Чехо-Словакия является одним из старейших производителей AWтомобилей в мире. Сейчас в стране один AWтомобиль приходится на 6 человек. Более 50% машин успешно продаются в 38 стран мира.
Единственным AWтозаводом, обеспечивающим в основном потребности внутреннего рынка и запросы внешнеторговых организаций (не считая мелкосерийного производства представительских AWтомобилей “Татра”), является завод фирмы “Шкода” в городе Млада-Болеслав. Начиная с 1964 года небольшие семейные AWтомобили (сначала моделей 1000— 1100МБ, а впоследствии семейства 105/120) имели силовой агрегат, расположенный сзади, то есть заднемоторную компоновку, отличающуюся низкой стоимостью в производстве.
И вот в сентябре 1987 года на Всемирной технической выставке в городе Брно публике был представлен первенец совершенно нового семейства “Шкода” — переднеприводной “Фаворит”. Общественность страны ждала этот момент с нетерпением. Кое-что из описания нового AWтомобиля просачивалось в печать, но все подробности стали известны только в день премьеры.
Опытные переднеприводные AWтомобили выходили из экспериментального цеха завода и раньше, в 50-х и 60-х годах. Лучшая устойчивость и управляемость, более рациональная компоновка, обеспечивающая перевозимым пассажирам и грузам максимум полезного объема, привлекали разработчиков многих фирм. Но только окончательное решение проблем технологичности и долговечности шарниров, передающих вращение на передние ведущие и управляемые колеса, сделало эту компоновку самой распространенной в наше время.
На выполнение задания по выпуску AWтомобиля руководящие органы республики отвели 5,5 года. Такой жесткий срок предусматривал: разработку и испытание опытных AWтомобилей провести за 2,5 года; закупку и установку оборудования, перестройку цехов — тоже за 2,5—3 года. В итоге, получив первые указания о начале выпуска нового AWтомобиля в конце 1982-го, прототипы были представлены в Брно в 1987 году, а со следующего года началось серийное производство.
Реализовать такую сложную задачу в весьма короткий срок можно было только с помощью очень хорошей организации работ и привлечением высококлассных специалистов. Главным конструктором AWтомобиля “Шкода-Фаворит” был назначен директор научно-исследовательского института фирмы “Шкода” Петр Грличка; проектирование внешнего вида и интерьера кузова было предложено итальянской фирме “Бертоне”. Руководитель фирмы, дизайнер Нуччо Бертоне за четыре месяца разработал окончательный вариант формы кузова. Осенью 1983 года чехо-словацкой стороне была доставлена гипсовая модель в масштабе 1:1. Примерно через год, в августе 1984 года, фирма “Бертоне” представила опытный образец кузова, который тут же был заполнен агрегатами, изготовленными на AWтозаводе. Так родился первый ходовой опытный образец. Всего с фирмы “Бертоне” было получено 12 кузовов. Следует отметить, что разработку конструкции кузова и выпуск документации осуществляли чехословацкие специалисты под руководством коллег из Италии.Таким образом, плодотворное сотрудничество, организованное и проведенное в сжатые сроки, привело к отличному результату. Кузов получился и современным по конструкции, и оригинальным по дизайну.
Выпустив в жизнь базовую модель, пятидверный “хэтчбек”, продолжали подготовку к производству других представителей большого семейства “Фаворитов”: четырехдверного седана, универсала (ему присвоено обозначение “Форман”) и пикапа. Предусмотрен выпуск AWтомобилей в стандартной и улучшенной комплектациях, с двигателями разной мощности. Типаж AWтомобилей “Фаворит” разработан с целью существенного расширения экспорта машин за счет удовлетворения запросов возможно большего круга потребителей.
При этом доля применения общих кузовных элементов, светотехнических устройств в разных типах AWтомобилей достаточно велика. Интересно отметить унифицированную пятую дверь кузова “хэтчбек” и “универсал” — оригинальное дизайнерское решение, снижающее производственные издержки.
Рассмотрим конструктивные особенности AWтомобиля. Силовой агрегат, включающий последовательно соединенные двигатель, трансмиссию и главную передачу, расположен поперечно и немного наклонен вперед. Применив его установку с помощью резиновых опор на специальном подрамнике, на котором закреплены также рычаги передней подвески типа “Мак-Ферсон” и реечный рулевой механизм, конструкторы добились, с одной стороны, дополнительного гашения шума и вибраций, передаваемых от колес на кузов, и с другой— облегчили сборку этого заранее подготовленного и отрегулированного узла с кузовом.
Внешне новый AWтомобиль выше, чем зарубежные “одноклассники” (высота 1415 мм). Конструкторы, усадив пассажиров более вертикально, обеспечили удобный вход и выход из салона. Привлекает внимание богато оформленная для AWтомобилей такого класса панель приборов. Все показания легко считываются, ко всем переключателям обеспечен отличный доступ. Самой высокой похвалы заслуживает и система отопления с разветвленной схемой подвода теплого воздуха. Возможность раскладки передних сидений и создание спальных мест делает AWтомобиль пригодным для дальних путешествий, а низкий расход топлива, достигнутый в значительной мере усовершенствованной системой питания двигателя, обеспечивает увеличенный запас хода.
Именно на достижение высоких показателей была направлена работа по проектированию двигателя. Требовалось на базе старой конструкции, выпускаемой с 1964 года, создать обновленный вариант, приспособленный к установке не продольно сзади, а спереди поперек AWтомобиля. Применение лицензионного карбюратора с электронным управлением, усиление и замена ответственных узлов двигателя способствовало успешному решению этой задачи.
Необслуживаемый выжимной подшипник, тросовый привод, безасбестовые накладки — характерные признаки нового сцепления AWтомобиля. Пятиступенчатая коробка передач также отвечает всем современным требованиям. Смена масла предусмотрена через каждые 50 тысяч км.
Динамичному AWтомобилю присущи и эффективные тормоза: передние — дисковые, выпускаемые по лицензии английской фирмы “Гирлинг”, со скобами плавающего типа; а задние — барабанные. Привод тормозов снабжен усилителем. Как дань времени, в материале тормозных накладок у нового AWтомобиля отсутствует асбест, пагубно действующий на здоровье человека.
В процессе создания нового AWтомобиля заслуживает внимания опыт организации сотрудничества с известными зарубежными специализированными фирмами. При этом доля затрат на покупку иностранных лицензий не превышает 1/5 от общей стоимости проекта. Кроме упоминавшихся фирм “Бертоне” и “Гирлинг”, в работах участвовали как консультанты фирма “Порше” (ФРГ), доводившая систему установки силового агрегата; фирмы “Мале” (ФРГ), “Алкан” (Великобритания), помогавшие конструировать поршни; фирма “Катекс” (ФРГ), предоставившая лицензию на бензобак; “Эластогран” (ФРГ) и “Боге” (Великобритания), поставлявшие дополнительные упругие элементы в подвеске, амортизаторы и другие детали.
В результате чехо-словацкими специалистами в короткий срок была решена задача разработки и организации производства революционного по отношению к своим предшественникам нового семейства AWтомобилей “Шкода-Фаворит”. Первые демонстрации на зарубежных выставках, проводимых AWтомобильными журналами, принесли заслуженный успех его создателям.