SSANGYONG ISTANA — коммерческий микроAWтобус, в прошлом выпускавшийся под именем Mercedes MB100D. С тех пор как Mercedes сменил эту модель на Vito, права на лицензионное производство MB100D перешли компании Ssangyong Motor Co. Выпуск значительно обновленной модели под новым именем SSANGYONG ISTANA был начат уже в 1995 году.
SSANGYONG ISTANA поставляется с 4-дверными кузовами разной длины и вместительности. Габаритные размеры SSANGYONG ISTANA (длина/ширина/высота, мм) – 4890/_/_ для короткобазного варианта и 5340/_/_ - для длиннобазного. Версия «Super Prime» предполагает более высокую крышу. По сравнению со своим прототипом кузов SSANGYONG ISTANA стал более «зализанным» и пухлым. Однако компоновка машины осталась прежней - ведущие колеса передние, водитель и пассажир сидят над передней осью, двигатель располагается между ними.Передние двери - распашные, боковая – сдвижная, задняя - поднимающаяся (на МВ100D она была двустворчатой), дверные проемы большие и очень удобны для посадки и загрузки. Забираться на передние сиденья приходится "по-грузовому". Существует также и грузовой вариант кузова с «глухим» салоном и грузоподъемностью около 1 тонны.
Легковые салоны SSANGYONG ISTANA могут вмещать 12 либо 15 пассажиров (удлиненный вариант кузова). Расположение всех пассажиров комфортное, места для ног и над головой везде достаточно. Первый ряд сидений здесь развернут задом наперед (причем, два передних кресла — одиночное и двойное — вращаются вокруг своей оси, чего нет у других корейских производителей), второй и третий стоят "правильно". Пассажирские версии SSANGYONG ISTANA имеют раздельные отопительные и кондиционирующие системы, по всему салону предусмотрены дефлекторы вентиляции. Обивка сидений сделана из приятного фактурного материала, надежно фиксирующего тело во время движения. В целом салон SSANGYONG ISTANA очень комфортабельный, сказывается влияние немецкого предка.
Место водителя SSANGYONG ISTANA представляет из себя тесноватый, но уютный отсек, ограниченный с одной стороны высоким кожухом двигателя с расположенным на нем рычагом переключения передач, а с другой - дверью с выпуклым подлокотником. Обзор вперед, по бокам и назад хороший. Передние сиденья снабжены всего двумя регулировками - продольной и наклона спинки, но этого вполне достаточно для удобной посадки. Форма подушек подобрана удачно, спина при длительной поездке практически не устает. Рулевая колонка регулировок не имеет, но за рулем люди разного роста могут чувствовать себя одинаково удобно. Диаметр и сечение "баранки" выбраны оптимально. К величине ходов и информативности педалей претензий нет, но педали газа и тормоза находятся довольно близко друг к другу, и если на ногах зимняя обувь, то могут возникнуть небольшие проблемы. На подлокотнике водительской двери пристроились клавиши управления электрическими стеклоподъемниками передних дверей. Комбинация приборов SSANGYONG ISTANA стандартна для современного AWтомобиля. Подрулевые переключатели тоже стандартны, только правый заведует еще и задними "дворниками". Справа от руля находятся часы, магнитола, кнопки управления климатической установкой, кондиционером и освещением салона. Справа от рычага переключения передач, на центральном тоннеле - отформованы два подстаканника. Здесь же разместилась объемистая пепельница.
SSANGYONG ISTANA комплектуются лицензионными двигателями MERCEDES. Наиболее распространенный, популярный и наиболее удачно подходящий к AWтомобилю – это 97-сильный 5-цилиндровый атмосферный дизель OM662 рабочим объемом 2,9 л. Этот мотор исключительно прост и надежен: механический топливный насос, два клапана на цилиндр, распределительный вал в блоке, приводимый в движение зубчатым ремнем. В гамме есть дизель "послабее" (2,3 л, 4 цилиндра, 78 л.с.) и 4-х цилиндровый бензиновый мотор объемом 2,3 литра с впрыском топлива (4 цилиндра, 122 л.с.). Однако последние 2 мотора довольно редко встречаются на SSANGYONG ISTANA и приведены здесь лишь для общей информации, в дальнейшем речь пойдет только о первом моторе.
