На сегодняшний день все модели марки Land Cruiser можно условно разделить на серии: 20-ой, 40-ой, 60-ой, 70-ой, 80-ой, 100-ой и 200-й.
История 40-ой серии начинается в 1960 году, когда был сделан эволюционный шаг в производстве AWтомобилей. Были модернизированы технологии производства и изменены такие процессы AWтомобилестроения как сборка панелей. В трансмиссию был добавлен понижающий ряд, что значительно улучшило работу AWтомобиля под большими нагрузками и в условиях бездорожья. Рычаг переключения управления раздаточной коробки был передвинут ближе к панели приборов, а рычаг переключения скоростей размещен на рулевой колонке, что освободило пространство на полу. В итоге на переднем сидении могли разместиться три пассажира.
В то время, как мощность двигателя типа В в AWтомобилях 20-й серии составляла 105 л.с., двигатель AWтомобиля 40-ой серии уже имел мощность 125 л.с., которая впоследствии была доведена до 130 л.с. В остеклении задней части кузова были добавлены окна в углах - это увеличило задний обзор и стало отличительной чертой машин Land Cruiser 40-й серии.
В 1974 году впервые появились AWтомобили с дизельным двигателем типа В, а рабочий объем двигателя был увеличен с 2,8 литра до трех литров. Они попадали в разряд компактных AWтомобилей, а это заметно снижало стоимость обслуживания и налог для AWтовладельцев. Соответственно возросло число людей , которые могли позволить себе содержать такой внедорожник.
Автомобили 40-oй серии продавались около 24 лет, пока их не сменили новые модели 70-ой серии. Внешний вид не претерпел особых изменений, но начинка постоянно совершенствовалась. Внедорожники 40-ой серии уже давно не выпускаются, поэтому Вы скорее всего уже не найдёте их в хорошем состоянии в продаже, но «поезженную» машину на ходу - запросто.
В 1976 году под руководством главного инженера Хироши Осавы начинаются разработки 60-ой серии Toyotа которая выйдет в свет в 1980 году. Эта серия по комплектации очень похожа на 40-ю, та же полностью зависимая рессорная подвеска, а на первых модификациях были даже одинаковые моторы и КПП.
Но изменения всё же были, так в 1982 году появился AWтомобиль HJ60 с шестицилиндровым дизельным двигателем типа 2H объемом 3980 см3. Объемный двигатель, кузов с высокой крышей, пятиступенчатая механическая коробка передач или четырехступенчатый "AWтомат", электрический люк, зеркала с дистанционным управлением делали новый AWтомобиль мощным и - одновременно - комфортным. 1987 году были произведены небольшие изменения во внешнем виде AWтомобиля серии 60: две круглые фары сменились на 4 квадратные, устанавливались более широкие шины, а также красочное оформление кузова.
60-ая серия является ярким примером того, как из полувоенного AWтомобиля Land Cruiser превращался в комфортабельный легковой AWтомобиль. Эта модель стала прообразом для последующего развития моделей 80-ой и 100-ой серии.
В ноябре 1984 года появилась новая 70-я серия, завершившая целую эпоху, которая, начиная с моделей 20-й серии, продлилась 29 лет, и на протяжении которой 40-я серия принципиально не изменялась. Компания Toyotа приступила к разработке новых Land Cruiser`ов, которые заключали в себе легендарную прочность и выносливость предыдущих марок наряду с новомодными технологиями современных моделей. Поэтому решение состояло в использовании прекрасно себя зарекомендовавшей конструкции с рамой лестничного типа и подвеской на полуэллиптических рессорах. Также толщина панелей кузова была увеличена на 1 мм.
В производственной гамме существовали 2 модификации AWтомобилей - короткобазная (BJ70) с цельнометаллическим кузовом и с брезентовым верхом, и среднебазная (BJ73) со съемным пластиковым верхом.
В январе 1990 года для моделей 70-й серии появились два новых двигателя: бензиновый 1PZ, заменивший двигатель типа 3В (OHC пятицилиндровый, 3469 см3, 115л.с., 23,5 kgm), и дизель 1НZ, заменивший 13В-Т (OHC шестицилиндровый, 4163 см3, 135 л.с., 28,5 kgm).
В AWтомобилях 40 и 50-ой сериях в качестве основного метода соединения основных элеметов несущей рамы использовался метод клепки, в то время как детали рамы LandCruiser 70 соединены при помощи лазерной справки, что позволило сделать конструкцию AWтомобиля более прочной.
Усилиями специалистов компании "Toyota" модели Land Cruiser постоянно модернизировались. Изменения касались двигателей, подвески, оснащения салона. Однако, в ранних моделях Land Cruiser ходовые качества и надежность никогда не приносились в жертву изысканности дизайна и комфортабельности.
Но реальность такова, что последние 15 лет основным покупателем Land Cruiser является городской житель, а он куда чаще эксплуатирует свой AWтомобиль на идеальных дорогах, чем на бездорожных трассах. В силу этих обстоятельств на первый план для дизайнеров и инженеров в настоящее время выходит комфорт, потому что наряду с высокой проходимостью покупатель желает получить климат-контроль, кожаный салон и другие чудеса технического прогресса.
Поэтому уже в октябре 1989 года на рынке дебютировало новое поколение “Toyotа Land Cruiser 80”. Эта серия отличалась от своих предшественников несколько более округлыми контурами, увеличенной жесткостью рамы и кузова и, разумеется, "начинкой". Покупатель мог выбрать одну из трех модификаций - от самой простой "STD" до престижной "VX".
"Toyota Land Cruiser 80 - STD" в силу своей простоты и надежности во многих странах использовался в качестве армейского джипа. В этой модели - минимум электроники, отсутствует боящаяся грязи ABS. В качестве дополнительной опции предлагалось установить механическую лебедку с максимальным усилием 4 тонны, незаменимую при езде по бездорожью. "Land Cruiser 80 - STD" превосходно проявил себя в самых экстремальных условиях.
"Toyota Land Cruiser 80 - GX" отличалась более высоким уровнем комфорта. Данная модель оснащалась двигателями двух типов - 6-тицилиндровым 130-сильным дизелем объемом 4,2 литра или 6-цилиндровым бензиновым агрегатом, рабочий объемом 4,5 литра мощностью 213 лошадиных сил. Наконец, "Toyota Land Cruiser 80 - VX" - AWтомобиль класса "люкс", оборудованный всеми доступными на тот момент опциями. Для этой модели предлагались самые мощные двигатели - инжекторный бензиновый и турбодизель.
Автомобили 80-й серии тремя типами двигателей: дизельный двигатель 1HZ, дизельный двигатель с турбо-наддувом 1HD-T с прямым впрыском топлива и бензиновый двигатель 3F-E, Все AWтомобили 80-й серии имели пружинную подвеску. Практически все AWтомобили оснащались постоянным полным приводом, хотя выпускалась модификация и с отключаемым передним приводом.
В августе 1996 года в стандартную комплектацию всех моделей была включена система ABS (Антиблокировочная Система Тормозов) и подушки безопасности для водителя и переднего пассажира.
Весь накопленный за долгие годы работы на AWтомобильном рынке опыт компании Toyota нашёл свое воплощение в новой серии Land Cruiser 100. Данная модель была впервые представлена широкой общественности на знаменитом шоу в Чикаго в январе 1998 году, а Европа познакомилась с ней на выставке в Женеве в том же году.
"Land Cruiser 100" стал больше своего предшественника - на 9 сантиметров длиннее, немного шире, увеличилась колея. Салон стал ощутимо просторнее и комфортабельнее. Увеличение габаритов потребовало и усиления корпуса - по сравнению с "Land Cruiser 80" он стал прочнее в среднем на 50%. Такое значительное увеличение показателей продольной, диагональной и поперечной жесткости достигнуто благодаря применению стальных листов переменного профиля и других усиливающих элементов конструкции. Некоторые детали, которые в наибольшей степени подвергаются риску коррозии, прикрыты листами из специального не ржавеющего сплава. Автомобили Land Cruiser 100 оснащались 2 типами двигателей: бензиновым V-образным восьмицилиндровым мотором 2UZ-FE рабочим объемом 4.7л. развивающим максимальную мощность в 235 л.с, и рядным дизельным шестицилиндровым силовым агрегатом 1HD-FTE рабочим объемом 4.2 л. и мощностью 205 л.с.
