступный спорткар на каждый день" (так Seat сейчас подает свои машины) и "мини-вэн". Получалось плохо - до тех пор, пока я не сел за руль...
Нынешний мини-вэн Alhambra - второе поколение модели, увидевшее свет в 2000 году. Казалось бы, зачем тестировать машину, которой уже два года? Но, во-первых, она в России незаслуженно обойдена вниманием. А во-вторых, есть подозрение, что Alhambra - последний мини-вэн в гамме Seat, и стоит с ним познакомиться, пока не поздно.
Напомним, что Seat Alhambra - близнец мини-вэнов Volkswagen Sharan и Ford Galaxy. Все три "родственника" выпускаются на заводе Volkswagen в Португалии. Года через два должно пройти очередное обновление моделей, но, судя по некоторым высказываниям руководителей Volkswagen, следующее поколение Sharan может быть построено на общей с коммерческими AWтомобилями концерна платформе. Помните концептуальный VW Microbus, показанный в 2001 году в Детройте? Его, уменьшив в размерах, вполне могут превратить в Sharan. Однако компании Seat, которая наряду с Audi и Lamborghini теперь входит в "спортивную группу" концерна и культивирует соответствующий имидж, такая платформа явно не подойдет, а создавать отдельную было бы накладно...
Внешне "родственники" отличаются друг от друга лишь формой передка и задних фонарей, но выглядит Alhambra более стильно и спортивно, чем Sharan и тем более Galaxy. Особенно анфас. Бросаются в глаза поликарбонатные блок-фары - намек на Golf IV, даже диаметры отражателей совпадают, иное лишь расположение. Смотрятся отлично, светят - исключительно.
Эффектнее всего Alhambra воспринимается в аксонометрии: стремительный взлет капота, переходящий в прозрачный наклон ветрового стекла, и слегка изогнутая панель крыши отлично гармонируют с пропорциональными колесными арками и линиями нижней части кузова. Изысканность геометрии акцентируется продольной бортовой отштамповкой.
Все боковые двери распашные, создатели Alhambra не пошли по модному в США "сдвижному пути", лишний раз подчеркнув легковую сущность машины. Задняя дверь поднимается достаточно высоко и голове не угрожает.
Автомобиль крупный, рассчитан на семерых (путешествовать такой большой компанией приходится не очень часто, посему третий ряд сидений можно сразу ликвидировать, освободив солидный объем для багажа). В салоне просторно, подушка водительского кресла расположена, конечно, выше, чем в легковом AWтомобиле, зато посадка/высадка - в одно движение, ни приседать, ни карабкаться не надо. Для любителей дальних поездок по магистралям предусмотрены откидные подлокотники.
Доступ на второй ряд сидений ничем не затруднен. Все три кресла, как и передние, - с развитой боковой поддержкой, оснащены подголовниками и ремнями. Места над головой в избытке, ногам тоже не тесно. Из спинок передних сидений извлекаются небольшие столики - как в самолете (сложив спинку, можно получить стол посолиднее). Третий ряд прячется под съемной натяжной мембраной из плотной ткани. Над задними колесными арками имеются емкости для инструмента и разных мелочей...
Обзор в салонное и наружные зеркала весьма неплох. Маленькие треугольные форточки у основания передних стоек почти исключают попадание объектов в мертвые зоны - в этом удалось убедиться уже во время первых маневров в AWтосалоне...
Уехал я не очень далеко. На щитке приборов неожиданно высветилась вежливая надпись: "Bitte tanken!", и двигатель заглох. На стартере отполз к бордюру и стал ждать помощи в виде канистры с бензином. А пока разглядывал интерьер.
Его главная деталь - щиток приборов - порадовал обилием циферблатов: спидометр, тахометр, вольтметр, уровень бензина, температура охлаждающей жидкости и зачем-то (на мини-вэне!) температура масла. Шрифты, каемки, подсветка, стрелки, светящиеся символы - все тщательнейшим образом проработано. Щиток очень хорош, как, впрочем, и вся зона водителя. Управление кондиционером, обслуживающим всех седоков двух первых рядов, будет понятно любому.
"Голова" аудиокомплекса состоит из двух компонентов - магнитолы и "in-dash" CD-чейнджера. Их можно изъять вместе или по отдельности и начинить AWтомобиль любым другим AWтоаудио - "двухдиновое" пространство позволяет. В машине установлено 10 динамиков, акустическая картина очень почтенная. Еще в передней панели имеются подстаканники, пепельницы-прикуриватели и два вещевых ящика сверху, помимо перчаточного на традиционном месте. Подушки безопасности - само собой.
Рулевое колесо ни в одном из положений не заслоняет приборы, и на ощупь приятно. Шов на его поверхности тоже весьма кстати - своеобразный "ноль руля". Педали удачно расположены и привлекательно упруги. Грамотно размещена и рукоятка ручного тормоза, механизм открывания лючка бензобака (на правом борту AWтомобиля) совмещен с рукояткой замка капота - удобно. На водительской двери сгруппированы кнопки управления электропакетом.