Задняя подвескаSSANGYONG ISTANA рессорная с неразъемным мостом, передняя – независимая, типа McPherson, на двойных поперечных рычагах. Спереди SSANGYONG ISTANA имеет стабилизатор поперечной устойчивости, задний стабилизатор устанавливается опционально. SSANGYONG ISTANA комплектуется только механической 5-ступенчатой коробкой переключения передач и передний приводом.
Те, кто ездит наSSANGYONG ISTANA, отмечают весьма хорошую управляемость модели: невысокий уровень крена, отличное прохождение даже крутых поворотов. Подвесочный «минимализм» в виде легковой передней системы и простой задней балки на рессорах — SSANGYONG ISTANA на пользу, комфорт микроAWтобусу такая подвеска обеспечивает вполне достаточный. Швы, стыки, асфальтовые заплатки SSANGYONG ISTANA форсирует без передачи вибраций в салон. Тем не менее длинный и высокий, недостаточно жесткий кузов реагирует на более крупные неровности. На гололеде не стоит забывать о нехарактерном для однообъемника переднем приводе с его недостаточной поворачиваемостью. Хотя в российских условиях эксплуатации это скорее благо, тем более, что даже при одном водителе тяжелый дизель обеспечивает хорошую нагрузку на ведущую ось. Разгоняется SSANGYONG ISTANA плавно и не слишком активно, но если на первой или второй передачах утопить педаль в пол, кресла ощутимо "толкнут" сидящих в спину, а стоящим в салоне трудно будет удержаться падение. При разгоне и движении с большой скоростью работа двигателя отчетливо слышна, но особого раздражения это не вызывает – уверенный рокот, скорее приятен. Характеристика крутящего момента позволяет избежать частого переключения передач и, как следствие, сделать езду более комфортной. Передачи на SSANGYONG ISTANA включаются достаточно четко, с короткими ходами рычага. Первая, как и у всех микроAWтобусов, сделана очень короткой для облегчения троганья, ее передаточное отношение довольно велико, что позволяет медленно двигаться в пробке без изматывающих переключений и торможений.
По солидному 10-летнему опыту эксплуатации AWтомобилей SSANGYONG ISTANA уже можно делать уверенные выводы. И главный вывод таков: SSANGYONG ISTANA– самый надежный и неприхотливый корейский микроAWтобус, идеально подходящий именно для коммерческого использования, для которого он, собственно, и создавался. Двигатель OM662 надежен абсолютно, он пришел из той поры развития дизельных моторов, когда солярка даже за рубежом еще не была высокого качества и когда дизельный мотор и электроника – были несовместимыми понятиями. Самая интересная и отличительная черта двигателя OM662 SSANGYONG ISTANA — рядный топливный насос высокого давления: у каждого цилиндра – своя плунжерная пара. Переваривает такая аппаратура любую солярку, но в разумных, конечно, пределах.При своевременном обслуживании и качественных расходных материалах двигатели SSANGYONG ISTANA ходят без капитального ремонта по полмиллиона километров. Лучшая социальная сеть AWтомобилистов. Все AWтомобили. Технические характеристики и описания AWтомобилей. Советы и рекомендации AWтомобилистов. Бытует мнение, что мерседесовская «пятерка» — «миллионник». Верится, поскольку мотор крайне прост и дефорсирован. Что касается ходовой части SSANGYONG ISTANA, то ее можно было бы охарактеризовать как безпроблемную, если бы не ступичные подшипники. Они у SSANGYONG ISTANA, похоже, самое слабое звено.
Под новым именем
Прошло совсем немного времени с тех пор, как концерн Daimler-Benz прекратил выпуск микроAWтобуса MB100D, заменив его моделью Vito. Но в прошлом году производство вроде бы отжившего свое AWтомобиля возобновилось. Правда, под новым именем и в другой части земного шара.
