Осенью 2001 года на AWтосалоне во Франкфурте-на-Майне Citroen представил абсолютно новое поколение AWтомобилей под названием С3. Это поколение пришло на смену устаревшему семейству Saxo и представляет французского производителя в таком популярном секторе AWтомобилей как класс В. Дебют AWтомобиля Ситроен С3 второго поколения состоялся на AWтосалоне во Франкфурте осенью 2009 года.
Появлению серийного AWтомобиля предшествовал концепт-кар Citroen С3 Lumiere, представленный на парижском AWтосалоне в 1998 году. C3 Lumiere обладал кузовом, где отсутствовала центральная стойка, а двери распахивались в противоположные стороны. Не менее оригинально открывалась и задняя дверь, складывающаяся пополам. Крыша была набрана из семи полупрозрачных планок, которые с помощью электропривода можно было убирать назад. Креативно подошли создатели и к оптике. Примером тому задние фонари, заходившие почти на крышу и являвшиеся составной частью задних кузовных стоек. Необычную форму имели также и наружные зеркала заднего вида.
При переходе к серийному образцу всё это было утеряно по причине высокой себестоимости, непрактичности и сложности реализации в серийном производстве. Но некоторые нюансы всё-таки перешли к С3 по наследству. Например, пропорции – очень большая высота (1520 мм) для длины 3850 мм. Это позволило конструкторам сделать высокую посадку, как следствие довольно много места на уровне коленей.
Отдельно следует упомянуть о конструкции лобового стекла. Оно многослойное, и один из слоев имеет свойство преломлять и отражать солнечные лучи, что уменьшает температуру на поверхности передней панели на 300 и предохраняет воздух в салоне от излишнего перегрева в жаркие дни. Люк в крыше относится к разряду опций. Он состоит из двух панелей и сдвижных шторок между ними.
Линейка силовых агрегатов представлена двумя четырёхцилиндровыми турбодизелями с непосредственным впрыском топлива нового поколения. Эти двигатели являются совместной разработкой компаний PSA (Peugeot+ Citroёn) и Ford. Они имеют одинаковый объем 1,4 л, но различаются числом клапанов на цилиндр и конструкцией турбокомпрессоров. Отсюда и разная мощность - 70 или 92 л.с. Силовые агрегаты отличает экономичное потребление топлива (3л/100 км), хорошая динамика, бесшумная работа и полное соответствие экологическим требованиям. Гамма бензиновых двигателей насчитыв три агрегата: 1,1 л/61 л.с., 1,4 л/75 л.с., 1,6 л/110 л.с.
В самом начале производства С3 выпускались только с механической коробкой передач, но вскоре ряды пополнила и AWтоматическая версия. Правда, сочетается данная КПП только с одним двигателем — 1,4-литровым бензиновым.
Тормоза передние - дисковые, задние – барабанные.
Передняя подвеска: независимая типа McPherson на треугольных нижних рычагах, пружинная с гидравлическими телескопическими амортизаторами. Поперечный стабилизатор. Задняя подвеска: полузависимая, пружинная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами.
Не забыли создатели и о безопасности. Citroen С3 оснащен ABS, Brake Assist и системой распределения тормозного усилия. Подушек безопасности шесть штук: две фронтальные, причем штурманская подушка может быть заблокирована, две боковые, встроенные в спинки передних сидений, и две надувные занавеси. Кроме этого, ремни безопасности передних сидений регулируются по высоте и имеют пиротехнические преднатяжители с ограничителями силы срабатывания, а рулевая колонка снабжена системой Body block, то есть имеет возможность отклоняться на 50 мм в случае столкновения и тем самым предохранять грудную клетку водителя.
Рулевой механизм получил электрический усилитель. Коэффициент усиления варьируется в зависимости от скорости движения. При движении с высокими скоростями усилие на руле увеличивается, а на низких скоростях, наоборот, уменьшается.
Экстерьер C3 отличается оригинальностью. Автомобиль выглядит стильно и современно, он моментально узнаваем по дугообразным передней и задней стойкам, которые переходят одна в другую, унаследовав при этом стиль от легендарного 2CV. В том же ключе дизайнеры подошли и к отделке салона. Спидометр, тахометр и контрольные лампы собраны в один компактный блок, и при этом каждый из приборов просто поражает оригинальностью решения. Тахометр, к примеру, сделан в виде полукруглой шкалы над цифровым спидометром, а обороты двигателя показываются небольшой красной стрелкой, которая передвигается по этой шкале.
В 2004 году компания Citroen представила «заряженную» версию хэтчбека C3, которая получила имя Citroen C3 VTR. Данная модель отличается от базовой более мощным двигателем и динамичным, агрессивным дизайном.
Экстерьер получил окрашенные в цвет кузова боковые молдинги, интегрированные в передний бампер потивотуманные фары, легкосплавные колёсные диски размером 16 дюймов и хромированную насадку на выхлопную трубу. В интерьере появилась темно-серые вставки в отделке салона и новая обшивка рулевого колеса.
Под капотом C3 VTR устанавливают 110-сильный 1,6-литровый бензиновый двигатель. Который агрегатируется с механической пятиступенчатой коробкой передач.
Также в 2004 году на венском AWтосалоне была представлена версия C3 XTR, которая рассчитана на любителей активного отдыха. Она получила увеличенные колёсные арки, широкую черную решетку радиатора и черные бамперы, 15-дюймовые литые диски, противотуманные фары и увеличенный дорожный просвет.
Из других отличий новинки можно отметить панорамную стеклянную крышу, которая может сдвигаться при помощи электроприводов, а также специальные роллинги на крыше, при помощи которых можно перевозить горные велосипеды или доски для серфинга.
