МАЗ (полн. Производственное республиканское унитарное предприятие «Минский AWтомобильный завод») — крупнейшее государственное предприятие Беларуси по выпуску большегрузных AWтомобилей, а также AWтобусов, троллейбусов и прицепов.
Завод является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правом юридического лица, входит в качестве головного предприятия в состав производственного объединения «БелAWтоМАЗ» (в составе которого находятся также «МоАЗ» (Могилев), «БаАЗ» (Барановичи), «ОАЗАА» (Осиповичи), «КЗТШ» (Жодино), «Литмаш» (Минск), «ДЭМЗ» (Дзержинск), «СтройМАЗтрест» (Минск).
МАЗ 200
История завода началась 16 июля 1944 года, когда после освобождения Минска от немецких оккупантов началось восстановление мастерских для ремонта AWтомобильной техники.
МАЗ 500
9 августа 1944 года было принято решение об организации AWтосборочного завода в Минске, а в октябре 1947 года на заводе были собраны первые пять AWтомобилей МАЗ-205.
МАЗ 5549
В конце 1948 года было завершено строительство первой, а в 1950 году и второй очереди завода. В 1951 году завод выпустил 25 тысяч машин.
МАЗ 504
Первый в мире 40-тонный самосвал МАЗ-530 на Всемирной промышленной выставке в Брюсселе в октябре 1958 года был отмечен высшей наградой — «Гран-при».
МАЗ 5335
В ноябре 1958-гo на Минском AWтозаводе были собраны образцы AWтомобилей МАЗ-500 и МАЗ-503, которым предстояло прийти на смену AWтомобилям первого семейства.
МАЗ 5434
Переход к производству машин нового семейства потребовал сложных технических решений, всесторонних испытания создаваемой техники, реконструкции производства.
МАЗ 5551
31 декабря 1965 года с главного конвейера сошел последний AWтомобиль первого семейства МАЗов — AWтосамосвал МАЗ-205. Завод полностью перешел на выпуск AWтомобилей семейства МАЗ-500, постоянно наращивая их производство.
МАЗ 5337
Семидесятые годы были годами ускоренного обновления выпускаемой техники. В сентябре 1970-го было начато производство модернизированных AWтомобилей МАЗ-500А, а в марте 1976-го с главного конвейера сошел первый самосвал МАЗ-5549 нового семейства.
МАЗ 5432
19 мая 1981 года на главном конвейере был собран первый седельный тягач МАЗ-5432 нового перспективного семейства AWтомобилей и AWтопоездов.
МАЗ 5336
14 апреля 1989 года был выпущен миллионный МАЗ. Им стал седельный тягач МАЗ-64221. На заводе развернулась подготовка к широкому производству трехосных седельных тягачей.
МАЗ 6422
11 марта 1997 года с конвейера Минского AWтомобильного завода сошел первый магистральный тягач нового семейства МАЗ-54421.
МАЗ 6425
Прицепная техника (одно-, двух-, трехосная) может быть оборудована тентованными, жесткими и изотермическими кузовами; прицепы-шасси применяются под установку различного спецоборудования. Налажено производство прицепов к самосвалам с двусторонней разгрузкой.
МАЗ 6317
Филиалом завода «БелAWтоприцеп» выпускаются также и прицепы к легковым AWтомобилям. Среди AWтомобилей МАЗ особое место занимают модели нового для МАЗа класса — среднетоннажные AWтомобили.
МАЗ 101
Завод включает в себя все виды действующих производств, свойственных современным крупным машиностроительным заводам, среди которых: литейное, кузнечное, прессовое, сварочное, механообрабатывающее, термическое, окрасочное, сборочное, инструментальное.
МАЗ 5516
Совместно с AWтоконцерном MAN создано совместное белорусско-немецкое предприятие ЗАО «МАЗ-MAН» (Минск), на котором с 1998 года было налажено серийное производство большегрузной AWтомобильной техники с использованием кабины и двигателя производства МАН и на шасси МАЗ.
МАЗ 6303
В 1992 году был создан филиал по производству AWтобусов АМАЗ, который начал сборку AWтобусов по лицензии фирмы «Неоплан».
МАЗ 104С
Низкопольный AWтобус МАЗ-101 внешне был неотличим от своего заграничного родственника, но эксплуатация выявила его слабые места — частые неисправности сложного заднего моста и белорусского двигателя ММЗ-Д-260.5.
