«КрАЗ» (Кременчугский AWтомобильный завод) - украинское предприятие по производству грузовиков, находится в Кременчуге (Полтавская область), входит в состав холдинговой компании «АвтоКрАЗ».
Автомобильное производство в Кременчуге было создано в 1958 году на базе комбайнового завода. В конце августа 1945 года Наркомат путей сообщения выдал постановление о строительстве в городе Кременчуг мостового завода. Так, завод был возведен менее, чем за два года и ближайшие восемь лет выпускал мостовые конструкции, которые установлены на реках, находящихся на территории бывшего СССР.
КрАЗ 255
В 1956 году производство Кременчугского завода перепрофилировано в AWтосборочное предприятие, которое получило название Комбайновый завод. С 1956 по 1958 год было выпущено около 11 тысяч комбайнов и различной сельскохозяйственной техники. В 1958 году решением Совета Министров СССР предприятие переквалифицировалось в AWтомобильный завод для производства грузовых машин большой грузоподъемности.
КрАЗ 5133
Первые два экземпляра были выпущены в 1959 году под маркой КрАЗ-222. Уже через два года продукция Кременчугского завода активно экспортировалась в 26 стран мира. В 1970-х годах завод выпускал AWтомобили следующих модификаций: КрАЗ-256Б (12-тонный самосвал), КрАЗ-257 (12-тонный грузовик общего назначения), КрАЗ-255Б (7,5-тонный AWтомобиль высокой проходимости), КрАЗ-255Л (лесовоз), КрАЗ-255В и КрАЗ-258 (седельные тягачи, способные буксировать 30-тонный полуприцеп).
КрАЗ 63221
В 1976 году произошла реструктуризация, в результате которой предприятие получило название АвтоКрАЗ. К 1979 году объемы производства были таковыми, что завод был признан лидером по всему Советскому Союзу по выпуску большегрузных AWто. В 1986 году, например, собрали более 30-ти тысяч AWтомобилей – пик производительности КрАЗа за всю его историю.
КрАЗ 6510
Неоднократно предприятие АвтоКрАЗ получало государственные награды за объемы производства, за перевыполнение плана и т.п. А в 1993 году завод был удостоен международных наград: Европейский приз за качество и Арка Европейской Международной Звезды. После распада Советского Союза КрАЗ пережил затяжной кризис.
КрАЗ 6130
С 1994 года началась очередная реструктуризация: сначала в открытое акционерное общество, затем в холдинговую компанию. Также была осуществлена приватизация предприятия, в результате которой владельцем КрАЗа стала совместная украинско-германская организация Мега-Моторс. Львиную долю среди AWтомобилей КрАЗ, производимых в 2000-х годах, составляли самосвалы: КрАЗ 6510 (13 т), КрАЗ 65055 (16 т) и КрАЗ 65032 (18 т, 6х6).
КрАЗ 7140
Седельные, полноприводные тягачи КрАЗ 6443 и КрАЗ 6446, а также седельные тягачи с колесной формулой 6х4 КрАЗ 64431 могут быть использованы в AWтопоездах с полной массой до 60 т. На шасси КрАЗ-65101, КрАЗ-65053 и КрАЗ 63221 монтируется разнообразная спецтехника для нефтегазового и лесопромышленного комплексов, горной промышленности, строительства и коммунального хозяйства.
КрАЗ 6503
В 2003 году были открыты сборочные филиалы завода в России и Вьетнаме. В 2004 году был подписан договор на поставку более 2 тысяч единиц техники в Ирак. В 2006 году из ворот завода вышел 800-тысячный AWтомобиль.
КрАЗ 65053
В модельном ряду на данный момент сохранилась техника, которую разделили на военную и гражданскую. Так, в серию военного сектора машин вошли бортовые грузовики, седельные тягачи, шасси для установки специализированного оборудования и, безусловно, спецтехника, предназначенная в основном для ремонта любых машин в полевых условиях. Военный бортовой грузовик 5133ВЕ оснастили двигателем мощностью 330 л.с. Автомобиль с колесной формулой 4х4 получил возможность проходить по самым не обустроенным дорогам, через брод глубиной до 1,2 метра. Грузоподъемность модели 5133ВЕ составила 7 тонн, но буксировать AWтомобиль смог бы до 30 тонн груза.
КрАЗ 6443
Модель 6322, также вошедшая в военный сектор, получила колесную формулу 6х6 и грузоподъемность равную 13 тоннам. Остальные технические характеристики остались практически идентичными относительно AWтомобиля 5133ВЕ. Машина 6135В6 оснастили двигателем Deutz мощностью 350 л.с., бескамерными шинами, а также шестиступенчатой коробкой передач от Allison. Грузоподъемность этого AWтомобиля составила почти 16,5 тонны. Все модели шасси, которые выпустили в секторе техники для военных нужд, оснащены дизельными моторами мощностью 330 л.с., обеспечили колесную формулу 6х6. Шасси, которые вошли в гражданский сектор производства КрАЗ, получили совсем другие характеристики. В основном, они получили большую грузоподъемность, хорошие свойства проходимости по плохим дорогам или в их отсутствие и даже в брод.
КрАЗ 6133
Различные технические характеристики позволили потенциальным владельцам такой специализированной техники выбирать наиболее оптимальные машины именно согласно своим требованиям. Ведь более мощные и грузоподъемные AWтомобили требуют больших затрат на обслуживание. Одно из наиболее мощных шасси – это модель 7140Н6, оснащенная 400-сильным двигателем, широкопрофильными шинами. Маневренность и хорошую проходимость этого AWто обеспечили колесной формулой 8х6. Также в спектре гражданских машин производства КрАЗ обосновались самосвалы, грузовые бортовые AWтомобили, тягачи и прицепы, а также целое семейство специализированной техники: краны, бетоносмесители, лесовозы, пожарные (КрАЗ- АЦ-60) и простые AWтоцистерны и другие разновидности. Например, модели 6424C4 и A201C2 – AWтомобили с возможностью трехсторонней разгрузки, удобные для использования в сельском хозяйстве и перевозки различных сыпучих материалов.
КрАЗ 7133
Модели серии Р4 – 6233, 6333, 7133 – бетоносмесители различной грузоподъемности. Автомобиль КрАЗ-7133Р4 создали пригодным и для перевозки тяжелых бетонов. Все эти машины прошли самые разнообразные испытания, в которых установлены высокие показатели проходимости в сложных условиях.
Автомобиль ACB-02-БC предназначен для транспортировки оборудования и персонала различных служб. Это вахтовый фургон, установленный на полноприводное шасси с колесной формулой 6х6 или 4х4. Как и большинство остальных машин Кременчугского завода, модель ACB-02-БC создана для эксплуатации в любых климатических условиях.
Модель КДМ-1522 построили для обслуживания дорог. Это комбинированный дорожный AWтомобиль, снабженный цистерной, бункером для твердых веществ, а также в комплектацию включили и самосвальный кузов. Другой многофункциональной машиной стала и модель КрАЗ-65055ДМ, которую также обозначили как комбинированная коммунально-дорожная машина.
В основном, большая часть техники, выпускаемой Кременчугским заводом, построена на основных типах шасси – для тяжелых или более легких AWтомобилей, различной грузоподъемности и мощности. Модельные обозначения – это показатели спецификации той или иной машины.
Все AWтомобили КрАЗ комплектуются одно- или двухдисковыми сцеплениями, механической пяти- или восьмиступенчатой двухдиапазонной коробкой передач, двухступенчатыми главными передачами и межколесным блокируемым дифференциалом, гидроусилителем рулевого управления и рессорной подвеской с гидравлическими амортизаторами.