Татра (Tatra) - один из старейших и известных AWтомобильных заводов мира, выпускающий не только легковые, но и грузовые AWтомобили, электро- и тепловозы, оборудование для машиностроения. Легковое AWтомобильное производство в настоящее время приостановлено.
История компании начинается в июне 1850 г., когда ремесленник Игнац Шустала(Ignac Schustala) с двумя подмастерьями открыл в доме сельского правления мастерскую по производству бричек. Позже они освоили выпуск более сложных карет с различными кузовами. В 1853 г. возводится первый фабричный корпус. В результате в 1858 г. возникла компания Sustala & Co. После строительства железной дороги Студенка – Штрамберк открылись новые возможности для расширения сбыта продукции компании. Предприимчивый Игнац Шустала начинает строительство корпуса для выпуска железнодорожных вагонов, и в 1882 г. выпускаются первые 15 штук. Идея выпуска в Копрживнице «безлошадного экипажа» принадлежит страстному пропагандисту AWтомобилизации барону Теодору фон Либингу. Именно он в 1897 порекомендовал Карлу Бенцу продать один из своих новейших двухцилиндровых двигателей мощностью 7 л.с. Он стал «сердцем» первого легкового AWтомобиля Presedent, выпущенного летом того же года. В его основу лег экипаж собственного производства Milord. Но, несмотря на возраставшую популярность AWтомобилей, основной продукцией компании И. Шусталы на рубеже веков все же оставались вагоны, экспортировавшиеся во многие страны мира. Автомобили копрживицкого производства становились все более популярными, получая всеобщее признание. В 1898 г. И. Шустала строит первый грузовой AWтомобиль грузоподъемностью 2,5 т., оснащенный двумя двигателями К. Бенца. Сейчас AWтомобиль такого типа мы бы назвали бескапотными. Компоновка грузовика с силовыми агрегатами, расположенными под грузовой платформой и в наши дни считается авангардной. Возрастающая потребность в легковых и грузовых AWтомобилях привела к полной переориентации компании и смены торговой марки. С 1920 г. всему миру стала известна марка TATRA. Перелом в концепции копрживницких AWтомобилей наступил в начале 20-х годов с приходом молодого гениального конструктора Ганса Ледвинки (Hans Ledwinka). В 1923 г. он проектирует и строит небольшой легковой AWтомобиль TATRA 11 с двухцилиндровым опозитным двигателем воздушного охлаждения, с качающимися полуосями и рамой в виде трубы, к фланцам которой жестко прикреплен двигатель с коробкой передач и задний мост с главной передачей. Почти 80 лет все AWтомобили TATRA проектируются и выпускаются именно по этой схеме. В начале тридцатых годов в компании создаются AWтомобили высшего класса T 70 и Т 80. В 1934 г. появляется на свет Т 77 – лимузин высшего класса с аэродинамическим кузовом и мощным в-образным 8-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения, расположенным за задней осью. В 1938 г. ему на смену приходит Т 87 с более комфортабельным кузовом и более мощным двигателем. Автомобиль простоял на конвейере почти 20 лет и был заменен моделью Т 603. История семейства заднемоторных легковых AWтомобилей завершилась в конце 90-х годов выпуском лимузина категории «люкс» Т 700, получившего название «Чешский Rolls Royce». Решение о сворачивании производства легковых AWтомобилей нельзя считать признаком кризиса фирмы, так как основная сфера деятельности компании – производство большегрузных AWтомобилей.
Tatra 613
Еще более крупными достижениями отмечена история грузовиков TATRA. В тридцатые годы выпускаются семейства Т 72, Т 82 и Т 92, построенные по типичной для фирмы схеме с центральной трубой, выполняющей роль рамы, и независимой подвеской колес. Эти модели послужили базой для нескольких десятков модификаций и версий различного назначения. В 1942 г. по проекту Г. Ледвинки началось производство грузового AWтомобиля Т 111- первого грузового AWтомобиля с дизельным двигателем воздушного охлаждения и колесной формулой 6х6. По признанию экспертов, это был лучший AWтомобиль тех лет. В конце пятидесятых лет ему на смену приходит Т 137/138 с аэродинамической кабиной выдающегося дизайнера Э. Коваржа, а в 1970 г – Т 148. 1967 г. стал переломным в истории фирмы – в Копрживнице приступили к выпуску Т 813 KOLOS – мощного AWтомобиля 8х8 бескапотной компоновки. Пришедший ему на смену модельный ряд Т 815 (1983 г), а позже – Т 815-2 – составляет в настоящее время основу производственной программы компании TATRA. В последние годы TATRA освоила выпуск AWтомобилей двух новых семейств – бескапотных TERRNo1 как продолжение версии 815-2 и капотного AWтомобиля T163-3. TATRA продолжает совершенствовать конструкции выпускаемых ею AWтомобилей и расширять их производство. Сейчас в производственную программу компании входят 4 семейства большегрузных грузовых AWтомобилей высокой проходимости, два из которых включают машины общего назначения, а два – специальные AWтомобили для нужд армии и работы в сложных климатических условиях. TERRNo1 – серия бескапотных AWтомобилей, являющихся продолжением работы по модернизации семейства 815-2 с колесными формулами от 4х4 до 8х8 . Они выпускаются в версиях самосвалов с трехсторонней и задней разгрузкой, седельных тягачей, бортовых AWтомобилей и как шасси для установки фургонов, строительных машин и спецоборудования. T163-3 – возрожденное семейство большегрузных AWтомобилей классической капотной компоновки с колесной формулой 6х6. Они предназначены для использования, прежде всего, в качестве самосвалов для работы в тяжелых внедорожных условиях. FORCE – AWтомобили колесной формулы 6х6 и 8х8 для работы в особо сложных климатических условиях. Могут оснащаться бортовыми платформами армейского типа, система контейнерной погрузки, цистернами. Возможно изготовление бронированных кабин, кабин с люками для монтажа стрелкового оружия и т.п.
Tatra 700
ARMAX – специальные AWтомобили с количеством осей от двух до пяти, предназначенные для армейских нужд.