Передняя независимая подвеска на двойных рычагах и реечное рулевое управление - еще два новых элемента легкового AWтомобиля в новой серии Land Cruiser. Для дальнейшего повышения комфорта и стабильности управления появились система Skyhook TEMS и система гидравлической регулировки клиренса (АНС), которые улучшают рабочие характеристики AWтомобиля при езде по мощеным дорогам. Внешний дизайн выполнен в представительском стиле: массивный капот, крупные фары с двухступенчатыми мультирефлекторными оптическими элементами, заходящий на боковины сплошной бампер, мощные, выступающие наружу колесные арки, обширная площадь остекления и широкие двери. Обивка крыши выполнена из нетканых материалов. В зависимости от варианта исполнения AWтомобиль оснащается: электролюком откидного типа с электроприводом, сдвигаемым электролюком, объемной потолочной консолью для хранения различных предметов.
Средства безопасности включают: усилитель рулевого управления, ABS, гидроусилитель тормозов, подушки безопасности для водителя и переднего пассажира, подголовники, а также трехточечные ремни безопасности с преднатяжителями. Стандартное оборудование: центральный замок, электропривод зеркал и стекол, климат-контроль, круиз-контроль, две вспомогательные розетки электропитания, подстаканники и многочисленные отсеки для хранения различных предметов, встроенная в центральную консоль AWтомагнитола, иммобилайзер, термопоглощающие стекла с тонировкой, стальные колесные диски. Дополнительное оборудование: кондиционер, центральный замок с дистанционным управлением, CD-чейнджер, легкосплавные колесные диски и др. И хотя оснащение Land Cruiser 100 максимально приближено к легковым AWтомобилям, остается немало водителей использующих его, как внедорожник. Для них специалисты компании Toyota разработали новую модель Land Cruiser 105-й серии.
В 2001 году "Toyota" отмечала полувековой юбилей модели "Land Cruiser". По утверждению маркетологов компании, за эти годы на мировом рынке было продано без малого 4 миллиона экземпляров "Toyota Land Cruiser". В честь годовщины была выпущена специальная серия этих культовых AWтомобилей - "50th Anniversary". "Юбилейные" экземпляры отличаются от обычных AWтомобилей хромированными алюминиевыми дисками колес, юбилейной эмблемой на кузове, отделанным кожей и деревом рулевым колесом, специальными накладками на порогах и логотипами золотистого цвета. Кроме этого, рычаг переключения передач и двери также отделаны деревом, а салон - кожей цвета слоновой кости. Тираж "Land Cruiser - 50th Anniversary" был весьма ограничен - так, в Россию поступило лишь 400 этих AWтомобилей.
Land Cruiser Prado – это вполне самостоятельная модель: другие габариты, внутренний и внешний дизайн, собственная линейка двигателей.
В апреле 1990 года серия Land Cruiser 70 была обновлена практически полностью. В добавление к первоначальному двухдверному варианту появилась модель с 4 дверями, названная Prado. Благодаря значительным изменениям в дизайне у этой модели появился свой собственный уникальный облик. Она имела 3 ряда сидений и оснащалась всем необходимым, чтобы использоваться в качестве AWтомобиля для отдыха.
Двигатель 2L-T получил электронное управление и новый индекс 2L-TE. Весной 1993 года был разработан и запущен в серию двигатель 1KZ-TE (2,9 л, мощность 130 л.с.). В мае 1996 года серия Prado была полностью изменена. Был разработан абсолютно новый AWтомобиль серии 90. Тот факт, что Prado этой серии продержался на конвейере без существенных изменений 5 лет, свидетельствует о том, что именно в нем Toyota удалось найти лучшее сочетание качеств современного джипа: проходимости, надежности и комфорта. Правда, оговоримся, что в 1995 году AWтомобиль претерпел некоторые нововведения. Они коснулись бампера, светотехники, решетки радиатора, немного обновился интерьер - слегка посвежела передняя панель, в пластике которой появились "деревянные" элементы, изменилась конфигурация вспомогательных приборов, появился пульт управления вторым кондиционером и отопителем, в двери были вмонтированы велюровые вставки
Prado этого поколения представлен в двух вариантах кузовов - трех и пятидверный. На AWтомобили устанавливались два двигателя: бензиновый 5VZ-FE (24 клапана V6, 3,4 л, 185 л.с.) и дизельный 1KZ-TE с интеркулером (2,9 л, 140 л.с.).
Трансмиссия с полным приводом. Режимов трансмиссии несколько: Н - полный привод с работающим межосевым дифференциалом (для обычных режимов движения); HL - межосевой дифференциал заблокирован (для скользких и мокрых дорог), N - нейтральных; LL - пониженная передача и заблокированный межосевой дифференциал (для сложных условий движения).
В апреле 1997 года был представлен новый бензиновый двигатель 3RZ-FE (DOHC, 4 цилиндра в ряд, 2,6 л, 150 л.с.)
В 1999 году для повышения уровня комфорта и езды были внесены некоторые изменения. В первую очередь им подверглись передняя решетка и бампер, отделка дверей и дизайн приборной панели. Были предложены разнообразные опции: система контроля за тягой Active Traction Control (TRC), система контроля за стабильностью AWтомобиля (VSC) и AWтоматическая коробка передач почти для всех комплектаций.
В июле 2000 года 1KZ-FE был заменен дизельным двигателем с прямым впрыском топлива 1KD-FTV, который имел повышенную мощность, более низкий расход топлива и выбрасывал меньше выхлопных газов. Все это сделало Prado более безопасным и динамичным.
Внешне AWтомобиль выглядит не так громоздко, как Land Cruiser, оптический эффект меньших габаритов прежде всего достигается за счет снижения ширины на 200 мм, длины на 120 мм при идентичной высоте. Высота посадки обеспечивает водителю отличную обзорность.
Салон внутри смотрится уютнее, чем в "большом" LC - в первую очередь за счет оптимальных размеров - это уже не "ангар", но на свободу жизненного пространства здесь не пожалуешься. На общую комфортность работают всевозможные полочки и подстаканники, недостатка в которых нет. Панель приборов достаточно типична для Land Cruiser, правда, деревянные вставки придали ей солидности.
На центральной панели располагаются вспомогательные измерительные приборы: клиномер, компас и посередине многофункциональный измерительный прибор.
Клиномер отслеживает положение AWтомобиля относительно горизонта, шкалы проградуированы до 40 градусов.
Компас показывает направление движения AWтомобиля. Многофункциональный прибор совмещает функции термометра, барометра, высотомера, фиксатора средней скорости и таймера, причем все эти показания не только выдаются в определенной последовательности, но и анализируются по их изменению за различные периоды времени.
В угоду внедорожным качествам кузов здесь устанавливается на раме, впереди - независимая пружинная подвеска на двойных поперечных рычагах, сзади - цельный мост на пружинах с реактивными тягами. При желании Prado подвергается серьёзной трансформации салона. Третий ряд сидений складывается в вертикальной и горизонтальной плоскостях, сложив второй ряд сидений, получаем полноценный грузовой фургон.
В сентябре 2002 года на AWтосалоне в Париже было представлено третье поколение Prado. Новинка предлагается в двух вариантах с коротким 3-дверным и 5-дверным кузовами. В Land Cruiser Prado воплотились многолетний опыт Toyota на рынке внедорожников и сочетание качественной японской сборки с современным европейским дизайном.
В комплектацию нового Land Cruiser Prado входят: первая в мире система помощи при подъеме в горку (HAC– Hill-start Assist Control), которая помогает трогаться с места вверх по скользкому подъему и предотвращает боковое скольжение AWтомобиля; система помощи при спуске по склону (DAC– Downhill Assist Control), повышающая безопасность при движении на крутых спусках; система курсовой устойчивости (VSC); электронная система управления подвеской (TEMS – Toyota Electronic Modulated Suspension) последнего поколения; активная антипробуксовочная система (A-TRC), которая обеспечивает необходимое начальное тяговое усилие и разгон на скользкой дороге, а также улучшает управляемость AWтомобиля.
На новый Land Cruiser Prado устанавливается раздаточная коробка с межосевым самоблокирующимся дифференциалом Torsen. Предусмотрена возможность принудительной блокировки межосевого дифференциала, что обеспечивает отличную проходимость на бездорожье.