В салоне C3 XTR также просторно, как и в C3, при этом здесь больше местечек для различных мелочей. Багажник объемом 279 литров за счёт сложенных сидений заднего ряда может быть увеличен до 1155 литров, и в нем предусмотрена система разделителей пространства, на случай, если какие-то вещи нужно положить отдельно друг от друга.
Отделка салона выполняется в двух цветах, а все сиденья обшиты специальным влагостойким материалом, с которого легко удалить загрязнения. На приборной панели предусмотрена кнопка для блокировки задних дверей.
В базовой комплектации C3 XTR располагает: электроприводом боковых зеркал, CD-проигрывателем, «провожающими» фарами, электростеклоподъмниками и бортовым компьютером.
Система безопасности включает в себя: ABS, EBD (распределение тормозных усилий) и Emergency Braking Assistance, четыре подушки безопасности и AWтоматическая блокировка крышки багажника и дверей при начале движения.
Citroen C3 – это AWтомобиль созданный сделать ваше пребывание в пути максимально комфортным. Современный, стильный, надёжный и динамичный, такими эпитетами вполне заслуженно можно наградить Citroen C3.
Тест Citroen C3. КОЛОБОК "ОТ КУТЮР" Юрий Нечетов За рулем №8 2002
" Ситроен С3" был представлен осенью прошлого года на Франкфуртском AWтосалоне. Переднеприводный городской компакт В-класса выпускают только с кузовом пятидверный хэтчбек. Двигатели - бензиновые, 1,1; 1,4 и 1,6 л или 1,4-литровый турбодизель (68 и 90 л. с.). Коробки передач - механические пятиступенчатые, с бензиновым двигателем 1,4 л - также четырехступенчатый "AWтомат". В Россию поставляют две более мощные бензиновые версии.
Идeт человек мимо глухого забора и вдруг на уровне глаз видит дырку... Не нужно быть психологом, чтобы предугадать: большинство непременно в нее заглянет, такова уж наша природа. Так, впервые оказавшись в "Ситроене-С3", трудно удержаться от соблазна засунуть палец в одно из отверстий на краю передней панели - они провоцируют на это формой и размером. Оказывается, эти "ноздри" - вполне функциональные сопла для обдува боковых стекол в зоне зеркал заднего вида.
Новый "Ситроен" лишь издали кажется этакой божьей коровкой: он совсем не мал и, в соответствии с современными тенденциями, весьма высок - целых 1520 мм! Большие дверные проемы позволяют не сгибаться в три погибели при посадке. Салон непривычно просторен для такого класса - здесь свободно разместятся пятеро упитанных мужчин ростом 175-180 см или, скажем, два баскетболиста спереди и трое детей сзади. Удобно устроиться на рабочем месте водителю помогут три регулировки кресла и две - руля. Внутри "це-третий" напоминает мини-вэн: далеко отстоящие крутые дуги передних стоек, большая площадь остекления, высокие сиденья, подлокотники спереди, обилие ящиков-полочек-карманов, "трюмо" с подсветкой на обратной стороне солнечного козырька и даже складывающаяся полка в багажнике.
Покоряет стильный дизайн каждого элемента: чего стоят удобные и красивые дверные ручки или вращающиеся дефлекторы. А пепельницу-стаканчик с крышкой можно просто передать курильщику в руки. Кое-где в жертву стилю принесена функциональность - к приборной панели необходимо привыкнуть, но и тогда разглядеть крохотную оранжевую стрелку тахометра с оранжевой же подсветкой не так-то просто.
Впрочем, последнему можно найти оправдание - дружелюбный AWтомобильчик совершенно не подстегивает гоночные амбиции, которые заставляют загонять стрелку в красный сектор. Даже с самым мощным мотором (из тех, что поставляют в Россию) - 1,6-литровым мощностью 110 л. с. - он достаточно беззлобен. Иногда это вызывает раздражение - например, при 1000 об/мин двигатель откровенно бастует, требуя перейти на более низкую передачу. Возможно, дело в жестких экологических требованиях и настройке программы управления. В остальных же случаях на "Ситроене" просто приятно ездить спокойно - наслаждаясь тишиной и комфортом. Кстати, со старшего брата С5 сюда перекочевало полезное нововведение: при интенсивном торможении (а из-за сверхчувствительной педали тормоза интенсивным поначалу оказывается любое замедление) AWтоматически включается аварийная сигнализация, гаснет же она при переносе ноги на акселератор.
Как и большинство французских AWтомобилей, " Ситроен С3" неплохо оснащен: даже в минимальную комплектацию входят омыватели фар, две подушки безопасности, обогрев передних сидений, электроприводы зеркал и передних стекол, аудиоподготовка, центральный замок с дистанционным управлением, иммобилайзер. Правда, и обойдется все это недешево - с мотором 1,4 л такая машина стоит $12 тыс. С более мощным агрегатом 1,6 л в базовую комплектацию добавится АБС, а цена возрастет до $13,3 тыс. У нас на тесте побывала машина за $15,9 тыс., оснащенная по максимуму: с шестью подушками безопасности, климат-контролем, аудиосистемой с CD-проигрывателем, борткомпьютером, датчиками парковки, противотуманными фарами и легкосплавными дисками увеличенной (15 дюймов) размерности. Все поставляемые в Россию AWтомобили оснащены пакетом для плохих дорог и имеют солидную гарантию - три года или 100 тыс. км пробега.
+ Яркая внешность, стильный дизайн, просторный комфортабельный салон, большие межсервисные пробеги, длительная гарантия. - Высокая цена, неинформативная приборная панель, "провал" тяги (с мотором 1,6 л) на низких оборотах.
РЕЗЮМЕ " Ситроен С3" - не просто яркая и стильная игрушка, это удобный, функциональный AWтомобиль. Единственный, но существенный недостаток - высокая цена.
