TVR - независимая британская AWтомобильная компания, с конца 40-х годов выпускающая экстремально быстрые машины.
История "TVR Engineering" началась в 1947 году, когда молодой инженер Тревор Уилкинсон (Trevor Wilkinson) изготовил свой первый двухместный AWтомобиль из легкого сплава на базе шасси довоенного "Alvis Firebird". Первый AWтомобиль "TVR" на собственном шасси был сделан в 1949 году. Он имел сигарообразный кузов из легкого сплава, и на нем был установлен двигатель Ford 100E объемом 1172 куб. см с боковым расположением цилиндров. Два года спустя Уилкинсон дал своей маленькой компании название, производное от собственного имени TreVoR - "TVR Engineering".
TVR Taimar
К 1956 году AWтомобили "TVR" уже продавались в США, а в 1958 году началось производство модели "Grantura". Будучи достаточно быстрой и внешне привлекательной, эта модель вполне соответствовала устоявшимся в то время стандартам. К середине 60-х годов было изготовлено около 100 AWтомобилей "Grantura". Спортивная история "TVR" началась в 1962 году, когда на 24-часовой гонке Le Mans участвовало три AWтомобиля "Grantura".
TVR S
В 1963 был сделан следующий значительный шаг вперед: была создана модель "TVR Griffith", которая базировалась на модели "Grantura" с модифицированным шасси и имела 4,7-литровый двигатель Ford V8. Свое название модель получила по имени американского торговца AWтомобилями Джека Гриффита (Jack Griffith), который годом раньше установил на свой "TVR Grantura" фордовский двигатель. По своим характеристикам данная модель (определенные модификации имели мощность более 271 л.с.) могла спокойно конкурировать с "Jaguar" и "Ferrari" тех лет. Однако из-за довольно высокой цены спрос на данную модель оставлял желать лучшего. Всего было изготовлено 300 таких машин.
TVR 400
В 1965 году финансовые трудности чуть было не привели к полному краху компании, и в конце года руководство "TVR" перешло в руки отца и сына Лиллей (Lilley). Артур Лиллей (Arthur Lilley) был держателем акций "TVR", а его сын Мартин (Martin Lilley) - дилером. Кроме того, он участвовал в гонках на "TVR Griffith". В ноябре 1966 года на AWтосалоне в Турине (Turin Motor Show) был представлен спортивный кабриолет "2+2" "Tina". Дизайн AWтомобиля был осуществлен Тревором Фьоре (Trevor Fiore). Основная идея при разработке данной модели заключалась в создании небольшого элегантного спортивного астомобиля. Однако по различным причинам модель так и не была запущена в производство. Единственный экземпляр прототипа находится у Джерри Маршалла (Gerry Marshall), фаната и гонщика "TVR".
TVR Griffith
После смены руководства компании начался рост производства и сбыта AWтомобилей "TVR". Модель "Grantura" была заменена на "Vixen", а "Griffith" - на "Tuscan V8". Модель "Vixen" по своей сути была обновленной "Grantura" с поперечно расположенным двигателем "Ford Cortina GT" объемом 1599 куб. см. В 1970 году "TVR" перенесла свои производственные мощности в Bristol Avenue, где они и располагаются по сей день.
TVR Chimaera
В 1972 году была анонсирована серия "M" (по заглавной букве имени Martin), которая поддерживала славу "TVR" в 70-е годы. Уже в 1973 году объем производства составлял до 10 AWтомобилей в неделю. Автомобили серии "M" выпускались в модификациях купе, хэтчбэк ("Taimar"), кабриолет ("3000S"), а также турбообтекаемой формы. Причем последняя модификация по своим характеристикам ускорения превосходила даже "Porsche 911 Turbo" с 3-литровым двигателем. В 1979 году модель "1600M" выиграла серию "AV-BRSCC Prodsports", а модель "3000M" выигрывала все гонки, в которых участвовала, и в результате стала чемпионом серии "BRDC Prodsports" в 1980 году.
TVR Tuscan
В 1980 году была разработана модель "Tasmin", названная так по имени подруги Мартина Лиллея, с новым шасси, кузовом и немецким двигателем Ford Cologne V6 объемом 2792 куб. см и мощностью 160 л.с. Стиль кузова машины был разработан Оливером Уинтерботтомом (Oliver Winterbottom), который создал также "Lotus Elite" и "Eclat". Были представлены варианты купе, кабриолет и "2+2". Модели "Tasmins" с двигателями V6 и V8 также успешно участвовали в гонках. Однако спрос на эту модель оказался ниже ожидаемого, и над "TVR" вновь сгустились тучи. В 1982 году владельцем и руководителем "TVR" стал Питер Уилер (Peter Wheeler), бывший инженер-химик, и уже год спустя публике была представлена новая модель "TVR 350i" с двигателем "Rover V8", развивавшим мощность до 190 л.с. Аналогичная модель с двигателем 2,8 л получила наименование "TVR 280i".
TVR Cerbera
Новая глава в истории "TVR" открылась в 1987 году с рождением AWтомобилей серии "S". Хотя они были похожи на машины серии "M", это были совершенно новые AWто. Они комплектовались 2,9-литровыми двигателями "Ford V6" с впрыском топлива. Имея очень низкую цену для AWтомобилей такого класса (около 13000 фунтов стерлингов), они позволили за год почти вдвое увеличить объем производства. Однако подлинный триумф "TVR" стал возможен с возрождением модели "Griffith". В 1990 году в Бирмингеме впервые был представлен высокомощный заднеприводный AWтомобиль с двигателем Rover TVR Griffith 500, максимальная скорость 269 км/ч. Первые машины были проданы заказчикам в начале 1992 года и завоевали большую популярность на первой же AWтомобильной выставке. А выпуск в 1993 году "Griffith 500" позволил модели войти в клуб классических спортивных AWтомобилей. С февраля 1997 TVR предлагает Griffith 500 не только со складным мягким верхом, но и в версии hardtop.
TVR Tamora
Затем были выпущены модели "Chimaera" и "Cerbera", которые еще более упрочили статус "TVR" как самого популярного британского независимого производителя AWтомобилей. Модель "TVR Tuscan" стала следующим этапом в спортивных достижениях компании. Имея мощность 450 л.с. при весе всего 800 кг, этот AWтомобиль доминировал на гонках вплоть до 1996 года и завоевал признание по всему миру. Недавно Tuscan получила некоторые обновления внешности и силового агрегата. Самый мощный TVR Tuscan S обладает 390-сильным двигателем, который позволяет разогнать AWтомобиль до 300 километров в час.
TVR Sagaris
В 90-х годах был создан "Project 12/7" для участия в самых престижных гонках серии "FIA Global GT Challenge".
В 2004 году куплена Николаем Смоленским, сыном известного олигарха Александра Смоленского. В апреле 2006 года, отвечая на падение спроса, производство сократилось с 12 машин в неделю по 3 или 4, в TVR уволены некоторые из ее 300 сотрудников.
Весной 2007 года Смоленский продал завод TVR предпринимателям из США — Адаму Бурдетту и Жану-Мишелю Сантакрё, которые намерены экспортировать TVR в США. Однако, в течение месяца, Николай Смоленский вновь выкупил контрольный пакет акций фирмы и позже подтвердил намерение со временем перенести сборочное производство в Италию, но производство моторов оставить в Великобритании (их по заказу TVR собирает известная компания Ricardo).
Модельный ряд в 2007 году состоял из 2-х моделей: TVR Sagaris и TVR Tuscan S (в модификациях родстер и купе). В России модели этой марки официально продавались компанией «Спортмобиль».