Передняя двухрычажная независимая подвеска, оснащенная пружинами, в совокупности с реечным механизмом рулевого управления, позволяет достичь высокой плавности хода по бездорожью и замечательной управляемости на дорожном покрытии любого типа.
Совершенно новый 4,0-литровый бензиновый двигатель V6 VVT-i не только дарит пассажирам исключительный комфорт, характерный для городских AWтомобилей, но и превращает новый Land Cruiser Prado в самую мощную и проходимую машину среди AWтомобилей этой марки. 24-клапанный V6 VVT-i развивает мощность в 249 л.с. при 5200 об/мин. С места до 100 км/ час разгоняется за 9,5 с.
Передовая электронная система управления подвеской TEMS гарантирует устойчивость и комфорт как при движении на дороге, так и на бездорожье. Одно нажатие на кнопку - и система переводит амортизаторы в один из четырех возможных режимов работы: сверхкомфортный, комфортный, полуспортивный или спортивный.
Prado этого поколения производит впечатление благородной изысканности, динамики и силы. Объемные накладки нижней части кузова, широкие шины и запасное колесо, закрепленное на пятой двери гармонично дополняют общую идею дизайна.
Для Land Cruiser Prado предусмотрена максимальная комплектация, включающая в себя первоклассную магнитолу с CD-ченджером и 9-ю динамиками, гидроусилитель рулевого управления, электрические стеклоподъемники с защитой от защемлений на всех дверях, наружные зеркала заднего вида с электроприводом, панель приборов с подсветкой Optitron обеспечивающая четкое изображение без бликов и отражений.
Система климат-контроля позволяет водителю и переднему пассажиру раздельно регулировать температуру на своих местах. Для пассажиров второго ряда сидений предусмотрен отдельный пульт управления кондиционером, позволяющий им регулировать температуру в задней части салона.
В Land Cruiser Prado установлена одна из наболее совершенных систем активной безопасности, включающая в себя системы VSC, A-TRC, ABS, EBD и Brake Assist.
Тормозная система Prado - одна из самых надежных среди AWтомобилей этого класса. Ее отличительными чертами являются дисковые тормоза всех колес с вентилируемыми дисками и педаль тормоза с механизмом регулировки чувствительности, позволяющая водителю лучше "чувствовать" AWтомобиль при торможении. Кузов отличается повышенной жесткостью, причем спереди и сзади предусмотрены деформируемые области, которые поглощают силу удара.
За пассивную безопасность отвечают: подушки безопасности водителя и переднего пассажира, оснащенные датчиками расстояния и силы удара, раскрываются в два этапа; 3-х точечные ремни безопасности для всех сидений, передние из них оснащены преднатяжителями.
Prado достойно сочетает оптимальное соотношение между внедорожными качествами и уровнем комфорта.
Toyota Land Cruiser Prado. "ЛЕНДКРЮИЗЕР"- ВЕЗДЕХОД Анатолий ФОМИН За рулем №1 1997
"Тойота-Лендкрюйзер-KJ90/VZJ95" (для некоторых рынков "Прадо") выпускается с 1996 года с двумя вариантами кузова и комплектуется тремя четырехцилиндровыми двигателями - дизелем 2,8 л, 65 кВт/88 л. с., дизельным с турбонаддувом 3,0 л, 92 кВт/125 л. с. и бензиновым 2,7 л, 97 кВт/132 л. с., а также шестицилиндровым бензиновым 3,4 л, 131 кВт/178 л. с. Коробка передач пятиступенчатая механическая или четырехступенчатая AWтоматическая.
Среди тех современных AWтомобилей, которые по традиции называют джипами, ныне далеко не все способны преодолевать действительно тяжелые дороги. Что поделать: требования к машине на асфальте и бездорожье диаметрально противоположны, и порой чем современнее "вездеход", тем меньше он годится для внедорожных экспедиций. Немногие фирмы смогли удержаться на узкой грани, отделяющей утилитарный AWтомобиль от комфортабельного семейного транспортного средства. Один из примеров удачного компромисса - " Мицубиси Паджеро". Теперь на этот сектор рынка нацелилась и "Тойота", которая представила новый вседорожник с обозначениями KJ90 и VZJ95 - соответственно трех- и пятидверный варианты.
Знакомство с новым "Лендкрюйзером" было не слишком продолжительным: оно проходило во время салона полноприводных машин в Валь-д'Изер, где пришлось ограничиться короткой поездкой по высокогорной грунтовой дороге и трассой для соревнований по "Off-road" (офф-роуд - бездорожью). Спуститься с гор на шоссе на внедорожных шинах организаторы не разрешили.
Как обычно, начнем знакомство с внешнего осмотра. Огромные блок-фары, встроенные в аэродинамические формы кузова, - спорный с эстетической точки зрения элемент, но они подчеркивают собственный стиль "Тойоты". Если учесть, что коэффициент лобового сопротивления довольно крупной машины Сх=0,42, то эффективность дизайнерских решений вопросов не вызывает. Нам "достался" пятидверный "Лендкрюйзер" с трехлитровым турбодизелем в более дорогой, чем стандартная, комплектации GX, с широкими светло-серыми накладками на боковинах.
Без подножек забраться внутрь машины непросто, но очутившись внутри, поневоле удивляешься внушительной высоте салона, а расстояния между рядами сидений достаточно для самых рослых пассажиров. При этом подушки сидений располагаются высоко над полом, обеспечивая "грузовиковую" посадку. Обзор вперед нареканий не вызывает, а назад смотреть мешает маленькое внутреннее зеркало и запасное колесо. В багажном отсеке к вашим услугам 742 литра полезного объема до горизонтальной эластичной шторки и 1150 до потолка - больше кубометра. Задние сиденья (точнее, второй ряд, ведь есть еще и два откидных сиденья в третьем) можно не только сложить, но и перевести в горизонтальное положение, обеспечив полноценные "спальные" места. К недостаткам отнесем открывающуюся направо заднюю дверь (при правостороннем движении удобнее левая) и нежесткую "рулонную" шторку, которая не позволяет класть на нее вещи.
О рабочем месте водителя можно не говорить ничего, поскольку компоновка приборов и органов управления стандартно-японская, к которой привыкаешь очень быстро. Сиденье, хотя и не имеет выраженной боковой поддержки, удерживает водителя практически любой комплекции "в седле" на больших уклонах и косогорах, а запас пространства над головой такой, что, даже преодолевая на порядочной скорости ямы и канавы, не опасаешься набить шишку. Разнесенные педали не по-японски тугие и явно рассчитаны на солидную ступню в армейском ботинке. Однако, несмотря на значительные усилия, педали сцепления и тормоза весьма информативны и позволяют точно определить момент, когда фрикционные накладки вступают в работу. Рычаг переключения передач также туговат, но к точности включения претензий нет. Рычаг управления раздаточной коробкой имеет три положения: только задний привод (Н2), привод на все колеса через межосевой дифференциал (Н4) и пониженная передача с блокировкой межосевого дифференциала (LO4). Более того - поворотом рукоятки, напоминающей включатель освещения на европейских машинах, блокируется межколесный дифференциал заднего моста. К сожалению, проехать по дорогам с твердым покрытием не пришлось, к тому же "зубастые" внедорожные покрышки "Би-Эф Гудрич" - не стандартное оборудование машины. Поэтому о шуме шин говорить не будем, а вот работа двигателя прослушивается на всех режимах. Мягкий рокот дизеля - лучший помощник на бездорожье, позволяющий водителю оценить не только обороты мотора, но и уровень нагрузки и сопротивления движению. Шумы от трансмиссии и подвески практически отсутствуют - ради этого кузов смонтирован на лонжеронной раме через 10 резиновых опор.
Подвеска субъективно очень жесткая; во всяком случае, "пробить" ее не удалось ни разу, так что при движении по асфальту главная роль в обеспечении комфорта будет принадлежать шинам. Раскачки на неровностях также нет, амортизаторы со своими обязанностями справляются. Качнуть машину за угол капота или бампер человек со средними физическими данными не сможет.
Перед "Тойотой" на том же участке дороги мы опробовали короткобазный " Опель Фронтера". В тех местах, где на нем требовалось реализовать все возможности - и свои, и машины, "Лендкрюйзер" прошел без видимых усилий.