Источник: WWW.ZR.RU - AWтомобильный журнал "За рулем"
ШЕСТОЕ ЧУВСТВО Владимир Соловьев За рулем №3 2003
"СИТРОЕН-С3" ПОЛУЧИЛ АВТОМАТИЧЕСКУЮ КОРОБКУ ПЕРЕДАЧ
Совсем недавно "За рулем" писал о симпатичном "Ситроене-С3". С тех пор немало французских "трешек" прописалось в России. И вот в дополнение к привычным всем механической и AWтоматической коробкам передач у С3 появилась коробка-робот (механика под управлением электроники) с интригующим названием "СенсоДрайв" (SensoDrive), в котором возвышенное латинское senso - восприятие, чувство - магически переплелось с лаконичным английским drive - вождением AWтомобиля.
РОБОТ НЕ ДЛЯ ВСЕХ Новыми коробками передач комплектуют только шестнадцатиклапанные двигатели объемом 1,6 л и мощностью 110 л. с. Их устанавливают лишь на самые дорогие С3, оснащенные антиблокировочной системой тормозов и системой стабилизации движения (ESP), датчики которых задействованы при принятии решений электронной системой управления.
Что получает счастливый обладатель "СенсоДрайва"? Во-первых, возможность выбора AWтоматического или ручного режимов. Это весьма ценное качество. В городе с его пробками и плотным транспортным потоком удобнее пользоваться "AWтоматом", сконцентрировав внимание на сигналах светофора, выбегающих на проезжую часть детях, растерявшихся пешеходах. Автоматический режим поможет новичку быстрее освоиться за рулем, простит ошибки неопытному водителю. Со своей стороны, ручное управление обеспечит вам полный контроль над переключением передач и поведением AWтомобиля на дороге.
Во-вторых, "СенсоДрайв" избавит водителя от постоянной работы левой ногой с педалью сцепления. К слову, селектор передач, находясь на привычном месте, лишился механической связи с коробкой и по сути превратился в джойстик. Наконец, в-третьих, электронное управление трансмиссией помогает сэкономить топливо. По данным завода, при смешанном цикле езды в AWтоматическом режиме расход уменьшается в среднем на 0,2 л на каждую сотню километров.
В САЛОНЕ Самая заметная перемена - исчезновение педали сцепления и появление под рулем двух рычажков. Тот, что под правой рукой, служит для последовательного включения скоростей по восходящей, под левой - для переключения по нисходящей. Кроме того, в нижней части вмонтированной в руль подушки безопасности есть две кнопки. При движении на высшей передаче они выполняют функции круиз-контроля, позволяя увеличивать и уменьшать задаваемую скорость движения.
Возле привычного на вид напольного селектора передач выросла кнопка включения и отключения AWтоматического режима работы трансмиссии. На набалдашнике селектора вместо "карты" включения передач появились скупые обозначения "+", "-" и "з. х.". Перемещение псевдорычага в крайнее правое положение соответствует "нейтральной".
ДОРОЖНЫЙ ЭМПИРИЗМ Конечно, первое, что хочется проверить, сев за руль роботизированного С3, как он будет за тебя "думать", как станет включать сцепление, переходить с одной передачи на другую, не заглохнет ли при троганье с места на подъеме. И поэтому я выбираю AWтоматический режим. Но прежде нужно завести мотор. А значит, обязательно нажать на тормоз, иначе двигатель не запустится, и только потом коснуться кнопки за селектором, которая тут же подсветится красным огоньком, а на щитке приборов появится цифра "1": включена первая передача. Можно ехать.
Троганье с места проходит ровно, без рывков. Я никуда не тороплюсь и с любопытством наблюдаю за поведением С3. "СенсоДрайв" также спокойно в зоне 2000 об/мин перешел на вторую, третью... и вот красный симпатяга едет на пятой. Притормаживаю и вновь плавно нажимаю на акселератор. На приборах вырисовывается цифра "3", и вновь начинается разгон.
У светофора остановка. "Сенсо" выбирает "первую" и ждет сигнала. Из любопытства резко давлю на газ и спиной, вжатой в кресло, ощущаю, что "Ситроен" понял мои намерения. Мотор раскручивается до 6000 об/мин, и только затем включается "вторая". Машина вырывается вперед, оставив позади соперников. Но какие в городе гонки?
Оторвавшись, я успокаиваюсь на скорости 65 км/ч, робот переходит на IV, но V не включает. Пятерка появится на экране, когда я перейду рубеж 70 км/ч. Примечательно, что под сброс газа трансмиссия работает на замедление и четвертая включится снова, когда скорость упадет до 50 км/ч. Кроме того, при наборе скорости совершенно отчетливо прослушивался "сброс газа" при переходе на высшую передачу, а также есть небольшая перегазовка при переходе на низшую.
Задаю задачку посложнее. Останавливаюсь. На табло возникает цифра "1", но с места трогаться не собираюсь. Интересно, хватит ли у "СенсоДрайв" "ума" не мучить сцепление, а перейти на "нейтралку"? Минута, вторая, третья... Есть! Единицу сменила латинская N. Молодец, "Сенсо"! Но стоило коснуться "газа" - на приборах высвечивается "1". Машина готова сорваться с места.
В ручном режиме все происходит точно так же, с той небольшой разницей, что переход с передачи на передачу требует нажатия подрулевых рычажков. То же самое можно проделать, толкая напольный рычаг-джойстик вперед для включения передач по нарастающей и назад, чтобы включить низшие. Каждый раз мотор раскручивается до необходимых оборотов, чтобы переход был плавным - без рывков и насилия над коробкой и сцеплением.
