«ЗАЗ», «Запорожский AWтомобильный завод» (ZAZ) - украинская фирма по производству легковых AWтомобилей. Штаб-квартира находится в Запорожье.
Сами заводчане датой создания завода привыкли считать 1863 год, когда голландец Абрагам Кооп создал на территории Российской империи завод по производству сельскохозяйственной техники. В 1908 году был основано предприятие, впоследствие превратившееся в Мелитопольский моторный завод (МеМЗ). С 1960 года МеМЗ начал поставлять свои двигатели на ЗАЗ. С 1975 года МеМЗ вошёл в состав производственного объединения «АвтоЗАЗ». Ныне он является одним из структурных элементов ЗАО «ЗАЗ».
ЗАЗ 965
В 1923 году бывший завод Абрагама Коопа был переименован в «Коммунар». Однако направление деятельности сохранилось, с учётом появления новой сельскохозяйственной техники — тракторов, уборочных комбайнов и другой сельскохозяйственной техники. В 1961 году завод был переименован в «Запорожский AWтомобильный завод». Завод занимался выпуском единственного AWтомобиля — ЗАЗ-965, вошедшего в историю как «Горбатый Запорожец».
ЗАЗ 970
В 1970 году на конвейер вошёл обновлённый «Запорожец» — ЗАЗ-968, который кардинально отличался от своего предшественника. Всего (с 1960 по 1994 гг.) в Запорожье было изготовлено 3 422 444 AWтомобилей «Запорожец» и двигателей с воздушным охлаждением производства МеМЗ. В 1986 году по контракту с итальянской «фабрикой фабрик» Comau создаётся новый производственный комплекс, включивший в себя: цех сварки кузовов, цех окраски, цех сборки.
ЗАЗ 966
В 1988 году начался выпуск AWтомобилей ЗАЗ-1102 «Таврия» — первых AWтомобилей с жидкостным охлаждением двигателя, выпускаемых на ЗАЗе. В середине 1990-х сложная финансовая ситуация на заводе усугубилась тем, что всю валютную выручку надо было сдавать государству, что повлекло основательное вымывание оборотных средств. Чтобы завод удержался на плаву, директор занялся поиском инвестора в среде лидеров мирового AWтопрома.
ЗАЗ 968
В поле зрения попали сначала «Пежо», потом «ФИАТ», а в 1995 году «Дженерал моторс». На переговоры в столицу Украины прилетал даже первый вице-президент «Дженерал моторс». Однако руководители Минпромполитики остановились на варианте создания совместного предприятия с концерном «Daewoo», с уставным капиталом в $150 млн. Несогласный с этим директор Степан Кравчун написал заявление об уходе. В 1998 году завод начинает сотрудничество с корпорацией General Motors Daewoo Auto & Technology (GM-DAT), в связи с чем существующее ОАО переименовывается в «Совместное предприятие АвтоЗАЗ-Daewoo». Начинается сборка новых AWтомобилей.
ЗАЗ 1102
На головном заводе организован выпуск качественно нового AWтомобиля ЗАЗ-1102 «Таврия-Нова». На ХРП «ИЗАА» завершены работы по подготовке производства и начата крупноузловая сборка AWтомобилей Daewoo: Daewoo Lanos, Daewoo Nubira, Daewoo Leganza. В 1999 году начинается выпуск лифтбэка «Славута», созданного на базе шасси «Таврии» и с участием её кузовных панелей. В разработке принимала участие компания Daewoo.
ЗАЗ 1105
Разработаны новые модели таврического ряда, среди них ЗАЗ-1105 «Дана» (с кузовом «пятидверный универсал») вскоре в массовом производстве заменёная на ЗАЗ-1105 «Славута» (с кузовом «пятидверный лифтбек»). На базе индекса 11055 выпускаются различные модели пикапа. В 2003 году завод меняет организационную форму и превращается в закрытое акционерное общество «Запорожский AWтомобильный завод» с участием иностранных инвестиций.