Незаурядные внедорожные качества "Тойоты" подкреплены внушительным (245 мм!) дорожным просветом, большими ходами подвески и блокируемым задним дифференциалом.
Особенно впечатляют тяговые возможности двигателя. На уклоне крутизной около 40% на первой передаче в коробке передач и пониженной в раздаточной AWтомобиль трогается вверх "без газа". Даже на оборотах холостого хода крутящий момент двигателя - около 200 Н.м, а так как давление наддува всего 0,67 атм, то характеристика момента весьма плавная. Наиболее интенсивный разгон происходит в диапазоне 1800-3000 об/мин, однако и ниже не наблюдается явного провала. Таким образом, турбодизель "Тойоты" реабилитировал в наших глазах наддув на AWтомобиле повышенной проходимости. Было бы весьма интересно сравнить эту машину с "Ленд-Ровером-Дискавери", который стал образцом для многих AWтомобилестроителей.
Хочется отметить и еще одну деталь - дополнительный топливный бак на 69 литров. Со 159 литрами солярки на борту "радиус действия" "Тойоты" - минимум 500 км от места заправки.
Одним словом, это не "декоративный" вседорожник, а выносливый AWтомобиль, подходящий, например, для условий развивающихся стран, да и для нас, наверное.
Резюме: "Тойота-Лендкрюйзер-J9" достойна внимания не только тех, кто собирается купить "Паджеро". Если позволяют средства, это один из наилучших универсальных вседорожных AWтомобилей, пригодный как для городской эксплуатации, так и для серьезной экспедиции.
Источник: WWW.ZR.RU - AWтомобильный журнал "За рулем"
TOYOTA LAND CRUISER 100. В КРУИЗ С "ТОЙОТОЙ" Сергей Мишин За рулем №7 1998
Самый крупный вседорожник "Тойоты", "Лендкрюйзер-100", в 1998 году сменил популярную модель "Крюйзер-80". Пятидверный универсал оснащают двумя моторами - 150-сильным дизелем, 173-сильным бензиновым.
Кузов. Продумана, пожалуй, каждая мелочь, есть все необходимое и, главное, - под рукой. Сколько раз знакомился с японскими машинами, всегда отмечал именно эти свойства. Садиться за руль, выходить из высокой машины удобно и маленькому, и высокому водителю. Стоит вынуть ключ из замка зажигания - руль отъезжает вперед и не мешает входу-выходу. Ключ на старт - руль на место. Кстати, положение руля регулируется кнопкой-рычажком. Нажал - колонка поднялась, опустилась, сместилась вперед либо назад. Диапазон достаточный - вдоль рулевой колонки миллиметров 50 и вверх-вниз почти столько же. Вместе с регулировками сиденья - продольной, вертикальной, наклона подушки и спинки (все с помощью сервомеханизмов с электроприводом) - удобную посадку запросто найдет водитель любой упитанности и роста.
Создать приятную температуру в салоне можно за считанные минуты: отопитель с кондиционером на "Лендкрюйзере" - совершенные агрегаты. Для удобства пассажиров в передней и задней частях салона можно установить разную температуру. Надоел климат-контроль? Открывай люк в крыше - это штатная комплектация. Двигатель. Чтобы легко перемещать эту громадину, необходим достойный ее силовой агрегат. Старые, от "восьмидесятых", по нынешним меркам слабоваты. У "Лендкрюйзера-100" совершенно новые моторы: 150-сильный дизельный и 173 - бензиновый.
Дизель создали на базе предыдущей модели, снабдив ее турбонаддувом с промежуточным охладителем воздуха и системой для электронного управления углом опережения впрыска. Благодаря этому мощность и крутящий момент возросли в полтора раза. Улучшился и разгон AWтомобиля - от 0 до 100 км/ч - 13 вместо 16 с. При этом расход солярки сократился на целый литр!
Показатели нового дизеля превзошли характеристики рядной бензиновой "шестерки", стоявшей на "80-м" "Лендкрюйзере". Это, как я полагаю, заставило "Тойоту" разработать для "сотки" и новый бензиновый мотор V8. Рабочий объем его всего-то на стакан (187 смз) больше, чем у "шестерки", а мощность и крутящий момент значительно возросли - на 28 кВт (19%) и 71 Н.м (20%). У бензинового мотора, несмотря на прибавку в "две глотки", аппетит умеренный - средний расход 16,6 л/100 км.
Обороты новых моторов относительно прежних возросли. Чтобы полнее реализовать крутящий момент, увеличили передаточное число главной пары с 3,7 (у "80-й") до 3,9 (у "100-й"). Машину с бензиновым мотором комплектуют только AWтоматической коробкой передач - гидротрансформатор сглаживает недостаток крутящего момента на низких оборотах. С "ручной" коробкой приходилось бы слишком часто переключаться.
Подвеска изобилует классными конструкторскими решениями - настоящее украшение новой "Тойоты". Главная особенность - электронное управление жесткостью и высотой. Целых четыре варианта жесткости и три уровня высоты! Выбор ручной и AWтоматический. Для удобного выхода и посадки или заезда в низкий гараж кузов можно опустить (из положения "норма"). Автомобиль поднимется сам, как только скорость превысит 5 км/ч. Машина "понимает", когда под колесами бездорожье: прибавка в 50 мм - хороший запас, чтобы не сесть на брюхо. Опускается кузов AWтоматически при достижении 30 км/ч, но можно это сделать и раньше, только вручную. И еще одно интересное решение: если подвеска в "норме", просвет между кузовом и дорогой остается неизменным независимо от нагрузки!
В передней подвеске пружины заменили на продольные торсионы, иначе V-образному бензиновому мотору под капотом не поместиться. Теперь она независимая - с такой управляемость машины заметно лучше. Кстати, зависимые передние подвески (с жесткой балкой) остались нынче только у "ленд-" и "рейндж-роверов", а также "Ниссана-Патруль". Заднюю подвеску оставили зависимой (как на "Жигулях"), на пружинах.
Моторный отсек снизу закрыт большим стальным листом. Картер коробки передач, совмещенной с раздаточной коробкой, упрятан между лонжеронами рамы и тоже закрыт поперечиной и дополнительным стальным листом.
Запаска висит под полом багажника в пределах заднего свеса: хорошо для шоссейного универсала, но не совсем удачно для вездехода. Если колесо спустит в глубокой колее, до запаски без лопаты не добраться. Даже удачно расположенные мощные буксирные петли вряд ли компенсируют этот недостаток.
Газ до отказа. Машину с дизелем я представлял неспешной и задумчивой (разумеется, в сравнении с бензиновым мотором). Однако после десятка километров по шоссе изменил свое мнение. Мотор легко подхватывал и уносил машину вперед, стоило перевалить за 2500 об/мин, когда включался турбонагнетатель. Однако при езде по извилистой дороге, на подъеме, где нужна максимальная мощность (обороты коленвала - 4000), AWтомобиль быстро угасает. На полном "дросселе" срабатывает ограничитель, прекращается подача топлива (чтобы не "перекручивали" мотор) и скорость не растет. Переходишь на повышенную передачу (в горах я включал третью), обороты падают до 2000, отключается наддув - мотор вянет и машина не едет. На фоне прямо-таки ракетной тяги на плоскогорье, в горах кажется, что отключили половину цилиндров!
С бензиновым мотором и на ровном шоссе, и в горах куда веселее. При резком троганье на асфальте нос аж приподнимается и ускорение такое, что дух захватывает.
Десять минут интенсивного движения и начинает казаться, будто управляешь легким спортивным AWто. Но стоит начать тормозить с высокой скорости, вмиг вспоминаешь - аппарат-то тяжелехонек. Дело не в тормозах (их эффективность отменная, АБС - тоже), а в шинах. Покрышки "Данлоп Грандтрек" начинают скользить явно раньше, чем положено. Для быстрой езды по асфальту лучше все-таки не универсальные шины, а шоссейные.
Рулевое управление "Лендкрюйзера" - что надо. При подруливании (поворот руля на 2-3 градуса) усилитель еще не вступает в работу. Это позволяет чутко контролировать положение колес и AWтомобиля. С увеличением поворота усилие на руле снижается, а в крайних положениях становится минимальным. Распределение усилий, разумеется, зависит и от скорости. Поэтому чувство уверенного владения машиной остается в любом повороте.