Единственное, чего сразу не смог "сообразить" робот "СенсоДрайв" - когда мне нужно было включить задний ход при парковке. Пришлось подсказать. Для этого нужно было обязательно нажать на тормоз и, не отпуская педали, отвести селектор вправо-назад. Точно так, как мы привыкли делать на обычной "механике". Приятно, когда другой человек тебя понимает. Но когда тебя понимает и предугадывает твои желания роботизированная коробка передач, пусть и с красивым названием "СенсоДрайв", - тут попахивает мистикой. Искусственная интуиция? Шестое чувство у AWтомобиля? Знаете, это уж слишком!
"СенсоДрайв" заявляет о себе подрулевыми переключателями передач и кнопками круиз-контроля на руле.
Рычаг КП превратился в джойстик.
1 - электронный блок КП; 2 - устройство управления сцеплением; 3 - устройство переключения передач; 4 - датчик оборотов первичного вала КП.
ЭБКП - электронный блок контрольных приборов; ЭБД - электронный блок двигателя; АБС - электронный блок АБС.
Источник: WWW.ZR.RU - AWтомобильный журнал "За рулем"
ПРИВЕТЛИВЫЙ "ЦЕ-ТРЕТИЙ" Александр Будкин За рулем №12 2003
ТОВАР ЛИЦОМ Интерес к "Ситроену-С3" (Citroen C3) на российском рынке четко обозначился. Может, он и кажется скромным на фоне таких бестселлеров, как "Нексия" или "Фокус", но 815 "це-третьих", проданных за девять месяцев этого года, - совсем не плохой показатель, если учесть, что на рынке AWтомобиль не из самых дешевых. Впрочем, вот уже несколько месяцев дилеры продают "Ситроен" с двигателем 1,1 л по цене от 9900 евро. Что предлагается за эту сумму? Две подушки безопасности, регулируемая рулевая колонка, центральный замок, иммобилайзер и передние электрические стеклоподъемники. Мы решили воспользоваться этим предложением как поводом примериться к машине. Правда, на этот раз (С3 уже мелькал в редакционных тестах) к нам попал AWтомобиль с двигателем 1,4 л и AWтоматической коробкой передач с возможностью ручного переключения.
Машину именно в такой комплектации дилеры считают наиболее интересной в своем ценовом сегменте. Ставку делают на довольно резвый мотор, продвинутую AWтоматическую коробку, четыре подушки в "базе", привлекательный внешний вид и большой межсервисный интервал. Все это за приемлемую сумму - от 13 690 евро. Из "мелочей", не указанных в таблице цен, такая машина оснащена регулируемым по высоте сиденьем водителя (есть и регулировка руля), обогревом зеркал и передних сидений, электроприводом зеркал и стекол передних дверей, а также центральным замком с дистанционным управлением. На выбор предлагается 13 цветов (в том числе шесть металликов) - от белого до черного.
СНАРУЖИ И ВНУТРИ Внешность AWтомобиля без сомнения относится к его достоинствам, хотя за излишнюю округлость его часто причисляют к сугубо дамским. Какое-то время с этим придется мириться - таков российский менталитет. Сильная половина у нас ассоциирует себя с крупными формами, хотя в Европе подобных предрассудков нет.
Несмотря на компактность, "Ситроен" старается быть высоким внутри и подтянутым снаружи. Пороги расположены достаточно высоко, визуально не кажутся низкими и бамперы. Правда, вооружившись обычной линейкой, понимаешь, что правильнее говорить не о высоком переднем бампере, а скорее о большом угле въезда.
Минимальный дорожный просвет 145 мм совсем не плох для маленького городского AWтомобиля, и особенно отрадно, что нижняя точка у С3 - поперечина подрамника. Но даже если владелец "Ситроена" не намерен часто выезжать на проселок, желательно установить защиту моторного отсека, хотя бы пластиковую - от грязи. Она спасет датчики и провода под днищем, а их здесь хватает.
Наружные зеркала на "Ситроене" в целом удачные - достаточно большие, с развитым козырьком сверху, к тому же их можно сложить на парковке. В нашей комплектации были электроприводы зеркал и стекол. И хотя круглый капот водителю не виден вовсе, обзорность и чувство габаритов оценим высоко.
Размеры салона позволяют размещаться спереди даже очень большим людям. Сзади просторно голове, но тесновато коленям. Здесь три трехточечных ремня, подголовники - опция.
По панели разбросаны очень удобные сферические дефлекторы, а у вентилятора отопителя восемь скоростей. По центру - небольшой дисплей, на нем высвечиваются часы, температура за бортом и, например, сигнал о незакрытых дверях. Если в AWтомобиле штатная магнитола, рядом с ней в центральной части панели помещены дополнительные кнопки - для того, чтобы задавать скорость системе круиз-контроля и для дистанционного управления "детской" блокировкой задних дверей. Любопытно, что при этом вторая кнопка на машинах, поставляемых в Россию, не работает, а функции первой продублированы на торце левого подрулевого переключателя - это нужно для машин, неукомплектованных штатной "музыкой".
Комбинация приборов не очень понравилась - с цифровой индикацией скорости без привычного стрелочного спидометра. Это затрудняет не столько считывание информации, сколько ее восприятие. В остальном же все вполне соответствует ожидаемому уровню удобств.
КАК ЕДЕТ Достаточно сказать, что у маленького AWтомобиля большие шины 185/60R15 и относительно длинноходная подвеска - основные черты его поведения на дороге прояснятся сами собой. Это высокая устойчивость, не очень большие, но заметные крены в поворотах, легкое преодоление мелких неровностей и спокойное восприятие средних. Добавим еще возможность довольно быстро ехать по "грейдеру" или ровному, хорошо укатанному проселку. В общем - те качества, которые в России ценятся. Особо отметим редкое для маленьких машин с AWтоматической коробкой передач свойство: даже при интенсивных разгонах мотор, раскручивающийся до высоких оборотов, не давит на уши. Одно это уже позволяет говорить о целесообразности установки "AWтомата" на С3. Отметим как плюс еще одно обстоятельство.