ЗАЗ 1103
В 2004 году завод пережил полное обновление средств производства. Начинается производство AWтомобилей ВАЗ-21093 и ВАЗ-21099, «Ланос (Т-150)», «Opel Astra G». В 2005 году на ХРП «ИЗАА» подготовлены производственные мощности для выпуска AWтобусов «I-VAN» на базе шасси AWтомобиля «TATA».
ЗАЗ Lanos Pick-Up
Для модели ZAZ-Sens на МеМЗ был разработан двигатель объёмом 1,4 литра, созданный на основе прежнего 1,3-литрового. Впоследствии AWтомобиль переименован в Lanos 1.4. В 2006 году ЗАО «ЗАЗ» подтверждает соответствие собственной системы управления качеством международному стандарту ISO 9001:2000. Продукция ЗАО «ЗАЗ» соответствует требованиям Евро 2. Освоен выпуск полуприцепов НХ2210 для перевозки легковых AWтомобилей. В этом же году была на ХРП «ИЗАА» освоена гамма легковых китайских AWтомобилей «Chery».
ЗАЗ Chance Hatchback
В 2007 году запущена программа локализации производства AWтомобиля Daewoo Lanos, проведён рестайлинг базовой модели, который получил название «ZAZ Lanos» (ЗАЗ Ланос T-150). Разработан и начат выпуск фургона на его базе. В октябре 2007 года была снята с производства «Таврия». В 2008 году с конвейера снята «Таврия Нова».
ЗАЗ Vida Hatchback
В 2008 году в состав цеха окраски добавился новый участок — окраски пластмассовых изделий, построенный по контракту немецкой компанией «Eisenmann» Произведено техническое переоснащение прессового производства. Модернизирована Воронежская AWтоматическая линия прессов. На прессы были установлены контроллеры фирмы Siemens S7-300, взамен старых S5, что позволило оснастить линию роботами фирмы ABB для осуществления операций загрузки заготовок в штамп и разгрузки из штампа. Установлена новая AWтоматическая линия прессов итальянской компании «AIDA S.r.l.», которая также оборудована роботами фирмы ABB. Начала производиться штамповка крупных узлов AWтомобиля «Lanos» моделей T100 и Т150 в прессовом цехе завода.
ЗАЗ Forza
В мае 2009 года Запорожский AWтозавод выиграл международный тендер на поставку AWтомобилей для ветеранов и инвалидов Азербайджана. 4 июня был подписан контракт на поставку 500 AWтомобилей. 29 июля Запорожский AWтозавод начал отгрузку первой партии продукции.
В 2009 году вступил в строй новый роботизированный участок металлизации в цеху металлизации покрытий.
10 сентября 2009 года на лакокрасочном складе завода произошёл сильный пожар, в результате которого с ожогами различной степени тяжести госпитализированы трое сотрудников предприятия.
С декабря 2010 года начат выпуск нового AWтомобиля — ЗАЗ Forza, аналогичного Chery A13.
ЗАО «ЗАЗ» по состоянию на 2010 год выпускает легковые AWтомобили (ЗАЗ, Chance, Sens, Lanos, Chevrolet, ВАЗ и KIA), грузовые AWтомобили (ТАТА, JAC), AWтобусы малого класса (I-VAN), запасные части для AWтомобилей и экспортирует их в Россию, Египет, Армению, Белоруссию, Грузию, Азербайджан, Сирию, Индонезию, Албанию.
В 2007 году объём производства AWтомобилей составил 276,8 тысяч штук, что составляло 72,9 % от всего производства легковых AWтомобилей на Украине. В 2009 году сократил выпуск AWтотранспортных средств в 5,6 раза по сравнению с 2008 годом — до 46,18 тыс. ед.
На заводе существует полный цикл AWтомобильного производства — от штамповки металлопроката в прессовом производстве и AWтоматизированных и роботизированных линий сварки, окраски и сборки до проведения ТО AWто, реализованных в сети AWтосалонов.
Является головным заводом корпорации ПАО «УкрAWто», лидер украинского AWтопрома.