На AWтошоу 2002 года в Женеве компания представила собственную разработку Venturi Fetish - экстремальное спортивное купе Venturi Fetish. Этот стильный AWтомобиль, по мнению специалистов, вполне может составить некоторую конкуренцию известным спортивным маркам, например все тем же Ferrari и Porsche.
Необычно мягкие и, в тоже время, мускулистые линии кузова придают AWтомобилю очень мощный и стремительный облик. При создании кузова и шасси Venturi Fetish активно применялся алюминий и композитные материалы, что позволило добиться небольшого веса AWтомобиля. Причем под капотом у новинки расположился всего лишь двухлитровый двигатель мощностью 180 лошадиных сил, который, тем не менее, разгоняет легкий двухместный AWтомобиль до ста километров в час всего за шесть секунд, а его максимальная скорость составляет 225 километров в час. В скором времени руководство компании собирается наладить мелкосерийное производство этого спорткупе.
ГОРДОСТЬ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Есть унитазы со сливом и встроенным светочувствительным сенсором. А есть – с вертикальным взлетом и посадкой. Venturi Fetish – французский спорткар без двигателя внутреннего сгорания. Что, в принципе, тоже вызывает недоверие.
ЗА ВОСЕМЬ ЧАСОВ ДО
Мандраж пришел после. Сначала была густая, засахарившаяся скука. «О’кей, – сказали мне по телефону, – машина будет вечером, ты перекантуйся пока в городе».
Не вопрос, говорю, перекантуюсь. Было бы ради чего ждать. «Машина – супер. Damnquickfuckingawesomefrenchpocketrocket. В общем, не пожалеешь». Было сказано уверенно и звучало обнадеживающе. Но оставалось еще дождаться.
ЗА ШЕСТЬ ЧАСОВ ДО
Два часа пролетели в темноте кинозала. Шел Ким Ки Дук. Последнее, что он снял, – «Пустой дом». Я очень люблю кино, но это было совсем не оно. Молодой косоглазый человек взламывает замки и живет в квартирах отпускников и командированных пока их нет. Стирает белье, делает фото, смотрит ТВ, спит. Потом тихо уходит. За всю картину главный герой не произносит ни слова. Чертов извращенец носит с собой клюшку для гольфа и ездит на мотоцикле BMW. Несколько раз за сеанс я порывался встать и уйти, да было некуда. Зато поймал себя на мысли, что для парня взлом, белье, клюшка, «бимер» – все фетиши. Для Ким Ки Дука этот парень – фетиш однозначно. А для высоколобых и очкастых – фетиш сам Ким Ки Дук. Фетиша в этом зале не было только у меня – он появится через шесть часов.
ЗА ЧЕТЫРЕ ЧАСА ДО
Следующие два часа убил в интернет-кафе. Переписка со знакомым, по профессии психологом, выявила, почему люди курят. Он писал, что человек в формировании своей сексуальности проходит три основных стадии: оральную, анальную и генитальную. Нарушения в первой, когда человек пьет молоко матери, ведет к тому, что ему постоянно надо что-то держать во рту. Сбой в системе вызывает потребность. А если он бросает курить, то зачастую сосет леденцы. Оттого экс-курильщики в большинстве своем тучны. Теория красивая, но местами кривовата. Рассказал ему про сегодняшний AWтомобиль, и сошлись на том, что машины, в общем-то, та же хрень, что и сигареты, только дороже.
ЗА ДВА ЧАСА ДО
Еще 120 минут, и парижский центр объехан на двухпалубном экскурсионном AWтобусе. Кладезь европейской архитектуры делает Петербург похожим на любимого, но жалкого эпигона. Но вы только представьте муки нашего царственного рода – говорить по-французски, жить с размахом, заимствовать манеры, манжеты, фужеры... И как тут не сделаться фетишистом? Как, гуляя по набережной Сены, не подумать об Эрмитаже? Как, бродя по версальским паркам, не поддаться искушению нарисовать Петродворец? Никак.