МАЗ 105
МАЗ-102 — экспериментальная модель, выпущенная в единственном экземпляре. Был оснащён 6-цилиндровым рядным двигателем ММЗ Д260.5 мощностью в 230 л.с. В серию не пошёл, вместо него начали выпуск AWтобуса МАЗ-104.
МАЗ 107
В 1996 году завод приступил к производству усовершествованной модели МАЗ-103. На нем устанавливался усовершенствованный задний мост, а конструкция моторного отсека позволяла применять двигатели ММЗ, Рено, МАН с механической или AWтоматической коробкой передач. МАЗ-103C — пригородная версия МАЗ-103 с двумя дверями и увеличенным количеством посадочных мест в салоне.
МАЗ 152
Относительно недорогая модель AWтобуса МАЗ-104, производство которой осуществлялось в 1997-2006 годах, отличалась широким применением в конструкции узлов от серийных грузовых AWтомобилей МАЗ.
МАЗ 437040
Однако конструкторы были вынуждены отказаться от низкопольной компоновки. МАЗ-104C — пригородная версия МАЗ-104 с двумя боковыми дверями и изменённой планировкой салона.
МАЗ 6430
160-местный сочленённый городской AWтобус МАЗ-105 производился с 1998 года. На нём установлен 266-сильный двигатель Renault, расположенный в специальной шахте впереди среднего ведущего моста. Коробка передач механическая 6-ступенчатая или AWтоматическая 3-ступенчатая, подвеска всех колес зависимая пневматическая, тормозная система с АБС.
МАЗ 256
МАЗ-106 — экспериментальная модель, выпущена в трёх эксземплярах.
МАЗ 171
В 2001 году появился удлиненный трехосный МАЗ-107. Высокая пассажировместимость и отсутствие дорогого и снижающего надежность узла сочленения делают эту модель привлекательной для применения на загруженных маршрутах. Основные поставки МАЗ-107 шли в Москву.
МАЗ 103
В 2004 году завод представил первую модель в линейке AWтобусов второго поколения — МАЗ-256. Автобус т. н. восьмиметрового класса имеет 28 посадочных мест. Характерные черты всех машин второго поколения — стеклопластиковая обшивка кузова с панелями окрашеными в массе, вклеенные стекла, линзовая оптика.
МАЗ 251
В 2005 году представлен следующий AWтобус второго поколения — городской низкопольный МАЗ-203. Основное отличие новой модели предшественника — полностью низкопольная конструкция (без ступеньки на задней площадке как в МАЗ-103).
МАЗ 206
Мелкосерийное производство этого AWтобуса началось со второго квартала 2006, а первая крупная партия (50 AWтобусов) была произведена по заказу Казани в первой половине 2007.
МАЗ 203
Другой городской AWтобус второго поколения — МАЗ-206 был представлен в июле 2006. Это машина средней вместимости, предназначенная для применения на ненапряженных городских маршрутах, в качестве служебного или VIP AWтобуса.
МАЗ 205
МАЗ-206 имеет низкий уровень пола в передней части AWтобуса, где расположена просторная накопительная площадка, а в задней части уровень пола повышается. Мелкосерийное производство началось в конце 2006 года, а в Белорусские AWтопарки AWтобус начал поступать в конце 2007.
МАЗ 231
В августе 2007 был представлен пригородный вариант этого AWтобуса, получивший название МАЗ-226 он отличается отсутствием накопительной площадки, увеличенным до 31 количеством сидячих мест, и наличием небольшого багажного отсека по левому борту. В 2009 году завод представил сочленённый AWтобус 2-го поколения МАЗ-205.
МАЗ 241
На заводе освоено производство междугороднего AWтобуса МАЗ-152, туристического МАЗ-251, аэродромного МАЗ-171.
МАЗ 6440
«АМАЗ» достиг серийного производства 8 моделей AWтобусов и более 50 модификаций на их базе, среди которых AWтобусы, предназначенные для эксплуатации в особых условиях: в северных районах — со специальной системой отопления и теплоизоляцией салона, двойным полом, уменьшенной площадью остекления, а в южных районах — с усиленной системой вентиляции и увеличенными сдвижными форточками и пр.
Сегодня доля импорта (без учёта силового агрегата) не превышает 8 процентов (это клей, лаки-краски, пластик, тормозная аппаратура, механизмы открывания дверей).