Как известно, на машинах с AWтоматической трансмиссией недостаток запаса мощности в некоторых режимах весьма ощутим. Скажем, при дерганье AWтомобиля в пробке, когда ему сложно определиться с выбором передачи между первой и второй. Или при обгонах на загородном шоссе. Здесь, восприняв "кик-даун", "AWтоматы" частенько переходят на две ступени вниз, а спустя несколько секунд упираются в "красную зону" и вынуждены опять переключаться вверх. На этот случай "AWтомат" "Ситроена" дает возможность ручного выбора передач (здесь это называется "Сенсо драйв"), удобную как раз при скромном объеме двигателя. Есть у "ситроеновского" "AWтомата" спортивный и зимний режимы. Автомобиль субъективно воспринимаешь как достаточно шустрый (в том числе благодаря низкому уровню шума от двигателя), современный и очень приветливый. Наверное, последнее определило довольно высокий спрос на маленький "Ситроен" у "слабой половины" AWтомобильного сообщества.
Источник: WWW.ZR.RU - AWтомобильный журнал "За рулем"
СИНИЕ КОНИ, РОЗОВЫЙ ЗАМОК Михаил Колодочкин За рулем №6 2006
Телефонная трубка задумалась. А затем робко поинтересовалась: – Это вы нас разыгрываете, да?
ЦЕЛЬ – ЦЕ-ТРИ!
Привет, наш любимый журнал «За рулем»! Пишут тебе Андрей и Марина из Северодвинска. Мы каждый месяц покупаем ЗР, а также смотрим различные телепередачи, посвященные миру машин. Особенно нас интересует, как создаются AWтомобили: заводы «Ауди», «Ситроен», «Мицубиси» и т.п. потрясают воображение! Мы были бы счастливы, если бы вы подарили нам возможность увидеть это собственными глазами.
АНДРЕЙ И МАРИНА
«Слушай, а ведь мы через несколько часов действительно окажемся в Париже!» Да – увидеть в Северодвинске новенький «Ситроен» действительно куда сложнее, чем, скажем, атомный подводный крейсер. В этой технике ребята разбираются легко: Андрей, как-никак, – «сварщик металлических конструкций судов» (!) на знаменитом «Севмаше». Несложно догадаться, что и студентка Марина с закрытыми глазами отличает дизельную подлодку от атомной. Но…
Но мир несовершенен – он состоит из отдельных, непохожих друг на друга уголков. Думается, редкий европеец отказался бы от возможности хоть краешком глаза взглянуть на уникальную российскую технику – привычную для северодвинцев и недоступную для всех остальных. А вот местных ребят, напротив, тянет к другой технике – к той, которую они в силу сложившихся обстоятельств видели лишь на картинках. Интересно, как отнесутся к подобному желанию производители этой самой техники?
Даже в кабинете главного редактора ЗР ребятам еще не верится, что их не разыгрывают. Оказалось – с пониманием! А самой «понятливой» оказалась компания «Ситроен», практически мгновенно отреагировавшая на наш звонок. Дескать, готовы организовать для ребят однодневный визит на завод концерна PSA под Парижем! Там собирают модели С2 и С3 – кстати, для поездок фирма может выделить как раз «Це-три»… А в подарок северодвинцам – субботний день во Франции за счет фирмы: так что прилетайте с ними в четверг, чтобы в пятницу с утра попасть на завод. В субботу, понятное дело, – осмотр всего и вся, а в воскресенье – домой… Программа подойдет?
И вы еще говорите, что чудес не бывает? Что синие кони и розовые замки встречаются только в сказках? Стоит ли удивляться тому, что в Северодвинске наш звонок искренне приняли за розыгрыш…
НАРЬЯН-МАР – ПАРИЖ!
Прежде чем загадать желание, нужно хорошенько подумать: что делать, если оно вдруг сбудется?
Тень аэробуса уже скользит по Франции. Как раз об этом Андрей с Мариной и не позаботились: неожиданно выяснилось, что у них даже нет загранпаспортов! А ведь удача может ускользнуть – фирма уже «застолбила» для визита определенный день и вряд ли захочет вникать в непонятные для нее «русские» проблемы. В итоге все кончилось хорошо – архангельский ОВИР сработал быстро, а французское посольство пошло навстречу и оформило все документы прямо в Москве. Ребятам осталось добраться на «Жигулях» до ближайшего аэропорта, чтобы рейсом Нарьян-Мар–Архангельск–Москва начать свое путешествие к мечте. Их ждали синие кони и розовый замок…
МСЬЕ АНДРЕ СИТРОЕН ПРИГЛАШАЕТ…
Если человеку ничего не надо, значит, у него чего-то не хватает… Нет желаний – нет и жизни: зачем такая жизнь?
Марина и два Андрея… Первый – понятно, а второй – мсье Андре Ситроен. Приехать в Париж и спать? Нет – это глупо и невозможно! Из 70 часов, проведенных на французской земле, всего несколько пришлось на гостиницу, а остальное… А остальное останется у ребят в памяти – думаем, что навсегда! Тут и синие кони – обещанный «Це-три» оказался как раз синего цвета, и розовый замок – он «неожиданно» возник перед нами всего в часе езды от центра Парижа, и, конечно же, «ситроеновский» завод – здесь Андрея и Марину встретили точно так же, как обычно встречают зарубежную делегацию...
Переварить увиденное и услышанное ребятам тяжело – вопросы возникают один за другим. Зачем снимают окрашенные двери – их же только что навесили на кузов! Что будет, если рабочий криво приклеит шильдик на задней двери? Почему не видно склада запчастей? А что произойдет, если робот все-таки неровно вклеит ветровое стекло? Что показывают цифры, горящие на табло под потолком?