Немало способствует этому и электронная подвеска "Тойоты". С обычной (мягкой) подвеской машина сильно кренится в поворотах, а на крутой траектории внутреннее заднее колесо отрывается от дороги. Но стоит сделать подвеску максимально жесткой - включить положение "спорт", машина превратится в спортивный сверхустойчивый, но тряский болид.
Тем не менее на гравийных поворотах "сотка" идет излишне размашисто. Чтобы лихо вписаться, приходится очень активно крутить рулем и помогать газом. С включенной межосевой блокировкой "Тойота" становится послушнее.
Говорят, спускаться с горы сложнее, чем на нее карабкаться. На машине попроще. Однако "Тойота" с "AWтоматом" повела себя опасно - я даже испугался. При быстром прохождении поворотов сползает передком наружу - это нормально. Чтобы вписаться в поворот на "Жигулях", достаточно сбросить газ - машина затормозит двигателем. С "AWтоматом" колеса мотором не остановить, приходится плавно подтормаживать. При этом "Тойота" забрасывает задок наружу, помогая вписаться в поворот (поворачиваемость меняется с недостаточной на избыточную!), и... вся машина оказывается на внешней стороне проезжей части: при правом повороте - на разделительной полосе, а при левом - на обочине. Похоже, опять виноваты неподходящие для таких режимов шины.
На подготовленной трассе "офф-роуд" с подъемами, спусками, ямами, лужами, камнями и прочими препятствиями "Лендкрюйзер" вел себя достойно: не было участка, где бы он застрял. Конечно, техника езды играет не последнюю роль, но главное - совершенство конструкции "Тойоты". Даже крутое диагональное вывешивание колес нипочем. Заблокировав один из межколесных дифференциалов, машина легко вырывается из западни. Да и боковой уклон градусов в 20-25 (а это много) "Лендкрюйзер" преодолевает уверенно.
Зная о любви наших парней к джипам, японцы уже спешат поставить в Россию "Лендкрюйзер" (цена от 40 до 80 тысяч долларов), но без электронной подвески. На вопрос "почему" уклончиво ответили: русские дороги. Господи, неужели наши дороги хуже их "офф-роуда"?
+ Высокий уровень оснащенности салона; отличные динамические качества; постоянный привод всех колес. - Высокооборотный дизель с низкой приспосабливаемостью; недостаточные сцепные свойства шин при динамичной езде по асфальту; излишне жесткая для плохих дорог подвеска.
РЕЗЮМЕ "Сотка" - комфортабельный вместительный вседорожник. Отменно держится на асфальте и не хуже иных конкурентов пробирается по бездорожью. Тем, кто предпочитает динамичную езду, рекомендуем "Лендкрюйзер" с бензиновым мотором. Правда, шины "Данлоп Грандтрек" лучше заменить на другие - с более высокими сцепными свойствами на шоссе.
Источник: WWW.ZR.RU - AWтомобильный журнал "За рулем"
Toyota Land Cruiser 100 V8 VX : Макияж для адмирала 11 Августа 2003
Бег времени неумолим, и подвержены ему даже такие, казалось бы вечные, ценности, как Toyota Land Cruiser серии "100". В октябре исполнилось пять лет с момента презентации этого культового AWтомобиля – самый раз подвергнуть адмирала внедорожного флота японской марки легкому макияжу. Именно макияжу, поскольку в серьезном рестайлинге машина пока все же не нуждается.
Беглый взгляд на "сотку" 2003-го модельного года вряд ли позволит сразу отличить ее от ранних экземпляров. Все дело в нескольких штрихах, которые заметны только хорошо осведомленному человеку. Чуть изменились рисунок решетки радиатора и конструкция блок-фар, а пересмотренная архитектура переднего бампера придает AWтомобилю вид более "аэродинамичный". Сзади появились фонари нового рисунка и накладка с двумя известными во всем мире словами. В топ-версии VX AWтомобиль комплектуется 17-дюймовыми легкосплавными дисками вместо 16-дюймовых. Наконец, в цветовую гамму добавлены три новых цвета кузова.
Внутри новостей больше. Отныне 100 VX оснащается оптитронной приборной панелью, загорающейся при включении зажигания, – такие же можно встретить на "Лексусах" и дорогих "Короллах". Проведена реорганизация центральной консоли. Во главу ее поставлен многофункциональный информационный дисплей, под которым находится CD/кассетный ресивер с чейнджером на 6 дисков и управлением базовыми функциями кнопками на руле. Громкость звука аудиосистемы и его частотные характеристики меняются в завимости от уровня наружных шумов. На машине появилась система климат-контроля, причем в распоряжении задних пассажиров есть собственные блоки управления климатической установкой и "музыкой". В результате салон AWтомобиля стал выглядеть современнее, ну а вместимости ему и раньше было не занимать. На втором ряду сидений смогут комфортно разместиться трое крупных мужчин, а в багажном отсеке установлен третий ряд кресел, тоже кожаных. Причем доступ на самые задние сиденья акробатических навыков не потребует.
Главные изменения по части механики содержит селектор AWтоматической коробки передач, который теперь передвигается по ступенчатой прорези. Действительно, прежний четырехступенчатый "AWтомат" уступил место более совершенному пятиступенчатому. Как показала практика, он позволяет эффективнее реализовывать возможности двигателя. Особенно впечатляет интенсивность ускорения в диапазоне до 30 км/ч, когда даже при неполном нажатии на педаль газа 2.5-тонная махина срывается с места с грациозностью спортивного купе. Переключения достаточно плавные, а при сбросе газа "AWтомат" своевременно переходит на нижние передачи.
На высоких скоростях "сотка" ведет себя не хуже, а то и лучше легковых AWтомобилей. Машина практически не реагирует на дорожные неровности, легко держа курс, а в салоне устанавливается тишина. Вообще же, потрясающая плавность хода – одно из основных достоинств этого AWтомобиля. Наверное, говорить о том, что ему безразличны все типичные болезни городского асфальта, и не стоит, потому что даже в открытом поле внедорожник идет лишь слегка покачиваясь. Энергоемкость подвески позволяет без всяких опасений поддерживать бодрый темп при движении по обледенелой "грузовой" колее, лавировать по коварным лесным дорожкам и нырять в ямы полуметровой глубины – в общем, создает ощущение полной вседозволенности.
А меньше всего удовольствия доставляет прохождение поворотов – сказываются низкая чувствительность рулевого, невнятное реактивное усилие и большие крены. Хотя особо беспокоиться не стоит: на страже безопасности стоит разветвленный комплекс электронных систем во главе с неотключаемой системой стабилизации VSC, которая при возникновении угрозы потери устойчивости регулирует обороты двигателя и распределение тормозных усилий между колесами.
Дублирующий блок управления радиоприемником расположен в ногах задних пассажиров. Второй блок управления микроклиматом размещен в неожиданном месте – над головой левого среднего пассажира. Он обслуживает пятерых людей, сидящих на задних рядах. Задействование блокировки межосевого дифференциала AWтоматически означает отключение системы динамической стабилизации VSC. Другим способом от ее опеки освободиться невозможно.
Кстати, VSC все-таки деактивируется, но происходит это AWтоматически при нажатии кнопки блокировки межосевого дифференциала. На бездорожье заблокированный дифференциал позволяет избежать проскальзывания колес, но если таковое и возникнет, на помощь придет противобуксовочная система A-TRC. Еще есть понижающий ряд трансмиссии, однако нам так и не довелось добраться до мест, где в нем была бы необходимость. Общеизвестно, что по части внедорожных качеств Land Cruiser 100 считается одной из лучших серийных машин, и AWтомобиль не дал повода усомниться в этом ни на минуту. В частности, геометрия кузова просчитана таким образом, что даже в местностях с сильно развитым рельефом случаи контактов бамперов с грунтом – большая редкость.
В чем можно упрекнуть Land Cruiser 100? Наверное, только в недостаточной роскоши интерьера.
Текст: Леонид Клюев http://www.kolesa.ru/
Toyota Land Cruiser Prado : “Сто двадцать” в грязи 29 Июня 2003
Пятидесятилетняя эволюция внедорожников семейства Land Cruiser увенчалась появлением на свет нового Prado. Это ни в коем случае не означает, что дальнейшее продвижение к совершенству отныне невозможно – ждем и надеемся, но пусть даже промежуточный результат внушает уважение. Автомобиль 120-й серии уверенно отодвигает в тень флагманскую "сотку", а уж на фоне своего предшественника и вовсе кажется гостем из будущего.