ЗА 5 МИНУТ ДО
Крутая синяя штука выглядит так здорово, что вокруг собирается толпа прохожих. А ведь это французы, которых не напугаешь ни Lamborghini Gallardo, ни TVR Chimaera. Но Venturi для французов – это особенная тема. Компания, оставшаяся независимой и живой в море «акул бизнеса», празднует юбилей. 20 лет жизни для фирмы, которая отказывается производить ширпотреб, – большой срок. Практически не пиарясь и почти не размещая рекламу, французы делали зубодробительные и мозговышибательные AWтомобили, балансирующие на самой грани здравого смысла. Взять 400GT, который давал четыреста «лошадей» на тонну с небольшим веса и разгон до «сотни» за 3,6 секунды – цифры из мира Формулы 1! Или Atlantique 300, у которого V-образная турбированная «шестерка» выдавала 310 л. с. на 1400 кг веса... Но судьба подобных компаний такова, что рано или поздно они все равно отдают концы. И последним творением обанкротившейся фирмы должен был стать Fetish – легкий двухместный спорткар с рядной «четверкой» в базе. Не такой заряженный по мотору, как предыдущие V6, он отличался тем, что был легким – всего 850 кг. Что при мощности в 180 л. с. и потрясающей управляемости сделало его убийцей «Порше» и насильником «Феррари». Мои слова может подтвердить и ветеран F1 Жак Лаффит, который гонял на ней по трассе Гран-при Монако и после этого не принимал виагру дня три. Правда, фирма все равно скончалась. Но, если на каждый TVR найдется свой Смоленский, так и на Venturi есть Джильдо Палланка Пастор. Скромный житель Монако выкупил компанию и обещал скоро представить новый Fetish. И представьте себе, представил.
10 МИНУТ ПОСЛЕ
Нет ничего легче, чем рассказывать о подобных машинах. Алюминиевая рама, композитный кузов, пара сидений, тройка педалей, руль и тахометр. Добавьте сюда двигатель внутреннего сгорания и получите формулу, по которой уже полвека делают TVR, Caterham, Morgan, Noble, Lotus или Weismann. «Фетиш» принципиально почти ничем не отличается от них, кроме одного – у него нет двигателя внутреннего сгорания. Venturi Fetish – это первый спорткар на батарейках и с электромотором! И еще у него нет уродливой внешности, которой до последнего времени снабжали прогрессивные экологически чистые AWтомобили. В нем нет ничего, что говорит о том, что вместо пола, багажника, капота, бамперов, крыши или сидений здесь стоят батареи. Просто потому, что таких здесь нет. По словам создателей, они использовали технологии, по которым создаются сегодняшние литиево-ионные батареи сотовых телефонов и ноутбуков. Они отличаются сверхмалым весом и компактными размерами. Если перевести все в цифры, то батареи весят только 350 кг. Прибавьте к этому 750 килограммов веса остальной машины и получите общую массу в 1100 кг. Причем батареи дают невиданную ранее AWтономность – без проблем можно проехать 350 километров. Но даже если все разрядилось, не требуется искать розетку – за каждые десять минут родстер подзаряжает свою 80-амперную батарею на 16 километров пути. Но это, естественно, не самое интересное.
11 МИНУТ ПОСЛЕ
У «Фетиша», как и у всех его предшественников, красивый кузов. Никакой тайны за карбоновыми панелями не кроется, так что вы сами все видите на фото. А я скажу лишь, что еще в 2002-м дизайн машины удостоился двух престижных наград на Парижском AWтосалоне. И это совсем не то, на что следует обращать внимание.
12 МИНУТ ПОСЛЕ
Почти минута уходит на то, чтобы осознать все последствия появления «Фетиша» в серийном производстве. Машины, электромотор которой имеет мощность 241 л. с. Автомобиля на батарейках, который разгоняется до «сотни» за 4,6 с. И без вредных выхлопов вообще! И это даже не половина преимуществ. Но об остальной части и рассказать-то сложно. Скажите, пожалуйста, можете вы представить AWтомобиль, весь запас крутящего момента которого доступен вам сразу после того, как вы подумали наступить на педаль газа? Часто вы ездите на троллейбусе? А на троллейбусе с двигателем мощностью 180 кВт? Так или иначе, но ощущения эти довольно забавные. Мало того, разгон напоминает подъем на высотном лифте, только не вверх, а вперед. Да еще и происходит это практически беззвучно. А мотор тем не менее крутится до 14 000 оборотов, что напрямую относит к F1 и к тому факту, что машиной этой занимался Патрик Дюкаруж, известнейший формульный инженер-моторист. Но здесь-то электромотор! В общем, в дурдоме «Ромашка» день открытых дверей. А окончательно добивает то, что французы не дали снимать – мы, говорят, тебе такую же потом дадим. На такую красоту – и руки не наложить. Это, доложу я вам, по-настоящему тяжкое испытание.