Кажется вопросам не будет конца – так все здесь необычно и интересно. Одинакова ли технология сборки моделей С3 и, например, С4, которые производят на другом заводе? Что случится, если на новенькой машине обнаружится, скажем, царапина? Почему не все 100% операций AWтоматизированы? Наши сопровождающие терпеливо отвечают и поясняют. Впрочем, им это даже приятно – кому не хотелось бы оказаться героем чьих-то мечтаний?
Напрасно дома смеялись: мол, кто это вас на завод пустит?! Не только пустили, но и провели по цехам. А потом пошли вопросы и позаковыристее. Не считают ли, например, уважаемые мадам и мсье, что прежние модели «ситроенов» были, пардон, более красивыми? И что современное AWто – не обязательно «Ситроен»! – выглядит как нечто функциональное и правильное, но от того немного скучное, в отличие от «старичков»? Вспомнить хотя бы знаменитый DS – на него и сегодня приятно поглядеть! Он весь такой… ну, вы помните! А вот нынешние С2 и С3 – они скорее забавные, нежели красивые… Удобные, безопасные, экономичные – и в то же время немножко смешные… Французы улыбаются, но… соглашаются! Хотя и приводят в пример тот же С4 в варианте купе – его дизайн скучным не назовешь. Марина радостно кивает – ей он тоже нравится!
Новый «Ситроен» скатывается с конвейера каждые 40 секунд. Сварщик Андрей привык к иным цифрам – серьезный корабль делают годами. Толщина металла тоже, мягко говоря, разная… И еще в цехах «Ситроена» гораздо меньше народу. Но есть и общие черты – к примеру, и наши, и французы заранее знают, кому предназначена их продукция, а потому работают только «под заказ»! А Марина до сих пор не верит, что тысячи этих кругленьких «ситроенчиков» еще до постановки на конвейер обрели своих хозяев…
Некоторые мгновения, выхваченные из 70 часов исполненной мечты, показаны на фото – порадуйтесь за ребят! Но разве обо всем расскажешь – тут ни страниц, ни мегапикселей не хватит…
ПРИСНИЛОСЬ? НЕТ – БЫЛО!
Прощаться всегда грустно. И когда праздники заканчиваются, тоже грустно – ничего не поделаешь. Но если вам грустно лишь оттого, что ваши собственные мечты никак не сбываются – попробуйте исполнить мечту другого! Как это делает ЗР – и будет делать впредь!
Вообще-то на заводах PSA снимать нельзя – но для гостей из ЗР сделали исключение. Только попросили надеть защитные очки: техника безопасности касается всех… С виду наш синенький С3 ничем не отличался от своих собратьев – только под шильдиком на задней двери красовалась табличка Stop&Start. В ней и крылся весь секрет. Таких машин даже во французской столице – единицы. Автомобиль оснащен системой AWтоматической остановки и пуска двигателя, которая, в сочетании с роботизированной коробкой передач, делает С3 особенно экономичным в городе. По данным разработчиков, экономия топлива в городском цикле достигает 10%, а в плотном потоке и 15%.
«Система «Стоп и Старт» – классная штука! Но в России ее пока не будет. На заводе в Ольнэ работа кипит. Заказчики ждут свои С2 и С3. Пока систему устанавливают только на AWтомобили с двигателем 1,4 л мощностью 90 л.с. Это обусловлено размерами и компоновкой моторного отсека, в котором надо разместить стартер-генератор и более мощную аккумуляторную батарею. Для пуска двигателя нужно поставить селектор коробки в положение «старт» и нажать на тормоз. Во время езды после нажатия на тормоз стрелка тахометра падает до нуля – причем еще до полной остановки машины. При этом кондиционер выдает воздух положенной температуры, работает обдув стекол, горят фары. Стоит отпустить тормозную педаль, как мотор оживает. Происходит это незаметно: чуть ярче загораются фары, а стрелка тахометра занимает привычное положение в районе 800 об/мин. Нога еще не коснулась газа, а двигатель уже работает и готов везти до следующей остановки. Кстати, если стоянка затягивается, мотор может пуститься и самостоятельно. Например, если система решит, что аккумулятору нужно подзарядиться.
О роботизированной коробке «сенсо-драйв» ЗР уже рассказывал, но вот Марина и Андрей наблюдали за ее работой впервые. Правый лепесток под рулем повышал передачи, левый – понижал. Однако после нескольких экспериментов все дружно согласились, что в своем AWтоматическом режиме «сенсо-драйв» прекрасно во всем разберется и без вмешательства водителя.
А вот это уже что-то родное! Только в Северодвинске подводные лодки, скажем так, побольше, чем «Наутилус» капитана Немо. «А на Эйфелевой башне были?» – спросят дома. – «Естественно!» – небрежно ответим мы. Машина оказалась жутко «умной»: сама включала в потемках гаража ближний свет и выключала его соответственно засветло. Вот так три дня и проездил «Це-три» по Парижу и пригородам, пуская и останавливая двигатель, переключая передачи и включая фары в нужный момент. За эти дни при полной загрузке машины мы накрутили триста километров и заправили в бак 20 л бензина. Для парижского мегаполиса – совсем неплохой показатель.
Источник: WWW.ZR.RU - AWтомобильный журнал "За рулем"
Citroёn C3 1.4i SX : Мелкий бес
Как все-таки внешность бавает иногда обманчива! Глядя на эти фотографии, трудно поверить, что в этом ангелочке есть что-то от лукавого. Он такой круглый, такой забавный. Игрушечный. Хочется повесить его на новогоднюю елку рядом с шариком.
Как все-таки внешность бавает иногда обманчива! Глядя на эти фотографии, трудно поверить, что в этом ангелочке есть что-то от лукавого. Он такой круглый, такой забавный. Игрушечный. Хочется повесить его на новогоднюю елку рядом с шариком. "Блестящий, красивый, как сувенир" – это про него. Очередной женский AWтомобиль? Кажется.
