«Крайслер» (Chrysler Corporation), американская AWтомобильная компания, специализирующаяся на выпуске легковых AWтомобилей марок «Крайслер», «Додж», «Плимут», «Игл»и др., грузовиков «Додж», пикапов, а также разнообразных комплектующих.
Существуют финансовое и технологическое отделения корпорации; выпускается электронная и авиакосмическая продукция. Штаб-квартира находится в Оберн-Хиллз (штат Мичиган).
Chrysler Voyager I ES
С 1998 компания объединена с корпорацией «Даймлер-Бенц» в единый концерн «Даймлер-Крайслер».
Chrysler NEW Yorker Fifth Avenue
Компания основана в 1924 известным инженером и бизнесменом Уолтером Крайслером в результате реорганизации компании «Максвелл Мотор» (поглотившей в свою очередь «Чалмерс Мотор», основанную в 1908) и «Виллис-Оверленд».
Chrysler LE Baron
В 1924 же вышел первый легковой AWтомобиль марки «Крайслер 70» с 6-цилиндровым двигателем с высокой по тем временам степенью сжатия, который имел гидравлические тормоза на всех четырех колесах. Этот AWтомобиль имел бешенный успех в США. В первый же год их было продано более 32.000 штук.
Chrysler Daytona Shelby
В 1926 году был выпущен более комфортный вариант Chrysler Foyr, а потом уже и Chrysler Imperial Six.
Chrysler Saratoga
Крайне удачным приобретением стала покупка в 1928 г компании «Додж», сразу же выведшая «Крайслер» в число важнейших AWтомобильных компаний Америки. В этом же году были запущены марки Plymouth («Плимут») и DeSoto («Де Сото»).
Chrysler Concorde
Мощный рывок делает «Крайслер» в конце 40-50-х годов. В 1949 появляется удобное новшество — запуск AWтомобиля с помощью ключа зажигания. Целый ряд мощных моделей выводит компанию вперед в деле создания все более мощных двигателей.
Chrysler Viper
В 1955 «Крайслер-Империал» выделяется в отдельную линию «Империал». Компания делает сильный рывок и начинает скупать акции европейских предприятий: в 1963 покупает 40% акций испанской компании Barreiros Diesel («Баррейрос Дизель»), в 1964 30% акций британского AWтомобильного консорциума Rootes Group («Рутс Груп»), в 1966-67 около 80% акций французской фирмы «Симка».
Chrysler Vision
Эти фирмы именуются соответственно «Крайслер Эспанья», «Крайслер Юнайтед Кингдом», «Крайслер Франс» и объединяются впоследствии в «Крайслер Европа».
Chrysler Town & Country II
В 1970 «Мицубиси Моторс» выпускает под маркой «Крайслер» малолитражные AWтомобили для продажи в США. Но 70-е годы становятся для компании убыточными: сказался и энергетический кризис, и непродуманная производственная политика.
Chrysler Cirrus
В 1978 руководство отделением «Крайслер Европа» передается концерну «Пежо—Ситроен» (Peugeot—Citroen), но все равно «Крайслер» оказывается на грани банкротства.
Chrysler Stratus Cabrio JX
Для спасения компании был приглашен известный менеджер Ли Якокка, которому удалось получить крупный заем от федерального правительства, доказав, что закрытие заводов такой гигантской корпорации как «Крайслер» было бы национальной трагедией Америки. Якокка удалось вывести компанию в ряд прибыльных к 1983.
Chrysler GTS Viper
К «Крайслеру» присоединяются «Ламборгини» (1987), «Америкен Моторс Корпорейшн» со своим знаменитым отделением «Джип».
Chrysler LHS
Минивэн Chrysler Voyager/Town&Country впервые в качестве прототипа был представлен в Детройте в январе 1983. Осенью 1990 была осуществлена модернизация. В январе 1995 появилась новая модификация.
Chrysler Intrepid
В январе 2000 в Детройте было представлено новое поколение моделей Voyager предназначен для европейского рынка. Chrysler Town&Country сочетает в себе AWтомобиль повышенной комфортности и фургон.
Chrysler 300 M
В 1985-89 «Крайслер» разрабатывает небольшие экономичные AWтомобили в содружестве с «Мицубиси Моторс» и «Рено».
Chrysler Neon II
Появившийся в 1986 году Le Baron удержался на америкнском рынке только шесть лет. Chrysler Stratus/Cirrus, преемник модели LeBaron, впервые был представлен в Детройте и Лос-Анджелесе в январе 1994.
Chrysler Prowler
Chrysler Concorde впервые был представлен в январе 1992. Concord является родоначальником AWтомобилей, которые представлены в программе Chrysler как отдельные модели — LHS и 300M. Автомобили созданы на единой платформе и практически не изменились в 2000 г.
Chrysler PT-Cruiser
"Люксовая модель" LHS со стартовой ценой 28,5 тыс. долларов отличается более богатым оснащением и мощным 3,5-литровым двигателем в 257 л.с. Это удлиненная модификация Chrysler Concorde (в США - NewYorker). Появилась в январе 1997.
Chrysler Pacifica
Быстроходный 300М, входящий в ту же ценовую группу, мало отличается от LHS, но характеризуется как спортивный седан "люкс"-класса. Впервые был представлен в Детройте в январе 1998.
Chrysler Sebring
Chrysler Viper/GTS, популярное супермощное и высокоскоростное спортивное купе класса "гран-туризмо" исполнения "люкс" на базе родстера RT/10. Впервые представлено в качестве прототипа в Детройте в январе 1993, как серийная модель — летом 1996. Прототипом модели послужила знаменитая Cobra 1960-х гг.
Chrysler Crossfire
Осенью 1993 года вышел компактный переднеприводный AWтомобиль Chrysler Neon, компактный переднеприводный AWтомобиль с поперечено расположенным двигателем.
Chrysler 300C
Chrysler Cirrus, экспортное название Stratus, (преемник модели LeBaron). Впервые был представлен в Детройте и Лос-Анджелесе в январе 1994. Известна как Dodge Stratus и Plymouth Breeze. Одна из лучших моделей фирмы, отличается хорошей динамикой, управляемостью, насыщенной стандартной комплектацией.
Chrysler Firepower Concept
Chrysler Sebring, двухдверный переднеприводный AWтомобиль(выпускается с двумя вариантами кузовов — купе и кабриолет). Премьера - осень 1994.
Chrysler Aspen
В 1998 состоялось объединение с корпорацией «Даймлер-Бенц». Образованная путем слияний двух гигантов компания получила название «Даймлер-Крайслер».
Chrysler Grand Voyager
В 2000 выпущен новый AWтомобиль Chrysler PT Cruiser, предназначенный для европейского рынка. На американских предприятиях прозводство было приостановлено в 2000 для переориентации на новые рынки из-за насыщенности американского.
Chrysler 200
В 2007 DaimlerChrysler продал подразделение Chrysler за $7,4 млрд фонду Cerberus.
30 апреля 2009 года Chrysler объявил о техническом банкротстве. После выплаты долгов часть акций Chrysler были проданы концерну Fiat.