Prado второго поколения служит наглядной иллюстрацией пересмотра политики Toyota Motor в отношении капризного европейского рынка. Ее модели продолжают переодеваться в корпоративную униформу под руководством стилистов французской дизайн-студии ED. Уровень их оснащения шокирует клиентов и конкурентов и позволяет говорить не о простой смене поколений, а о переходе в новое качество. Эти тенденции воплотил в себе и новый Avensis – не сомневаюсь, что в скором времени мы получим и другие подтверждения этому.
Однако, в отличие от того же "Авенсиса", Prado не отрекается от своих корней: сходство с предыдущей моделью, датированной 1996 годом, налицо. Сохранились и пропорции, и характерные детали вроде "зубастой" решетки радиатора и скошенных задних окон, разве что обрели они современные очертания. На своем месте осталась и подвешенная на задней двери запаска. А вот внутри – это без пяти минут Land Cruiser 100, причем в приличной комплектации: мощная центральная консоль, оптитронная приборная панель, кожа, вставки "под дерево" и "под алюминий". По части габаритов и простора Prado тоже не сильно проигрывает своему старшему брату.
Перечень стандартного оборудования столь продолжителен, что дочитать его до конца порой не хватает сил. Сократить его невозможно, поскольку в Россию AWтомобиль поставляется в единственной, практически топовой версии. Выхватываешь лишь ключевые фразы: электроприводы передних сидений, адаптивные подушки безопасности, раздельный климат-контроль с блоком управления для задних пассажиров, продвинутая аудиосистема, вмещающая одну кассету и шесть компакт-дисков…
Со всеми этими электрическими регулировками удобно устроиться в водительском кресле – пара пустяков. И рулевая колонка здесь передвигается вперед-назад и вверх-вниз. Красота! Но больше всего по душе пришлись огромные наружные зеркала, позволяющие контролировать даже задние колеса. Они решают буквально все проблемы с маневрированием, а в критической ситуации складываются нажатием кнопки. Вполне комфортно можно расположиться и на втором ряду с его регулируемыми спинками. Но этот Prado заявлен как семиместный, поэтому в багажнике есть еще два раскладных кресла. Что не понравилось? Наверное, руль без дублирующих кнопок – так сегодня не положено – и отсутствие индикации спецрежимов работы трансмиссии и подвески на приборной панели. Профессиональный внедорожник все-таки!
Описание технической части сродни рассказу о достижениях всей цивилизации. V-образная "шестерка" 1GR-FE с системой VVT-i работает в паре с пятиступенчатым "AWтоматом"; привод – постоянный полный с понижающим рядом трансмиссии и самоблокирующимся межосевым дифференциалом типа Torsen. Этим никого не удивишь, но это лишь начало. Межосевой дифференциал блокируется и принудительно, при этом система курсовой устойчивости VSC (Vehicle Stability Control) AWтоматически отключается. VSC возглавляет арсенал средств активной безопасности, в котором имеются непременные ABS, EBD и Brake Assist, а также кое-что интересненькое: активная противобуксовочная система A-TRC. Она специально создана для работы на различных покрытиях, и на бездорожье выполняет функции блокировок межколесных дифференциалов.
Дальше? Система помощи при спуске DAC (Downhill Assist Control) пресекает проскальзывание колес при движении вниз по склонам как передним, так и задним ходом. В отличие от аналогов, она работоспособна даже при нейтральном положении рычага КПП. Мировой премьерой является система подъема в гору HAC (Hill-start Assist Control), которая предотвращает соскальзывание AWтомобиля в сторону при старте вверх по холму.
Подвеска TEMS II (Toyota Electronic Modulated Suspension) AWтоматически адаптирует характеристики амортизаторов к условиям движения, а также контролирует крены кузова и уровень обратной связи с AWтомобилем. Водитель может выбрать один из четырех режимов работы подвески: комфортный, полукомфортный, полуспортивный и спортивный. Задняя пневматика поддерживает горизонтальное положение кузова и позволяет изменять дорожный просвет на 30 мм. Кстати, дорожный просвет машины составляет 220 мм, а глубина преодолеваемого брода равна 70 см. Ну как? Сколько пунктов осталось в вашем виртуальном списке машин, способных потягаться с Prado на бездорожье?
Говорю именно о бездорожье, поскольку на сухом асфальте новичок ведет себя вполне ожидаемо. Вездеход, рамный, с высоким профилем шин. Управлять им приходится с известной осторожностью: причина тому – вялый руль, размазанные реакции, ощутимые крены кузова. Тормоза отлично справляются со своей работой, но при резком замедлении AWтомобиль клюет носом. Активация "спортивного" режима подвески гасит эти явления, но отнюдь не ликвидирует их вовсе. На этом фоне темперамент Prado хочется назвать холеричным – отклики на движения педали газа моментальны, работа коробки передач даже резковата. На крупных неровностях потряхивает, однако благодаря врожденной энергоемкости подвеска всепрощающа – по большому счету машине все равно, что творится у нее под колесами.
Устроить для "сто двадцатого" достойную внедорожную ловушку нам так и не удалось. Самым сложным препятствием стал подраскисший мототрек, который и выявил единственный недостаток машины – шоссейные покрышки. Ламели тут же забиваются грязью, превращаясь в слики, однако бортовая электроника не позволяет машине и думать о пробуксовках. Диагональное вывешивание? Пробовали, даже сели на один из гребней трассы подножками. Бесполезно – длинноходная подвеска не дает колесам оторваться от земли, и, взрезая грунт элементами декора, машина упрямо продвигается вперед, в заросший травой овраг. Из которого невозмутимо выбирается минуту спустя. Опробовать демультипликатор Prado и вовсе не дал, справившись со всеми сложностями на заблокированном "межосевике".
Система DAC уже известна по AWтомобилям Land Rover (где называется HDC). Ожиданий она не обманывает, а вот ее "напарница" HAC вообще повергает в детский восторг. Перед глазами – небо, в зеркалах – поле, под колесами хрустит сухой песок. Стоишь на полпути к вершине, пошевелиться страшно – унесет. Прочь тревоги, трепещите, законы физики! С запредельной, непостижимой плавностью Prado трогается с места и взбирается-таки на холм. Это надо видеть!
Уфф… Классный аппарат! Сверхновая звезда первой величины в созвездии внедорожников, которая станет путеводной для многих инженеров ближайшего будущего.
Текст: Леонид Клюев http://www.kolesa.ru/
Toyota Land Cruiser Prado: Имя нарицательное 08 Августа 2003
Благодаря объемам продаж имя своего внедорожника в историю российских девяностых Toyota вписала раз и навсегда. Эпоха первоначального накопления капитала и один из ее символов быстро соединились в удобное клише для поэтов-песенников, режиссеров и писателей лихих детективов: "тихо шинами шурша, едет крыша не спеша". Вот только неувязочка – в большей степени это относится к Toyota Land Cruiser 100. А менее значительный по размерам Prado обладал более интеллигентной, что ли, репутацией. Сохранит ли ее новое поколение AWтомобиля, представленное в Париже?
Обновившись, "девяностый" не изменил своим ключевым ценностям. В том смысле, что не стал "городским" внедорожником вроде RAV4, – заглянув под кузов, можно увидеть, что сидит он по-прежнему на прочной раме. Вот только сама рама претерпела значительные изменения, став на 60% прочнее и в несколько раз легче, что дает возможность раздавать весомые авансы этому AWтомобилю как на асфальте, так и вне его. Внешность машины позволяет сделать еще одну ссылку на младший "фанкруйзер" – вертикальные фары, уходящие на верхнюю часть крыла, дают четкий намек на то, как может выглядеть будущее корпоративное лицо внедорожников марки. А в остальном дизайн, созданный в европейском центре ED2 (именно там, кстати, трудоустроен российский дизайнер Toyota Владимир Пирожков), не особо отличается от предыдущей версии – та же вертикальная фальшрадиаторная решетка, тот же небольшой наклон передней стойки и знакомый обратный – у задней. К слову сказать, японцы впервые за 51 год выпуска Toyota Land Cruiser отдали дизайн на откуп европейцам – все предыдущие версии проектировались исключительно в пределах японских островов. Новая внешность дает Prado право называться одной из самых обтекаемых внедорожных машин с коэффициентом лобового сопротивления всего 0.38.