А познакомившись с ним, я все понял. И приятно удивился. И проникся уважением. Никакой он не игрушечный. И уж вовсе не ангелочек. Он настоящий и очень живой, и далеко не так прост, как кажется. Просто притворяется – ведь он должен угодить всем, а это так трудно!
Впрочем, у него получается. Может, и неправильно начинать статью с вывода, но уж больно хочется сразу же опровергнуть подозрение, что Citroёn C3 – это женский AWтомобиль. Самое верное определение для него – "модный". Да, он задуман и исполнен в стиле "унисекс", но ведь это вполне в духе современной моды, и в своей естественной среде обитания, коей вне всякого сомнения является Европа, С3 будет смотреться вполне гармонично. А у нас?
А у нас на крохотных симпатичных AWтомобильчиках ездят дамы. Желательно, чтобы цвет был поярче и коробка "поAWтоматистей". Но маленький Citroёn особенный. Я вначале улыбался, узрев серьезных дядей за рулем этого ангелочка. Что они там делают? Оказалось, получают удовольствие.
"Ситроенчик" не только выглядит, но и ездит! Представляю себе недоумение водителей, наблюдавших странный высокий AWтомобиль, который, мгновенно перестраиваясь из ряда в ряд, легко и непринужденно пронизывал транспортный поток. Неужели на ТАКОЙ машине можно ТАК ездить?
Не только можно, но и хочется. Французы наделили машинку потрясающим характером. Об управляемости С3 следует говорить серьезно, без тени иронии. Завершить речь следует чем-либо восторженным наподобие: "Да, вот так должен ездить AWтомобиль" или "Настоящий Citroёn!".
Приборная панель очень похожа на те, что находятся перед глазами пилотов "формулы". Только гоночные приборы располагаются на руле, а здесь в центре баранки находится подушка безопасности Оригинальные дефлекторы системы вентиляции, несмотря на всю свою вычурность, достаточно хорошо справляются со своими обязанностями Тему колец, обозначенную дефлекторами, продолжает кулиса рычага КПП
Машина, чья управляемость совершенна, скучен по определению. Как человек без недостатков выглядел бы фальшиво, так и абсолютно правильный AWтомобиль не способен по-настоящему радовать. Поэтому спешу сообщить вам, что C3 несовершенен. Но как раз настолько, чтобы быть интересным.
Вроде ничего особенного: сброс газа заставляет AWтомобиль ввинчиваться в поворот, а при обратном действии он послушно распрямляет траекторию. Классические манеры переднеприводных машин. Но все, что делает этот Citroёn, ощущается спинным мозгом – настолько быстры и однозначны его реакции. Очень интересна настройка рулевого управления с электрогидравлическим усилителем: на движения руля в околонулевой зоне С3 отзывается мягко, даже осторожно, но стоит повернуть баранку сильнее, и AWтомобиль становится резким, почти агрессивным. Это позволяет чувствовать себя одинаково уверенно на загородной трассе и в толчее мегаполиса. И реактивное усилие, сопровождающее манипуляции с рулевым колесом, не оставляет ощущения недосказанности – водитель всегда в курсе того, что происходит с колесами машины. При выявлении способностей "Ситроена" к активной езде очень скоро возникает желание не скромничать со скоростью в поворотах, тем более что подвеска оберегает вестибулярный аппарат пассажиров, не позволяя высокой машине особо крениться. Да, дорожный рельеф передается на кузов довольно подробно, но, думаю, те, кто во главу угла ставит удовольствие от вождения, готовы с этим смириться.
Тактико-технические характеристики двигателя, установленного на нашей "трешке", поначалу не вызвали оптимизма: всего 1360 "кубиков" рабочего объема и 75 сил. Однако практика опровергла теорию – все "лошади" усердно трудятся на ниве разгона, и если не лениться и подстегивать их рычагом КПП, то Citroen демонстрирует бодрость и неплохую динамику. Но стоит потерять бдительность, позволив оборотам двигателя опуститься в нижний диапазон, и AWтомобиль, мгновение назад источавший жизнерадостность, сникает. Тормозные же качества машины с лихвой перекрывают потенциал двигателя – придраться не к чему.
При движении в потоке С3 обнаруживает недостатки в плане обзорности: наружные зеркала кажутся чересчур маленькими, а внутреннее показывает в основном подголовники заднего сиденья. Но это все частности, не омрачающие радости от общения с машиной.
Справедливости ради следует заметить, что многим Citroёn C3 придется по душе даже не после первой поездки, а до нее. Достаточно просто сесть на водительское кресло, чтобы окончательно убедиться в том, что AWтомобиль необычен. Двухцветная центральная панель сразу обращает на себя внимание необычной комбинацией приборов, подсветка которой вызывает в памяти оную у французских же телефонов Alcatel. Главный прибор – цифровой спидометр. И хотя принято считать, что цифры воспринимаются периферийным зрением хуже, чем аналоговые приборы, проблем с осознанием скорости не возникло. А вот с тахометром все не так гладко. Вначале показалось, что его попросту нет, однако спустя некоторое время он обнаружился под самым козырьком приборной панели. Выползающая справа тонкая красная линия символизирует количество оборотов. Привыкнуть к такому тахометру можно, но вглядываться в шкалу и интерпретировать его данные, скорее всего, не захочется.
В душу запали дефлекторы системы вентиляции, которые в открытом положении напоминают глобус с нанесенными на него параллелями и меридианами, а в закрытом – мишень; внутренние техноручки открывания дверей и два бардачка, расположенных один над другим. В целом же салон С3 кажется просторным и воздушным – четыре члена экипажа не будут чувствовать себя консервами.