Стильный оголовок рычага КПП (шестиступенчатая "механика") покрыт светлой металлизацией и прекрасно виден даже в полумраке (внешний свет сильно глушит глубокая тонировка стекол). Расположен рычаг низковато, что вполне компенсируется его короткими ходами, превосходными избирательностью и фиксацией. На рычаге - красная цифра "4"...
Привезли бензин, вылили в бак. Давлю на газ. Мотор крутится легко, динамика AWтомобиля бешеная. На участках асфальта, покрытых пылью (ее после зимы в избытке), можно заставить буксовать все четыре колеса - вот что значат красные цифры "4" на рычаге и задней двери!
Руль остр и информативен, проходить повороты - одно удовольствие. Никакой валкости, крены минимальны. Alhambra, передвигаясь с несвойственной для мини-вэна прытью, ведет себя абсолютно "по-легковому". Подвеска отлично спасает от люков, рельсов, выбоин и прочего дорожного "микрорельефа". Резина Michelin Contact 205/65R16 на легкосплавных дисках прекрасно держит на любом покрытии. Тормоза действуют с подобающей эффективностью.
Разгон с переключением передач сопровождается четкой отсечкой выхлопа, над настройкой которого явно хорошо поработали. Звук его почти не проникает в салон, но при открытом окне завораживает и побуждает почаще использовать третью и четвертую передачи - соотношение "скорость/обороты" в таком режиме самое привлекательное. Правда, при этом стрелка топливного указателя приближается к левой границе шкалы значительно быстрее, чем того хотелось бы.
Проехав считанные километры, начинаю понимать, почему все сиденья имеют столь развитую боковую поддержку. Спокойно на такой машине сможет ездить разве что герой современного фольклора - горячий эстонский парень...
Секрет содержится под капотом. Там, укрытый черным кожухом (оранжевая чека масляного щупа - для контраста), работает мотор Volkswagen V6 - пусть на кожухе и написано "Seat V6". Двести с лишним "лошадей" - вот причина отличной динамики, а полный привод - четкой управляемости. Именно в такой модификации Seat Alhambra заслуживает внимания потенциального покупателя - человека практичного, но ценящего настоящую езду, рационального, но способного уйти в отрыв. Меньшее - уже компромисс...
Текст: Егор Карпунин Источник: Журнал "Мотор" [№5/2002] http://www.motor.ru/
Мобильный офис плюс семейная крепость
Интерес к Seat Alhambra в России специфичен. Люди часто подходят и спрашивают, сколько стоит эта машина. Тех, кто видит в этом минивэне семейный AWтомобиль, цена слегка разочаровывает. Но у тех, кто больше думает о карьере, в глазах появляется блеск.
Alhambra – это испанский семиместный минивэн, сделанный на общей с VW Sharan и Ford Galaxy платформе. Правда, называть «Аламбру» испанской машиной будет не совсем правильно. Сходит она с того же конвейера, где выпускаются и его соплатформенники – на совместном предприятии, построенном в Португалии.
Есть еще одна Аламбра (по-русски принято говорить Альгамбра). Это известная испанская крепость и по совместительству – дворец мавританских королей. В честь этого памятника архитектуры и был назван единственный собираемый за пределами Испании Seat. Название, надо сказать, более чем удачное. Ведь в «Аламбре», которая стоит на колесах, тоже есть что-то от Аламбры средневековой. Этот AWтомобиль может с успехом выполнять роль семейной крепости и в то же время справляться с функциями мобильного офиса для преуспевающей фирмы.
Обновленная Alhambra на наш тест-драйв досталась почти в полной комплектации и с 150-сильным турбированным мотором.
Alhambra – солидная, и в то же время не «тяжелая» на внешность машина. Ярко светит ксеноновыми фарами, машет крупными дворниками стеклоочистителей, бибикает громкими торжественными фанфарами. Обновленная «Аламбра» теперь с первого взгляда не оставляет сомнений в принадлежности к гордому племени Seat. Изменилось оформление передка – крупная S и характерная «сеатовская» форма тройной радиаторной решетки наделяет скучный минивэн харизмой и выделяет его на фоне одноклассников. Sharan, например, один в один, за исключением деталей оформления, но почему-то не так притягателен. В Sharan хочется сесть на второй ряд сидений, а Alhambra манит сесть за руль.
Салон «Аламбры» тоже претерпел изменения. У предшественника вся приборная панель была округлой, невыразительной. Обширное пространство под лобовым стеклом пропадало зря. В обновленном минивэне эту ошибку исправили. Перед вами – буквально стол.
Банально? Ничуть! Его поверхность как бы рассечена дугами и уже одно это решение придает дизайну интерьера внутреннюю динамику. А еще на этот «столик», оказывается, можно не только положить небольшие вещи, но и упрятать их во всевозможные ниши-бардачки, которых у прежней «Аламбры» не было.
Центральная консоль почти не изменилась. Тут стоит продвинутая компакт-дисковая магнитола, раздельный климат-контроль, два подстаканника. Правда, пользоваться одновременно «музыкой» и держателями для бутылочек неудобно – в открытом состоянии они, подстаканники, перегораживают панель магнитолы.