ДВА ЧАСА ПОСЛЕ
Мы сидим в одном из бесчисленных кафе. Рядом Седрик Паскуаль – тот, кто сохранил мне и машине жизнь, не давая раскручивать мотор как следует и зашвыривать «Фетиш» в повороты по-взрослому. Все уже вроде обсудили. Остался только один вопрос. «Седрик, почему мы еще не купили себе по паре «Фетишей»? В ответ лысый француз смеется и пишет на листке бумаги: 500 000 Euro.
Текст:Александр Евштокин Источник: Журнал "Автомобили" [05/2005] http://www.automobili.ru/
Поколение next
Venturi Fetish — AWтомобиль будущего, на котором можно ездить уже сегодня...
По сути, все мы большие эгоисты и еще немного консерваторы. Потому, например, что доподлинно знаем — двигатель внутреннего сгорания вреден для окружающей среды, его КПД невысок, топливо дорожает, а нефть рано или поздно кончится. Но не спешим пересаживаться на альтернативные средства передвижения. «Какие? — спросит читатель. — На велосипеды или тележки с фотоэлементами, которые останавливаются в дождь? На водородные AWтомобили, которых нет и в помине? На электрокары?» Да вот, отвечу, хотя бы на Venturi Fetish с электромотором. Дорогое, правда, удовольствие, на зато какое!
Реальное предложение
Есть на свете AWтомобиль, способный разогнаться до сотни менее чем за пять секунд и развить максимальную скорость свыше 170 км/ч. И у этой машины нет и намека на бензиновый мотор, бензобак и датчик расхода топлива. У нее нет даже выхлопной трубы! Вместо всего привычного набора — электромотор и батареи. Совсем как у игрушечного тарантаса с антенной и надписью made in China за сто рублей в ларьке через дорогу. Вот только здесь цена повыше — более 600 тысяч долларов.
Что получает клиент за сумму, которую он мог бы потратить на приобретение пары купе Jaguar XKR? Ну, красивый кузов как минимум. Легкий двухместный AWтомобиль построен по всем канонам сверхмодных футуристических родстеров. Его дизайн напоминает лучшие концепт-кары Женевы и Парижа последних лет, но в отличие от пластиковых макетов, эта машина ездит и готова к выпуску в промышленных объемах. Продуманный и с аэродинамической точки зрения выгодный экстерьер дополняет стильный салон. В нем нет ничего сверхъестественного — руль имеет круглую форму, есть педали, панель приборов и знакомые сиденья — ковши. Все панели любовно и качественно отделаны дорогой кожей, что, в принципе, естественно для машины, выставляющейся на продажу за такие деньги. Но фишка не в этом.
Эта машина уникальна совсем не тем, что обладает новой технологией складывающихся сидений. Ее миссия — взорвать привычный AWтомобильный мир, стоящий на трех китах: бензине, дизтопливе и моторном масле. Само собой, этот родстер не стал «уникальным торговым предложением» только потому, что появился на свет. Сотни машин до него, уже с 1895 года, эксплуатировали эту идею, и никому еще не удавалось приблизиться достаточно близко к идеалу. А «Фетишу» это, похоже, по силам. Ведь в то время как основными недостатками предыдущих машин были большой вес батарей и малый запас хода без подзарядки, он их лишен. Новый родстер впервые в индустрии щеголяет новыми литиево-ионными батареями, которые весят всего 350 килограммов! Подобные батареи уже вовсю применяются при создании сверхтонких и легких сотовых телефонов и ноутбуков, но в AWтомобильной промышленности еще не использовались. Хотя другое большое преимущество таких элементов — компактность, позволяющая сэкономить достаточно места. При этом они позволяют машине иметь запас AWтономного хода в 350 километров. Возможность быстрой зарядки делает AWтомобиль удобным для городского использования — за 10 минут родстер получает количество энергии, достаточное для преодоления 16 километров пути. Таким образом, для полной зарядки новинке необходимо менее четырех часов.
Но заявленные 350 километров должны пролететь для будущего владельца этого родстера буквально в одну секунду. Почему? Все просто. В то время как обычному бензиновому мотору для достижения пика мощности нужно раскручиваться, иногда достаточно долго, в случае с электромотором все проще — весь запас крутящего момента доступен сразу после того, как нога коснется педали газа. Вспомните, именно это так прельщает всех AWтомобилистов, волею судеб оказавшихся в салоне троллейбуса. Многотонная махина разгоняется с динамикой настоящего суперкара и если бы не провода, наверняка могла бы удивить не одного владельца BMW или Subaru.