…Когда я в очередной раз увижу за рулем С3 мужчину, я не улыбнусь. Я его понимаю – он тоже видел мелкого беса. К тому же он тот, кто может позволить себе выделиться, и при этом не находится под гнетом общественного мнения. А значит, он по-настоящему свободен.
Кирилл Бревдо Статья опубликована в журнале "Колеса" №62 за Ноябрь 2002 / №62 http://www.kolesa.ru/
Citroen C3’ 2006: Французское полушарие
Люди несимметричны. Просто в силу своей природы. Будь мы, к примеру, иглокожими – нам была бы свойственна радиальная симметрия, а остановись наше развитие на уровне каких-нибудь малоприятных ланцетников, – осевая. К счастью, homo sapiens сложнее. Даже мозг наш при всей внешней симметрии здорово неоднороден от полушария к полушарию. Как говорят ученые, левая его половина отвечает за рационализм, правая – за чувства и творчество. Так и живут – вместе, но как-то отдельно. Так, во всяком случае, говорят ученые.
Тот факт, что во Франции поселилась несколько необычная популяция "сапиенсов", – безусловно, радует. Радует просто потому, что французам, как, пожалуй, никому другому, удается подружить неподружаемое: красоту с удобством, а изящество – с рационализмом.
В результате консенсуса полушарий головных получается полушарие французское, AWтомобильное – Citroen C3. Автомобиль настолько простой по форме, что даже как-то непонятно, что в нем находит его "целевая аудитория". Да-да, это я обо всех этих девочках, девушках, тетеньках и бабушках, которые только руками всплескивают при виде этакой красотулечки-милашечки о четырех колесиках. И глаза делают – таки-и-ие!..
Что говорить, полукруг – это настолько просто, что даже диву даешься – как это никто со времен VW Kafer и Ситроена 2CV не додумался поэксплуатировать эту геометрическую незамысловатость? Нет, был, конечно, New Beetle, но он оказался скорее профанацией. А потому славы в Европе не снискал. То ли дело C3!
Полукруг – это не только просто, но и эстетично. Воображение сразу находит массу аналогий: от восходящего (или заходящего – по настроению) солнца до совсем уже каких-то анатомических деталей, напрямую отсылающих нас к работам классиков эпохи Возрождения.
Полукруг – это не только эстетично, но и практично. Вот, допустим, выходите вы утром из дома и обнаруживаете, что на месте оставленного под окнами C3 возвышается аккуратный сугробик – зима наступила как всегда внезапно. Вместо того чтобы воевать с этой зимней сказкой посредством шанцевого инструмента, можно просто принять ее! Водрузить сверху ком (чуть меньше Ситроена), на него – еще один (совсем маленький) и, добавив морковно-угольных аксессуаров, оставить до оттепели – пусть детишки радуются!
Признаюсь, на встречу с модифицированной ситроеновской "трешкой" я ехал без особого энтузиазма. Да-да, на наших фотографиях – обновленный C3. Не верите? Присмотритесь. Новая – просветленная (так теперь носят) – головная и хвостовая оптика, другие бамперы. Причем в переднем – воздухозаборник, напоминающий скорее Peugeot, чем Citroen. Что еще? Еще – внутри. Окантовка "под алюминий" слегка освежила салон. Пластик, правда, так и не шагнул дальше "софт-лука", но впечатления дешевки не производит. Ну да Бог с ним.
Главное – тут теперь есть тахометр. Он, конечно, не стал круглым и отдельным (это Citroen все-таки), но зато вокруг цифрового спидометра по изогнутому каналу "плавает" не остаток губной помады, а настоящая стрелка. Сегодня нам она, правда, скорее всего не понадобится – 1.6-литровый мотор на "нашем" C3 снабжен "роботом" – обAWтомаченной механикой то есть. Причем "с ушами" – по обе стороны от руля торчат серебристые рычажки "ручного" переключения передач. Толку от них еще меньше, чем от тахометра – вместе с рулем не поворачиваются. Хотя на прямой пользоваться можно вполне – и форма, и усилие в самый раз.
Робот поумнел. Если ехать без надрыва, его вполне можно принять за классический AWтомат с гидротрансформатором – все довольно плавно, без рывков и клевков. Стоит отпустить 109-головый "табун" на волю, начинаются проблемы. Плавность переключений оборачивается медлительностью, ручной режим спасает лишь отчасти – "C-3PO" (французский ответ Лукасу) становится понятливей, но не быстрее. Но это скорее придирки. Во-первых, такие коробки покупаются для езды по пробкам, а во-вторых, "роботы" развиваются гораздо быстрее, чем в свое время AWтоматы. И ситроеновский – точно один из лучших.
Пожалуй, сильнее всего C3 изменился по части управляемости. Подвеска, правда, по-прежнему шумновата и жестковата на "мелочи", но крены уменьшились, а энергоемкость в этой "весовой категории" всегда была в дефиците. Зато французы постарались побороть невнятность рулевого. Получилось. Оставаясь легким на парковке, руль буквально каменеет, стоит с нее выехать. Усилие нарастает как-то внезапно – как будто тебя пытаются убедить в том, что руль не стоит крутить вообще. Если все же осмелиться, можно обнаружить, что реактивное действие несет в себе достаточный объем информации о перемещениях "полушарика" в пространстве.
Странный он, этот Citroen C3. Трогательный и задиристый одновременно. Игривый и чуть надменный. И, увы, – не по мне. Тут ничего не поделаешь – я "с детства угол рисовал". Зато вместе с рестайлинговым C3 к нам пришли интригующие новости: скоро (вроде бы) у нас должен появиться "заряженный" C3 VTR. А еще X-TR – с некрашеными бамперами и увеличенным клиренсом. Его мне точно не захочется превращать в снежную скульптуру.
Николай Свистун Статья опубликована в журнале "Колеса" №99 за Январь 2006 / №99 http://www.kolesa.ru/