Зато изменилась на более современную и комбинация приборов. Кругляшки приборов имеют понятную градуировку и красивые хромированные ободочки.
Между тахометром и спидометром, где раньше стоял вытянутый вверх дисплей с мнемосимволами, теперь стоит широкий и отлично читаемый графический дисплей.
Указатели уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости дополнены еще двумя приборами: указателем температуры масла и напряжения в бортовой сети. Последний будет отнюдь не лишним в ситуации, когда к бортовой сети будут подключены ноутбуки и нагрузка на электрические цепи, аккумулятор и генератор резко возрастут.
Начинаем регулировать под себя сидение (все регулировки механические) и обнаруживаем, что теперь водительское и пассажирские места можно развернуть. У предшественника такой функции не было. Диапазон регулировок огромен. Особенно впечатляет по высоте. Можно сесть, как в гоночном болиде, опустив едва ли не до пола подушку сидения, а можно поднять его так, что получится трон.
Кто-то сочтет недостатком распашные, а не сдвижные двери второго ряда. Традиционное решение не очень-то удобно на тесной парковке.
Начинаем исследовать задний ряд сидений. Тут никаких радикальных перемен не случилось – и слава Богу. Задний диван представляет собой набор из трех независимых сидений со своими регулировками. Любое из них можно легко снять, передвинуть, переставить на третий ряд – в общем, по части возможностей трансформации салон «Аламбры» великолепен, если бы не одно «но». Когда, например, нужно сделать из «AWтобуса» объемный грузовой фургончик, то все сидения придется снимать и где-то оставлять на хранение. А если нужна семиместная машина, то придется устанавливать (в некоторых комплектациях – за доплату) еще два сидения на третий ряд. Назвать «галеркой» эти места нельзя – тут и с пространством все в порядке, вход-выход удобен, подведены воздуховоды, есть ремни безопасности и вместительный бардачок.
Ходовые качества турбированной «Аламбры» неоднозначны. Автоматическая коробка передач с возможностью ручного выбора передач, стоящая на нашей машине, на наш взгляд, не лучшая чета 20-клапанному наддувному мотору. Гармоничного сочетания не получается. По отдельности каждый упрекнуть не в чем: «AWтомат» достаточно расторопен и сообразителен, переключает мягко. Двигатель тоже неплох: турбина обеспечивает недюжинной тягой, и прием хорош, хотя подхват появляется не сразу и шум в салоне чуть сильнее, чем хотелось бы.
Однако, работая вместе, они, если можно так выразиться, не сходятся характером. Особенно когда речь идет о невысоких скоростях движения. Вы нажимаете акселератор – пауза, а спустя мгновение как будто включается форсаж. На малых оборотах двигателя, которые старается поддерживать коробка, тяги не хватает, зато ее тут же становится в избытке, как только турбина надует в цилиндры порцию воздуха.
Антипробуксовочная система для этого AWтомобиля – штука отнюдь не лишняя. Особенно зимой. На сухом асфальте колеса легко срываются в пробуксовку, а на руле появляется сперва характерный увод, а затем как бы «прикусывание» в одном положении. Но если привыкнуть к немного вздорному характеру тяги, то, управляя «Аламброй», начинаешь получать удовольствие.
Машина маневренна, отлично держит прямую на высокой скорости и точно следует кривой в повороте.
В быстрых поворотах поведение кажется более надежным, чем в крутых, где возникают ощутимые крены, но назвать их большими нельзя – «Аламбра» имеет достаточно жесткую и застабилизированную подвеску. Работает она тихо, хорошо гасит колебания, которые возникают, когда машина идет по дороге с небольшими ямами. Однако на ухабах и лежачих полицейских скорость лучше сбросить – если машина не загружена, сотрясать ее будет довольно прилично. Но если в машине сидят четыре пассажира, то комфорт в салоне не хуже, чем в хорошем туристическом AWтобусе: есть и столики, есть и хорошая вентиляция, и музыка звучит ясно и приятно.
С точки зрения водителя «Аламбра» все же имеет недостатки. Рулевую колонку, имеющую регулировки по вылету и углу наклона, например, можно признать образцом эргономики среди минивэнов, но в движении на руль передаются неприятные толчки и удары с передней подвески. С точки зрения завхоза, «Аламбра» тоже не самый идеальный вариант – мощная машина обладает неплохим аппетитом, особенно при движении по городу. Но с точки зрения пассажиров – всевозможных замов, менеджеров, специалистов и всех других лиц, сопровождающих руководителя в деловых поездках – это идеальная машина для компании. Серьезная, сильная, успешная – оправдывающая свою цену в 30 тыс. евро.
ОЦЕНКА "За": Динамичная, вместительная и универсальная семиместная машина. "Против":Жестковатая подвеска, повышенный шум, толчки на рулевой колонке.
РЕЗЮМЕ В турбированной «Аламбре», прежде всего, выражены качества кампани-кара, а уж потом – семейного AWтомобиля.