Внедорожник будет выпускаться в трех- и пятидверных кузовах, а также с двумя вариантами по ширине – благодаря дополнительному оснащению пластиковыми накладками на крылья, пороги и нижние части дверей. Особо внимательные смогут заметить разницу в габаритах между новичком и предшественником – благодаря работам по понижению центра тяжести и увеличению колесной базы новый Prado стал ниже и длиннее. Последнее, в свою очередь, позволило разместить в пятидверной версии дополнительный третий ряд сидений, предлагающийся в качестве опции.
Как и предыдущий "девяностый", новый AWтомобиль представляет собой серьезного первопроходца нетореных дорог. Рама, жесткий задний мост с достаточным ходом подвески, понижающая передача в новой "раздатке" с самоблокирующимся дифференциалом Torsen, позволяют успешно двигаться по бездорожью, используя полную блокировку центрального дифференциала. Помимо этого конструкторы оснастили AWтомобиль новой системой HAC (Hill-start assist control), позволяющей безболезненно подниматься в гору в тяжелых дорожных условиях. Действуя подобно уже известной системе спуска с уклона (DAC), которой также оснащен AWтомобиль, она контролирует вращение каждого колеса и не допускает пробуксовки, позволяя наиболее эффективно реализовать всю мощность двигателя.
На асфальте Prado тоже не должен подвести благодаря новой электронно-контролируемой полуактивной подвеске TEMS (Toyota Electronic Modulated Suspension), которая позволяет изменять жесткость амортизаторов в пределах четырех запрограммированных режимов: комфортного, полукомфортного, полуспортивного и спортивного. Это уже второе поколение подобной системы, которая предлагается наравне с пневматической подвеской задних колес. Объединенные вместе, эти технические новшества позволяют поддерживать дорожный просвет на постоянном уровне независимо от нагрузки, а также уменьшать или увеличивать его на 30 мм.
Под капотом у внедорожника можно будет найти новую версию известной трехлитровой дизельной "четверки", с мощностью 163 л.с. и крутящим моментом 343 Нм или абсолютно новую V-образную "шестерку", с которой Prado становится самым мощным "круйзером" всех времен. Бензиновый мотор позволяет тяжелой машине иметь в арсенале 250 л.с. и 328 Нм крутящего момента и разгоняться до сотни всего за 9.5 секунды. Вовремя остановиться AWтомобилю помогут 17-дюймовые тормозные диски спереди и множество различных электронных систем активной безопасности: ABS, распределения тормозного усилия EBD, дополнительного тормозного усилия Brake Assist. Также в списке присутствует система электронной стабилизации VSC (Vehicle Stability Control), действующая совместно с трэкшн-контролем A-TRC (Active Traction Control), что позволяет им, контролируя работу двигателя и тормозной системы, пресекать заносы и пробуксовки в зародыше.
Текст: Александр Евштокин http://www.kolesa.ru/
Toyota Land Cruiser Prado: ВСЕ ВКЛЮЧЕНО Анатолий Фомин За рулем №7 2003
Кузов трех- или пятидверный, в пяти- или восьмиместном варианте. Оборудуется бензиновыми двигателями 2,7 л, 110 кВт и 4,0 л, 183 кВт или дизелями 3,0 л с наддувом, 120 кВт и без наддува - 68 кВт. Машина с дизелем может быть укомплектована пятиступенчатой механической коробкой передач или четырехступенчатым "AWтоматом". К бензиновым моторам - только AWтоматическая трансмиссия. Есть варианты с постоянным полным приводом (его обеспечивает самоблокирующийся межосевой дифференциал "Торсен") и с подключением переднего моста.
ИГРА БЕЗ КОМПРОМИССОВ Жесткая борьба на AWтомобильном рынке сродни большому спорту или даже военным действиям. Сильные соперники, как правило, с уважением относятся друг к другу, но, ввязавшись в драку, используют богатый арсенал приемов, чтобы потеснить соперника. Новый "Прадо" - не исключение.
Комплектация всего одна, но такая, чтоб развеять все сомнения. Динамика, управляемость, комфорт, престиж, внедорожные способности, вместимость, экономичность... Придумайте, что еще ждет покупатель от машины этого класса, и загляните в AWтомобиль или его технические характеристики. Скорее всего, вы убедитесь, что и по этому показателю инженеры "Тойоты" рассчитывали на лидерство.
Сердце машины - новая 4-литровая V-образная "шестерка" даже мощнее, чем 4,7-литровый двигатель старшего брата - "Ленд Крузера 100". Отсюда и впечатляющая динамика: первой сотни новобранец достигает за 9,5 секунды. Любопытно, что расход топлива при этом весьма умеренный. По нашему опыту, в городе "Прадо" укладывается в 16 л/100 км, а при спокойной езде даже в 14. За городом на скорости 100 км/ч бортовой компьютер покажет и менее 10 л. Но, конечно, если давить на правую педаль не стесняясь, то и 15 л/100 км на шоссе не предел.
Особо отметим противобуксовочную систему - не совсем обычную. Конструкторы назвали ее активной (A-TRC). На хороших дорогах она отслеживает начало пробуксовки колес или заноса и корректирует тормозное усилие или мощность двигателя. На плохих - работает как электронная блокировка дифференциала, передавая больший момент на колесо, у которого лучше сцепление с грунтом. Система отслеживает скольжение AWтомобиля, отклоняющее от основного направления движения.
НА ГОРОДСКИХ УЛИЦАХ Не секрет, что многие роскошные вседорожники большую часть жизни проводят в городе. Вот и наше знакомство с "Ленд Крузером" началось с переулка возле редакции. Здесь всегда тесно, но большой AWтомобиль не создал проблем при парковке. Помогли небольшой радиус поворота и отличная обзорность, в том числе благодаря большим зеркалам. Довольно "быстрый" по меркам вседорожника руль делает три оборота от упора до упора, а эффективный гидроусилитель позволяет без труда ворочать широкими катками (265/65R17) на месте. А вот сам "бублик" мог бы быть чуть поменьше и потолще.
Желающих тягаться с "Прадо" на светофорах не много, как не видно и любителей "подрезать". Другие участники броуновского движения, именуемого у нас дорожным, с этим крепким парнем предпочитают не связываться. Впрочем, высокая посадка водителю "Ленд Крузера" помогает неплохо прогнозировать ситуацию, не прибегая к последнему аргументу - тормозам.
В городской толчее, особенно летом, весьма кстати климатическая установка с раздельным регулированием не только для правой и левой стороны салона, но и для пассажиров второго ряда сидений. Да и воздуховоды на потолке в задней части салона лишний раз подчеркивают, что второй ряд - не второй класс.
Хотя AWтомобиль ниже предшественника, места для головы пассажиров второго ряда здесь больше на 15 мм. На столько же свободнее и их коленям. Не возьмемся предполагать, при каком росте пассажиры первых двух рядов почувствуют тесноту - в редакции таких гренадеров не нашлось. Ремни и подголовники есть даже у откидных сидений третьего ряда, но приемлемые условия здесь для пассажиров не выше среднего роста.
СТАРАЯ ПЕСНЯ О ГЛАВНОМ Традиционно считают, что ждать образцового поведения на шоссе от настоящего вседорожника не приходится. "Ленд-Крузер Прадо" готов оспорить этот тезис, хотя в ходовой части нет ничего принципиально нового. Из "хай-тека" только амортизаторы с регулируемым демпфированием и пневмокамеры в задней подвеске, способные регулировать высоту кузова в пределах примерно 60 мм. Не вполне привычна рулевая рейка с переменным передаточным отношением - на многих одноклассниках все еще трудится пожилая пара "винт-шариковая гайка". Видимо, дело не столько в используемой схеме, сколько в тщательной доводке.