А в случае с Venturi Fetish такой электромотор еще и помещен в легкий корпус из композитных материалов. В итоге 180 кВт, а другими словами — 245 л.с., приходятся в этом случае на тонну с небольшим, позволяя машине иметь неплохое соотношение веса к мощности. К слову сказать, если бы инженеры использовали не литиево-ионные элементы, а обычные свинцово-кислотные, то для достижения похожей мощности куда-то нужно было деть не менее тонны только самих батарей…
Но даже не это самое интересное. Знаете, до какой отметки крутится электромотор Fetish? До 8000—9000 тысяч оборотов, как у хороших и высокооборотистых моторов Honda или BMW? Нет! 14000 об/мин — вот предельная величина для Venturi Fetish. И это действительно наравне с высокооборотистыми моторами Honda или BMW. Только стоят такие обычно на супербайках или болидах Формулы-1…
Под стать такому мотору и остальные важные параметры — подвески на «формульных» рычагах, низкий центр тяжести за счет батарей в полу, двигатель, по всем канонам строительства суперкаров расположенный в базе.
Немного личного
Да, лично я, можно сказать, влюбился в Fetish, едва забравшись внутрь. Салон напоминает богато оформленный карт — здесь аскетично и пахнет AWтоспортом. Всего лишь один электронный жидкокристаллический дисплей, удобный трехспицевый руль, простые сиденья. Кожа «не кричит» о престижности «Фетиша», она лишь один из нескольких материалов, использованных в отделке. Единственная смущающая деталь — чрезмерно увеличенный трансмиссионный тоннель. Именно там прячутся батареи, о которых я так много говорил. Довольно толстая дуга позади сидений убеждает сесть за руль без страха, а когда садишься, вылезать уже не хочется. Здесь удобно. Основное отличие от более привычных повседневных AWтомобилей — уровень ускорения. Fetish выдает его с легкостью Гулливера в стране лилипутов. Его запасы мощности кажутся бесконечными, но воля инженера компании, сидящего рядом, не позволяет получить удовольствие по-настоящему. Основное впечатление производит отсутствие привычного звука — электромотор выдает лишь приглушенное гудение.
Другое дело — управляемость. Ею можно наслаждаться и на доступных скоростях. И наслаждаться есть чем. Невесомые неподрессоренные массы, низкий центр тяжести и правильно спроектированные подвески позволяют входить в повороты, практически не ощущая привычного заваливания кузова. Острое рулевое и мощнейшие тормоза дополняют картину.
Откуда же взялась вся эта красота, ведь для проработки всех этих деталей, серьезно влияющих на конечный результат, нужно как минимум иметь штат хороших инженеров?
Гордая Venturi
А кто сказал, что у французов такого штата нет? Маленькая, но гордая компания довольно давно — больше двадцати лет — занимается созданием скоростных AWтомобилей. На ее счету Venturi 400GT c турбированным мотором V6 мощностью 400 л.с. Машина могла заставить покраснеть любого обладателя Ferrari, разгоняясь до сотни за 3,6 секунды и обладая «максималкой» под 300 км/ч. Можно вспомнить и Venturi Atlantique 300 с тем же двигателем, но уже дефорсированным до 310 л.с. Имевший идеальную управляемость AWтомобиль разгонялся до сотни за 5 секунд и мог развивать 280 км/ч. Несмотря на то, что инженерам Venturi удавались машины, всерьез конкурирующие с Ferrari или Porsche, маркетологам компании таких высот добиться не удалось.
Практически обанкротившись к 2001 году, бренд со всеми активами был выкуплен миллионером Джильдо Пастором, который задался целью построить настоящий суперкар родом из Франции. Первый намек на эту машину был показан три года назад в Женеве. Venturi Fetish был тогда оснащен двухлитровым бензиновым мотором мощностью 180 л.с., что позволяло аVтомобилю развивать 225 км/ч и достигать первой сотни за 6 секунд. Представители компании даже говорили о том, что Venturi всерьез намерена заняться гонками в классе FIA N-GT и даже вроде бы начали серьезно готовить AWтомобиль, но… Вместо гоночного AWтомобиля получился революционный родстер, «суперкар на следующие двадцать лет», как сказал о нем сам Пастор. Окажется ли он успешным или нет, покажет время. Одно можно сказать точно — ход был правильным. Ведь с помощью него компания не только разом отстроилась от конкурентов вроде английских TVR или Lotus, производящих традиционные AWтомобили, но и обогнала крупнейших мировых производителей. Еще один плюс — всемирная известность и отличное паблисити. Об электрическом суперкаре узнали даже в России!
Текст: Тарас Тихонов Источник: Газета «Автомобильные Известия» [№7 (75), 2005] http://www.autoizvestia.ru/