SsangYong Motor Co. - четвертая по величине AWтомобильная компания Южной Кореи. О ее финансовых проблемах пресса сообщала неоднократно. Появлялась информация о возможности ее приобретения корейским электронным гигантом, который решил заняться аVтомобилестроением - группой Samsung. Информация не подтвердилась. Теперь распространяются слухи о том, что 53% акций SsangYong намерена купить компания Daewoo. Значит, дела плохи? У руководителей SsangYong иное мнение. Убытки последних лет - это следствие крупных инвестиций в совершенствование производственной базы, которые вскоре принесут результаты. Главное - качество продукции. А с этим, похоже, у компании все в порядке. Да и производственная гамма, еще совсем недавно состоявшая лишь из двух внедорожников - Musso и Korando - постепенно расширяется. Ничего радикально нового и рискованного, все "новинки" - от давнего и проверенного партнера - Kонцерна Mercedes-Benz, которому принадлежит около 4% акций SsangYong. В Musso и Korando - лицензионные, а то и "родные" двигатели Mercedes. С 1995 года выпускается микроAWтобус Istana - лицензионный Mercedes 100D. В 1997 г. началось производство седана Chairman - на базе старого E-класса (W-124). Есть и концепт на базе S-класса - компания смотрит в будущее...
О внедорожниках SsangYong "Мотор" писал уже не раз. До Chairman и концепта руки пока не дотянулись. Поэтому речь пойдет о микроAWтобусе Istana - посмотрим, что корейцы сделали из немецкого 100D.
Внешний вид машины претерпел значительные изменения - кузов стал более зализанным и "пухлым", но при этом с первого взгляда возникают ассоциации с МВ 100D. Количество дверей осталось прежним - 5, а количество мест зависит от назначения и может меняться от 6 до 12. МикроAWтобусы азиатского и японского производства можно безошибочно узнать по огромному количеству внешних зеркал на экзотического вида кронштейнах. Istana - не исключение. Зеркала эти выглядят для нас непривычно, но позволяют до миллиметра контролировать габариты машины при парковке как передом, так и задом - в азиатских городах тесно...
Компоновка машины осталась прежней - ведущие колеса передние, водитель и пассажир сидят над передней осью, двигатель располагается между ними. В последнее время такая компоновка применяется редко - например, в Nissan Serena, Toyota Hi Ace или Mercedes-Benz Vito водитель и передний пассажир сидят за осью.
Передние распашные, боковая сдвижная и задняя поднимающаяся (на МВ она была двустворчатой), двери открываются без больших усилий. Дверные проемы большие и очень удобны для посадки и загрузки. Взгромождаться на передние сиденья приходится "по-грузовому". Держась одной рукой за ручку на передней стойке, ногу ставите на ступеньку, после чего "забрасываете" свое бренное тело на кресло. Посадка же в салон происходит без проблем - там можно перемещаться почти в полный рост, а в дверной проем одновременно могут пройти как минимум два человека. Если у пассажиров с собой много багажа, то можно сложить задние сиденья - и все поместится.
И спереди, и сзади можно расположиться с комфортом - места для ног везде предостаточно, а уж над головой пространства - почти как в "сталинском" доме. Под левым передним окном салона находится управление салонными же печкой и кондиционером - обойдемся без водителя. Первый ряд сидений здесь развернут задом наперед, второй и третий стоят "правильно". Любоваться проплывающими за окном пейзажами лучше сидя во втором или третьем ряду - большие стекла с узкими стойками, расположенными на линии сидений, позволяют делать это без помех. А если любоваться нечем - окна можно и зашторить. Над каждым местом расположен блок-плафончик и дефлекторы климатической установки. Обивка сидений сделана из приятного фактурного материала, надежно фиксирующего тело во время движения, что совсем нелишне - подушки и спинки практически плоские, а водители ездят по-разному.
Кожаный салон на фотографиях - результат установки чехлов. В целом салон очень комфортабельный - недаром московская мэрия использовала Istana для поездки в Нижний Новгород. Думаю, что место этого микроAWтобуса - в гараже какой-нибудь солидной фирмы. Он вполне хорош как AWтомобиль для встречи делегаций.
Забравшись на свое место, водитель оказывается в тесноватом, но уютном "отсеке", ограниченном с одной стороны высоким кожухом двигателя с расположенным на нем рычагом переключения передач, а с другой - дверью с выпуклым подлокотником. Передняя панель - из серого и черного пластика. Обзор вперед, по бокам и назад хороший. Однако регулировать боковые зеркала заднего вида неудобно - они зафиксированы на кронштейнах при помощи гаек и, чтобы их выставить, придется звать помощника. А если за рулем доведется ездить не одному, а нескольким людям разной комплекции?