Как и предшественник, новый "Прадо" "покоится" на регулируемой подвеске, которая и сама думает, и водителя слушает. С центральной консоли вы можете задать один из четырех вариантов настройки - от наиболее мягкого "комфорт" до жесткого "спорт". Первый наиболее приятен при неспешной езде по большим колдобинам или вальяжном перемещении по мегаполису. Последний - открывает для вас скоростные возможности "Ленд Крузера", позволяя без сильных кренов проходить "веселые" повороты или совершать быстрые перестроения на скоростях 150-160 км/ч. А заявленная весьма скромная максимальная скорость 175 км/ч не только быстро достижима, но и достаточно безопасна. Дело в том, что передаточные числа трансмиссии подобраны скорее с учетом максимальной экономичности, нежели динамики и "максималки". После перехода на четвертую передачу, который в режиме "кик-даун" происходит примерно на 170 км/ч, машина вянет, хотя скорость еще некоторое время медленно растет.
Чувствительность рулевого управления на больших скоростях приемлема - можно ехать не напрягаясь. А на более скромных "Прадо" позволяет все маневры, доступные обычному легковому AWтомобилю, - он уверенно проходит повороты с минимальным креном и раскачкой. Предел, при котором машина начинает выскальзывать из поворота, неожиданно высок, а система курсовой устойчивости VSC поправит ошибки водителя - хватило бы ширины дороги...
Роль регулируемых амортизаторов весьма заметна - в положении "спорт" запаздывания в реакциях "Тойоты" почти нет, тогда как в "комфорте" ее заметно раскачивает. Зато мелкие неровности в комфортном режиме просто неощутимы.
Вот мы и подошли к самому любопытному: контрольным подъемам и спускам крутизной от 20 до 50% - "паркетникам" здесь делать нечего. Подъемы до 30% легко берутся и без понижающей передачи, однако побережем гидротрансформатор, остановимся и включим пониженную. Да: если на высшей передаче в раздаточной коробке работает межосевой дифференциал "Торсен", то на пониженной задействована жесткая блокировка. Кстати, ее передаточное число 2,566 - вполне серьезная заявка для подъемов на границе сцепных свойств шин. И важно не то, что AWтомобиль способен преодолеть подъем в 50 или 60%, а то, с какой скоростью и в каком режиме двигателя он будет это делать: ведь пробуксовка и остановка на крутом подъеме опасны. Поэтому и разгон перед ним неприемлем - до разворота поперек склона и опрокидывания один миг. "Тойоту" от этого страхует еще одна электронная система A-TRC, одновременно заменяющая блокировку межколесных дифференциалов и систему стабилизации. Она довольно эффективна в условиях хорошего сцепления колес с грунтом, хотя заменить шины с внедорожным рисунком не сможет. Нам случилось застрять на вполне невинном подъеме, хотя три из четырех колес "Ленд Крузера" усердно поднимали пыль. С шоссейными шинами результат закономерный - пришлось сползать вниз.
Попробовали мы и систему DAC: хорошая страховка для того, кто решил скатиться с холма на "нейтрали" (хотя делать этого не стоит никогда). Она же не даст потерять машину, если не удалось взять скользкий подъем с первого раза. Еще одна полезная система - HAC будет держать на холме остановившуюся машину, помогая тронуться. Может, бывалые джиперы и усмехнутся, но новичку электроника сослужит добрую службу.
А вот штурмовать глубокие колеи на "Ленд Крузере Прадо" надо с известной осторожностью. Дорожный просвет под передней подвеской - 215 мм - это неплохо. Но защита агрегатов не рассчитана на таран жестких препятствий. Словом, надежность и уверенность негоже заменять вседозволенностью. Прописные истины, не так ли?
Новый "Прадо" умеет производить впечатление. Жаль только, что эта модель поставляется к нам пока в единственной комплектации "все включено". Уверены, более простые машины с надежным и долговечным дизелем SL также нашли бы покупателей.
Источник: WWW.ZR.RU - AWтомобильный журнал "За рулем"
ВОСЬМОЕ ПРИШЕСТВИЕ Land Cruiser 200: новые возможности 24 Января 2008
До первого теста LAND CRUISER 200 мы решили представить AWтомобиль заочно: в рамках нашей новой рубрики
* На трех «китах» – прочности, долговечности и надежности – по мнению главного инженера Toyota Land Cruiser г-на Садайоши Койари, уже более 50 лет держится слава японского «проходимца», и внешне «крейсер» отвечает этим трем постулатам сполна.
* И без того солидный AWтомобиль «возмужал» – он длиннее (на 60 мм) и шире (на 30 мм) в сравне нии с предшественником. Это зна чит, что теперь Land Cruiser в длину составляет без малого пять метров (4950 мм), а в ширину немного не дотягивает до двух – 1970 мм. При этом база машины осталась равной 2850 мм, а это значит, «лишние» сантиметры пошли в копилку внут реннего пространства.
* Начнем с платформы. Ее Land Cruiser делит с Lexus LX 570 и, по заверениям японских специалис тов, «тележка» обеспечит отличный комфорт и безопасность ездоков.
* Стремясь улучшить управляе мость машины, инженеры отка зались от торсионов в передней подвеске в пользу многорычажной пружинной. Кстати, у водителя бу дет возможность отрегулировать дорожный просвет машины: под веска Land Cruiser 200 – электро гидравлическая.
* Презентация VIII поколения Land Cruiser прошла в Австралии, и это не случайно. По статистике, Toyota – самый популярный AWтомобиль среди местного населения. Па мятуя о том, насколько сложен ландшафт материка, инженеры оснастили «крейсер» передовыми внедорожными системами.
* Крутящий момент на все четыре колеса помогает распределять ме жосевой дифференциал повышен ного трения Torsen, который ис ключает проскальзывание колес.
* Если предстоит трудный спуск с горы (или, напротив, подъем), сис тема Crawl Control поможет под держивать постоянную скорость 1-5 км/ч, исключая пробуксовку и блокировку колес. Сам же води тель может сосредоточиться на уп равлении рулем, предварительно выбрав нужную скорость с помо щью поворотной шайбы.
* Чтобы соблюсти баланс между уп равляемостью и проходимостью, на новом Land Cruiser применили так называемую систему кинети ческой стабилизации подвески (KDSS – Kinetic Dynamic Suspension System). Она управляет передним и задним стабилизаторами попе речной устойчивости с помощью пары гидроцилиндров, и в опреде ленный момент «выводит из игры» один из стабилизаторов, тем самым обеспечивая подвеске максималь ный ход.
* Вне серьезных дорожных пре пятствий сохранить управляемость при разгоне поможет система A-TRAC – активный контроль тяги. Распределением момента между «забегающими» и «отстающими» колесами при повороте заведует система VSC; она же не даст «со скользнуть» с траектории при дви жении по холму или косогору.
* Прокололи шину? Об этом неза медлительно просигнализирует система мониторинга давления в колесах TPMS – на консоли заго рится тревожный сигнал.
* Новейшая система ABS получила название «мультиландшафтная». Разработчики уверяют, что на учили электронику эффективно управлять торможением машины как на асфальте, так и на гравии, песке или снегу. Дополнительно работу тормозов кон тролирует электрон ная система распре деления тормозного усилия (EBD).
* Для защиты пассажи ров в случае аварии служат до 10 подушек безопасности, в том числе коленные для водителя и переднего пассажира (для них же предусмотрены ак тивные подголовники), а также «шторки» для всех трех рядов сиде ний, оберегающих при боковом ударе.
* И, наконец, моторы. Новый Land Cruiser оснащен дизельным двигателем D-4D V8 объемом 4.5 л, с четырьмя клапанами на цилиндр. Развивает такой мотор неслабые 650 Нм крутящего момента при 2 800 об/мин и 286 л. с. мощности при 3600 об/мин. На AWтомобиль устанавливается новая шестисту пенчатая AWтоматическая транс миссия с возможностью ручного переключения передач.
* Мотор радует экономичностью: в смешанном цикле движения расход топлива составляет 10.2 л на 100 км, что на четыре процента меньше, чем у турбодизельного двигателя V6 объемом 4.2 л.
* Помимо дизеля, покупатель смо жет заказать машину с бензиновым мотором – новый восьмицилиндро вый агрегат рабочим объемом 4.7 л с системой изменения фаз газорас пределения развивает крутящий момент в 445 Нм при 3400 об/мин и мощность 288 л. с. при 5400 об/мин. Ну а запускаются двигатели, по пос ледней моде, – кнопкой.
P. S. Очереди на Land Cruiser 200 в дилерских центрах иногда растяги ваются на год!