Передние сиденья снабжены всего двумя регулировками - продольной и наклона спинки, что вполне достаточно для удобной посадки. Форма подушек подобрана хорошо, при длительной поездке спина не устает. Рулевая колонка регулировок не имеет, но за рулем себя одинаково удобно чувствовали люди ростом и 170, и 185 см. Диаметр и сечение "баранки" выбраны оптимально. К величине ходов и информативности педалей претензий нет, но педали газа и тормоза находятся довольно близко друг к другу, и если на ногах зимняя обувь, то могут возникнуть небольшие проблемы.
На подлокотнике водительской двери пристроились клавиши управления электрическими стеклоподъемниками передних дверей. Комбинация приборов стандартна для современного AWтомобиля. Подрулевые переключатели тоже стандартны, только правый заведует еще и задними "дворниками". Справа от руля находятся часы, магнитола, кнопки управления климатической установкой, кондиционером и освещением салонa. Справа от рычага переключения передач, на "бороде" - кожухе двигателя - отформованы два подстаканника. Здесь же разместилась объемистая пепельница. Расположение и информативность органов управления понравились, эргономика - на пять.
Поднятый капот открывает доступ к заправочным емкостям и позволяет проверить уровень масла, добраться же до мотора можно только из салона. Это несложно, нужно лишь снять головку рычага КПП, отстегнуть 6 фиксаторов, снять кожух - и двигатель как на ладони. Минутное дело.
На машине установлен 97-сильный 5-цилиндровый безнаддувный дизель рабочим объемом 2,9 л. В гамме есть дизель "послабее" (2,3 л, 4 цилиндра, 78 л.с.) и бензиновый мотор с впрыском топлива (4 цилиндра, 122 л.с.). Коробки передач у всех силовых агрегатов механические пятиступенчатые.
Запустился двигатель легко, хотя мороз был под тридцать. Звук дизеля на уши не давит, хотя с бензиновым мотором в салоне было бы наверняка тише. Надо сказать, что стоять рядом с SsangYong намного приятней, чем с его "предком" - мотор последнего был значительно шумней.
Разгоняется Istana плавно и не слишком активно, но если на первой или второй передачах утопить педаль в пол, кресла ощутимо "толкнут" сидящих в спину, а стоящим в салоне гарантировано падение. При разгоне и движении с большой скоростью работа двигателя отчетливо слышна, но особого раздражения это не вызывает.
Характеристика крутящего момента позволяет избежать частого переключения передач и, как следствие, сделать езду более комфортной. Передачи, в отличие от внедорожников SsangYong, включаются очень легко и четко, с короткими ходами рычага. Первая, как и у всех микроAWтобусов, сделана очень короткой для облегчения троганья, ее передаточное отношение довольно велико, что позволяет медленно тащиться в пробке без изматывающих переключений и торможений.
Удивил энтузиазм, с которым Istana раскачивается на кочках, клюет носом при торможении и задирает его при трогании. Очевидно, немалую роль здесь сыграло размещение двигателя в переднем свесе. При полной же загрузке микроAWтобус раскачиваться не должен.
При боковом ветре пришлось поработать рулем, чтобы удержать машину на курсе - парусность у Istana немаленькая. Больших усилий для этого не требуется - помогает гидроусилитель руля. В поворотах, несмотря на свою высоту, микроAWтобус достаточно устойчив и излишней валкости не проявляет.
Компания SsangYong, купив лицензию на производство MB 100D, налаживает выпуск на его основе не только микроAWтобуса Istana, но и целой гаммы AWтомобилей коммерческого назначения - платформа позволяет. К 2000 году объем производства этих машин должен составить около 130 тысяч. Внешние рынки сбыта - Азия и Россия. Однако перспективы Istana на российском рынке не вполне ясны.
Во-первых, конструкция - не первой свежести, даже у корейских конкурентов есть машины посовременнее.
Во-вторых, предназначен AWтомобиль явно не для личного пользования. Istana - типичный микроAWтобус служебного назначения. Даже обремененный огромной семьей человек для повседневной эксплуатации предпочтет ему мини-вэн. Следовательно, объем продаж заведомо ограничен. Кстати, представитель фирмы, предоставившей аVтомобиль на тест, признался, что пока они ввозят Istana только для своих внутренних нужд.
В-третьих, цена - $30.000. Есть довольно много аналогичных моделей, стоящих дешевле.